Развитие комбинаторных, логических, аналитических способностей дошкольников, улучшение речи, памяти, внимания через применение в практике логических блоков Дьенеша и палочек Кюизинера

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера


Презентация

Слайд 1

Развитие комбинаторных, логических, аналитических способностей дошкольников, улучшение речи, памяти, внимания через применение в практике логических блоков Дьенеша и палочек Кюизинера

Слайд 2

В своей работе я использую пособие «цветные счетные палочки Кюзинера».

Слайд 3
Слайд 4

Позволяют формировать многие математические представления такие как число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение - больше - меньше, больше - меньше на..

Слайд 5

Учат делить целое на части и измерять объекты условными мерками, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

Учит ребенка ориентироваться в двухмерном пространстве (осваивать такие понятия как «правое», «левое», «внизу», «вверху») и в трехмерном пространстве; (добавляются еще такие понятия как «впереди», «сзади»)

Слайд 6

Обеспечивают возможность получать знания в результате исследований - например, к выводу, что число появляется на основе счета и измерения, дети приходят путем практической деятельности, в результате разнообразных упражнений.
Материал может использоваться с целью коррекции и в диагностических целях;

Сладй 7

Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, следовать правилам.
Меня радует то, что этот материал не на год и не на два, предназначен для детей от 3 до 7 лет, к тому же идея с палочками невозможно проста, но то, что с ними есть столько разнообразных игр и упражнений не перестает удивлять.

Слайд 8

Данный материал представляет собой набор счетных палочек 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10 см, бумажные шаблоны цифр и арифметических действий для вырезания, а также методичка с основными этапами и приёмами работы.
Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу то есть длина показывает значение чисел.

Слайд 9

Например, палочка белого цвета - это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1;
палочка розового цвета - это прямоугольная призма длиной 2 см и соответствует числу 2 и т.д.
Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют.

Слайд 10

Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам кратных чисел, где палочки сходны оттенками.
Всего 5 семейств: «белое» семейство, «чёрное», «красное» - кратно 2; «синее» - кратно 3, «жёлтое», - кратно 5.
В классическом наборе 241 палочка (для дошкольников можно найти упрощённые варианты по 144 или 116 линеечек), причём в строгом соотношении цвета и количества. При этом «синее» семейство в некоторых наборах представлено оттенками зелёного, и называется «зеленой» группой.

Слайд 11

Методическое пособие Кюизенера можно создать самостоятельно из цветного картона.
Их можно немного усовершенствовать написавна каждой палочке число, которой она соответствует, так быстрее запоминают зрительный образ цифр. А также к палочкам можно приклеить магниты для занятий на магнитной доске.

Слайд 12

Занятия по методу Кюизенера можно разделить на два этапа:

Первый этап - игровой, ведется работа с детьми 3-4 лет.

На стадии игры ребёнок знакомится с материалом. Обязательно присутствие взрослых в целях безопасности, а также комментируя игры малыша, взрослые помогают ему познакомиться с цветами и размерами палочек.
Что мы предлагаем ребенку на этом этапе:
- выкладывание по образцу или самостоятельно простейшие изображения: стул, домик, цветочек; выкладывание геометрических фигур;
- сравнение палочек по длине, по высоте, количеству (одна, много);

Слайд 13

сюжеты: строим мостик через реку, лесенку, чиним заборчики, укладываем конфеты в коробки и т.д.
1. Второй этап - обучающий, работа с детьми 4-7 лет.
Для детей постарше можно выбрать задания в виде соревнований (кто быстрее построит лабиринт, найдет нужное число и т.д.).

Слайд 14

- исследовательская деятельность с палочками (выберем по одной палочке каждого цвета; разложим выбранные палочки по длине, от самой короткой к самой длинной; возьмем все палочки одного цвета и убедимся, что все они одной длины; посмотри, как мы объединили палочки в семьи.По какому свойству они объединены?; Почему фиолетовая и оранжевая палочки входят сразу в две семьи?);

Слайд 15 Палочки Кюизинера мы с детьми использовали для игры в «Морской бой»: необходимы были рабочие листы на каждого играющего и палочки-корабли.

Слайд 16

Немного слов о другом дидактическом материале «логические блоки Дьенеша».
Чем это пособие помогает в моей работе?
Знакомит детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером.

Слайд 17

2 способствует развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
Ребенок усваивает элементарные навыки алгоритмического мышления;

Слайд 18

Данный материал представляет собой 1 комплект логических блоков и методичку с описанием игр. Комплект это 48 логических блоков, которые отличаются формой, цветом, толщиной и размерами.
Важно, что в наборе не существует геометрических фигур с одинаковыми параметрами.

Слайд 19

Для разнообразия игр необходимо также комплектов логических фигур - плоский вариант блоков Дьенеша и карточек с символами свойств.

Слайд 20

Карточки существуют двух видов. Первые отображают признак предмета (красный, круг, тонкий и так далее)
Карточки второго вида - отрицание признака, где обозначающее свойство перечеркнуто двумя линиями - карточки отрицания свойств (не желтый, не толстый, не маленький).
И логические фигуры и карточки с символами свойств можно изготовить самостоятельно.

Слайд 21

С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.

  1. Найди все блоки, как этот по цвету;
  2. Найди не такие блоки, как этот по цвету;
  3. Найди такие как этот по цвету, но другой формы и т.д.;

Слайд 22

Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках.
Например, игра «Все в ряд» - карточка с клетками, в первой из них изображено свойство. Ребенок заполняет остальные клетки блоками соответствующего свойства.
Далее усложняем задачу и развиваем умения выявлять свойства блоков по слову без опоры на наглядность. Игра «Мышки-норушки»: посмотрим какие запасы на зиму приготовила Мышка в норке (коробку), ребенок выбирает по словам ведущего либо красные, либо круглые блоки.

Предлагаю и нам с вами сыграть в игры, которые обозначается в широком смысле как «Игры с обручами».
У нас есть обруч (кладу его на пол). Это место находится внутри обруча, а вся остальная часть пола находиться вне обруча.
Где сидите вы - внутри или вне обруча. А где стою я? (внутри обруча).
Теперь у нас есть два обруча и два игрока. Проходите, пожалуйста.
Посмотрите как мы разместили обручи на полу. Появилось четыре области: внутри обоих обручей, внутри синего, но вне красного; внутри красного, но вне синего; вне обоих обручей.
Задание: Расположите блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые, внутри красного - все красные (Куда кладем красные и круглые блоки - в общую часть обеих обручей).
Выкладываю на пол третий обруч - желтый.
Обратите внимание, каким образом выложены обручи - образовались 8 областей (назовем их):
внутри всех трех обручей;
внутри красного и синего, не вне желтого обруча;
внутри синего и желтого, но вне красного обруча;
внутри красного и желтого, но вне синего обруча;
внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча;
внутри синего, но вне желтого и красного обруча;
внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча;
вне всех трех обручей.
Задание: Расположите блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все квадратные, внутри красного - все красные, внутри желтого - все большие блоки (Куда кладем красные квадратные блоки, квадратные и большие, блоки, красные квадратные большие).

Слайд 23

Почему надо использовать игровые учебные пособия Кюзинера и Дьенеша?
Потому что это вдохновляет, это будет интересно и вам и вашим детям.