Каждый человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, и данная потребность постоянно развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Такой факт определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия нашей жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Стоит отметить, что «высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации и социализации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования личностных и коммуникативных умений с самого раннего детства» [3, с. 177].
Выбирая общение объектом своего исследования, ученые осознают, что «в современных условиях оно приобретает иное качество. В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т.д.), возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты» [4, с. 78]. В этом контексте общение и его значение для развития личности каждого - это важная проблема научных исследований.
Признание самоценности младшего школьного возраста и отношение к нему как уникальному периоду развития личности определило задачу расширения возможностей каждого ребенка для компетентного выбора своего жизненного пути, который «будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, социализацией в обществе, активностью в разных видах деятельности, мотивацией к общению с другими и т.д.» [6, с. 210].
На сегодняшний день современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования и развития личностных и коммуникативных умений и навыков в развитии детей (В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Т.А.Репина, А.Г.Рузская и др.).
Значение cформированности личностных и коммуникативных умений становится более очевидным на этапе начала обучения детей в школе (Г.Г.Кравцов, М.И.Лиcина, В.А.Петровский, А.Г.Рузская, Е.Е.Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом, затрудняет процесс социализации и формирование мотивации к обучению. Именно развитие личностных и коммуникативных умений является приоритетным основанием обеспечения начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, социализации, важнейшим направлением социально-личностного развития. В связи с этим проблема развития социализации и мотивации детей младшего школьного возраста средством формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий является весьма актуальной.
Социализация является «важным процессом интеграции индивида в социальную систему, его вхождение в социальную среду через овладение социальными нормами, правилами и ценностями, навыками, знаниями, которые позволяют успешно существовать в обществе» [8, с. 44].
Социализация детей младшего школьного возраста - это «процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, процесс формирования у детей готовности к социальным действиям» [8, с. 48].
Мотивация - это «психофизиологический процесс, который управляет поведением человека, задает его направленность, побуждает к действиям» [1, с. 87].
Мотивация детей младшего школьного возраста - это «внутренняя психологическая характеристика личности, которая выражается во внешних проявлениях, в отношении школьников к окружающему миру и различным видам деятельности» [2, с. 114].
Деятельность младших школьников, если в ней отсутствует мотив или он слабый, приобретает неустойчивость, либо не осуществляется. От того, как чувствуют младшие школьники себя в определенной ситуации, зависит объем их усилий, которые они прилагают в учебе, поэтому очень важно, чтобы процесс обучения вызывал у детей интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям и напряженному умственному труду [7].
С целью исследования уровня социализации и развития мотивации у детей младшего школьного возраста было проведено эмпирическое исследование на базе МБОУ Ширинской СШ № 18 (село Шира Республики Хакасия). В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста - учащиеся 4-х классов в возрасте 9-10 лет.
Для выявления уровня социализации детей младшего школьного возраста были использованы такие методики как «Диагностика интерактивной направленности личности» Н.П.Фетискина, «Уровень социализации детей» М.И.Шиловой и метод наблюдения за детьми в учебной и внеучебной деятельности. В ходе проведения данных диагностических методик были получены результаты, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 - Уровни социализации у детей младшего школьного возраста МБОУ «Ширинская СШ № 18»
Исследование уровня социализации детей младшего школьного возраста МБОУ «Ширинская СШ № 18» позволило выявить, что среди них преобладает средний уровень социализации, что свидетельствует о том, что данные дети имеют недостаточно высокие навыки межличностных взаимодействий в социуме, мало эффективные подходы к выстраиванию отношений со сверстниками и взрослыми, редкие затруднения в общении, слабую решительность по отношению обозначения своих позиций.
Для выявления уровня развития мотивации у детей младшего школьного возраста использовались такие методики как «Мотив участия в деятельности» Л.В.Байбородовой, «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой, «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» А.Д.Андреевой. Полученные результаты в ходе проведения данных методик наглядно отражены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Уровни развития мотивации к обучению в школе у детей младшего школьного возраста МБОУ «Ширинская СШ № 18»
Как отражено на рисунке 2, среди детей младшего школьного возраста МБОУ «Ширинская СШ № 18» преобладает средний уровень мотивации. Для данных детей характерно положительное отношение к школе, понимание учебного материала, усвоение основной информации в программе, самостоятельное решение типовых задач, но все это требует постоянного контроля. Дети сосредоточены только по интересам, готовятся к урокам, поручения выполняют, но нужен постоянный контроль, общаются со многими детьми в классе.
Полученные результаты свидетельствовали о том, что требуется работа, направленная на повышение уровня социализации и мотивации детей младшего школьного возраста, чему способствует формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия - это «умения школьников учиться, совокупность их способов действий и навыков учебной деятельности» [5, с. 87].
Личностные универсальные учебные действия - это «действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях» [1, с 112].
Коммуникативные универсальные учебные действия - это «умения школьников вступать в диалог и уметь вести его с учетом особенностей общения разных людей» [7, с. 84].
К основным формам развития личностных и коммуникативных универсальных учебных действий относятся работа в парах и небольших группах. Такие формы работы мы стараемся реализовывать как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Работа в группах помогает детям сплотиться, осмыслить учебные действия, позволяет проявить эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут включиться в работу. Активно используем парные и групповые проекты, коммуникативные тренинги и тренинги личностного роста, проблемные ситуации, мозговые штурмы, моделирование ситуаций общения, деловые игры, творческие задания, групповые конкурсы и т.д.
Формируя пары или группы всегда учитываем отношения между детьми, уровни их общения, возможности обмениваться мнениями и обсуждать проблемы. С детьми, которых плохо принимают другие дети, работаем отдельно, продумываем, как подключить их к работе и втянуть в коллективное общение, учим коллективному обсуждению проблем, созданию продуктивного взаимодействия и сотрудничества. Также в процессе формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий используем методы, направленные на самостоятельную деятельность младших школьников, проблемное обучение, метод рефлексии и самооценки.
Итак, формирование у детей младшего школьного возраста личностных и коммуникативных универсальных учебных действий является основой их социализации и мотивации личности, обеспечивает положительное отношение к обучению в школе, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, осознавать имеющиеся трудности и стараться их преодолеть. Формирование данных действий у детей позволяет младшим школьникам осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества, часть класса, школы, признавать общепринятые морально-этические нормы, оценивать свои действия и поступки. И самое важное, формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных у младших школьников позволяет помочь детям социализироваться, вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах, мотивированными на успех и различные достижения.
Список литературы
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / Под ред. А.Г.Асмолова. - М., 2018. - 270 с.
- Баранов, С.П, Бурова, Л.И., Овчинникова, А.Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников [Текст] / С.П.Баранов, Л.И.Бурова, А.Ж.Овчинникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 300 с.
- Гришанова, И.А. Коммуникативная успешность младших школьников [Текст] / И.А.Гришанова. - М., 2017. - 240 с.
- Жуковина, Ю.В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Ю.В.Жуковина // Молодой ученый. - 2016. - № 7. - С. 78-80. - URL: https://moluch.ru/archive/111/27729/ (дата обращения: 20.04.2023).
- Иванникова, С.Ю. Пути формирования личностных УУД у младших школьников [Текст] / С.Ю.Иванникова // Молодой ученый. - 2018. - № 4. - С. 86-88. URL: https://moluch.ru/archive/111/27765/ (дата обращения: 18.04.2023).
- Игнатьева, И.С., Кокарева, З.А., Никитина, Л.П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Учебно-методическое пособие для учителя) [Текст] / Под ред. Л.И.Буровой. - М., 2019. - 340 с.
- Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст] / Г.А.Цукерман. - М., 2017. - 280 с.
- Ярохина, Е.В. Социализация младшего школьника [Текст] / Е.В.Ярохина. - М., 2020. - 218 с.