Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Матрёшки"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа


Цель: формировать математические представления детей через народную культуру.

Задачи:

Образовательные:

  • упражнять в счете до 5;
  • определять равенство и неравенство 2-х количественных групп предметов на основе счета;
  • учить раскладывать предметы по размеру в возрастающем и убывающем порядке;
  • закрепить знания о геометрических фигурах (круг, треугольник);
  • определять положение предмета по отношению к себе: «далеко-близко».

Развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать речевое внимание;
  • воспитывать чувство коллективизма.

Демонстрационный материал: набор матрешек, набор кружек, сундучок, мнемотаблица, блоки Дьенеша, обручи, картонные дорожки на каждого ребенка, интерактивная игра «Сова»

Ход занятия

Воспитатель: Я обнаружила у нас в группе какой-то конверт. Давайте посмотрим, что же в нем. (Загадка.) Сейчас я загадаю ее вам, а вы слушайте внимательно и постарайтесь отгадать:

Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы - … (Матрешки)

Наша матрешка очень любит играть, поиграем с ней?

Воспитатель: Вы внимательно посмотрите, где она спряталась у нас в группе

Воспитатель: Очень любит матрешка свой платок, что решила вам его показать (смотрим на платок на экране)

Воспитатель: Ребята, на какую же геометрическую фигуру, похож платок Матрешки? (треугольник).

Воспитатель: Правильно. А теперь давайте посмотрим на лицо нашей Матрешки, на какую же геометрическую фигуру похоже оно? (круг).

Воспитатель: Дети, а матрешка пришла к нам не с пустыми руками. Посмотрите, какой красивый сундучок она принесла: красивый, расписной. Давайте заглянем в него и узнаем, что там. Да это же геометрические фигурки (показывает блоки Дьенеша).

Матрешка предлагает найти среди этих фигур все треугольники и все круги.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Найди свой домик»

На полу в разных местах располагается четыре обруча. Каждому ребенку раздается или круг, или треугольник. Под звуки бубна дети гуляют по группе, по окончании музыки каждый находит обруч, в котором располагается геометрическая фигура, которая имеется у ребенка.

Игра повторяется 2-3 раза.

Вариант игры: дети могут поменяться геометрическими фигурами друг с другом.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Матрешка вами очень довольна. И предлагает вам немного отдохнуть, готовы? (да)

Физкультминутка «Матрешки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры. (Руки к плечам, повороты туловища направо - налево)
Хлопают в ладошки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Ребята, матрешка пришла она не одна, а со своими сестрицами. Давайте посмотрим, сколько сестриц к нам пришло (выставляются в ряд все матрешки). Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько матрешек у нас в гостях?

Дети: Нужно посчитать их.

Воспитатель: Правильно, давайте посчитаем, сколько пришло матрешек?

Дети: 5 матрешек.

Воспитатель: Ребята, давайте внимательно рассмотрим матрешек. Как вы думаете, из чего сделаны матрешки?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Ребята, матрешки очень похожи друг на друга, но у них есть и различие. Чем отличаются матрешки?

Дети: Размером.

Воспитатель: Давайте расставим матрешек в порядке убывания.

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте попробуем расставить матрешек в порядке возрастания.

Дети расставляют матрешек в заданном порядке.

Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте угостим наших гостей. Поставьте перед каждой матрешкой тарелочку.

Дети расставляют тарелки.

Воспитатель: Сколько тарелок мы расставили?

Дети: 4.

Воспитатель: Ребята, а сколько матрешек у нас в гостях?

Дети: 5.

Воспитатель: 5 матрешек и 4 тарелки, чего больше?

Дети: Больше матрешек.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы матрешек и тарелок стало поровну?

Дети: Нужно поставить еще одну тарелку.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, матрешки очень любят гулять, хотите прогуляться вместе с матрешками.

Дети: Да!

Воспитатель: Перед вами лежат дорожки, по которым будут гулять наши матрешки. Ребята, поставьте матрешку так, чтобы она была далеко от вас.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: А теперь поставьте матрешку так, чтобы она была близко к вам.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Теперь давайте найдем середину дорожки и поставим туда матрешку.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, пора прощаться с сестрицами-матрешками. Давайте их соберем обратно. С какой матрешки начнем?

Дети: С самой маленькой.

Дети собирают матрешку.

Воспитатель: Давайте поблагодарим матрешек и скажем им до свидания!

Дети: Спасибо! До свидания!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались?

- Учились сравнивать предметы по величине

- Познакомились со словами далеко-близко.