Цель: формировать математические представления детей через народную культуру.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в счете до 5;
- определять равенство и неравенство 2-х количественных групп предметов на основе счета;
- учить раскладывать предметы по размеру в возрастающем и убывающем порядке;
- закрепить знания о геометрических фигурах (круг, треугольник);
- определять положение предмета по отношению к себе: «далеко-близко».
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать речевое внимание;
- воспитывать чувство коллективизма.
Демонстрационный материал: набор матрешек, набор кружек, сундучок, мнемотаблица, блоки Дьенеша, обручи, картонные дорожки на каждого ребенка, интерактивная игра «Сова»
Ход занятия
Воспитатель: Я обнаружила у нас в группе какой-то конверт. Давайте посмотрим, что же в нем. (Загадка.) Сейчас я загадаю ее вам, а вы слушайте внимательно и постарайтесь отгадать:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы - … (Матрешки)
Наша матрешка очень любит играть, поиграем с ней?
Воспитатель: Вы внимательно посмотрите, где она спряталась у нас в группе
Воспитатель: Очень любит матрешка свой платок, что решила вам его показать (смотрим на платок на экране)
Воспитатель: Ребята, на какую же геометрическую фигуру, похож платок Матрешки? (треугольник).
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте посмотрим на лицо нашей Матрешки, на какую же геометрическую фигуру похоже оно? (круг).
Воспитатель: Дети, а матрешка пришла к нам не с пустыми руками. Посмотрите, какой красивый сундучок она принесла: красивый, расписной. Давайте заглянем в него и узнаем, что там. Да это же геометрические фигурки (показывает блоки Дьенеша).
Матрешка предлагает найти среди этих фигур все треугольники и все круги.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Найди свой домик»
На полу в разных местах располагается четыре обруча. Каждому ребенку раздается или круг, или треугольник. Под звуки бубна дети гуляют по группе, по окончании музыки каждый находит обруч, в котором располагается геометрическая фигура, которая имеется у ребенка.
Игра повторяется 2-3 раза.
Вариант игры: дети могут поменяться геометрическими фигурами друг с другом.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Матрешка вами очень довольна. И предлагает вам немного отдохнуть, готовы? (да)
Физкультминутка «Матрешки»
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры. (Руки к плечам, повороты туловища направо - налево)
Хлопают в ладошки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Ребята, матрешка пришла она не одна, а со своими сестрицами. Давайте посмотрим, сколько сестриц к нам пришло (выставляются в ряд все матрешки). Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько матрешек у нас в гостях?
Дети: Нужно посчитать их.
Воспитатель: Правильно, давайте посчитаем, сколько пришло матрешек?
Дети: 5 матрешек.
Воспитатель: Ребята, давайте внимательно рассмотрим матрешек. Как вы думаете, из чего сделаны матрешки?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Ребята, матрешки очень похожи друг на друга, но у них есть и различие. Чем отличаются матрешки?
Дети: Размером.
Воспитатель: Давайте расставим матрешек в порядке убывания.
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте попробуем расставить матрешек в порядке возрастания.
Дети расставляют матрешек в заданном порядке.
Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте угостим наших гостей. Поставьте перед каждой матрешкой тарелочку.
Дети расставляют тарелки.
Воспитатель: Сколько тарелок мы расставили?
Дети: 4.
Воспитатель: Ребята, а сколько матрешек у нас в гостях?
Дети: 5.
Воспитатель: 5 матрешек и 4 тарелки, чего больше?
Дети: Больше матрешек.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы матрешек и тарелок стало поровну?
Дети: Нужно поставить еще одну тарелку.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, матрешки очень любят гулять, хотите прогуляться вместе с матрешками.
Дети: Да!
Воспитатель: Перед вами лежат дорожки, по которым будут гулять наши матрешки. Ребята, поставьте матрешку так, чтобы она была далеко от вас.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь поставьте матрешку так, чтобы она была близко к вам.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Теперь давайте найдем середину дорожки и поставим туда матрешку.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, пора прощаться с сестрицами-матрешками. Давайте их соберем обратно. С какой матрешки начнем?
Дети: С самой маленькой.
Дети собирают матрешку.
Воспитатель: Давайте поблагодарим матрешек и скажем им до свидания!
Дети: Спасибо! До свидания!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались?
- Учились сравнивать предметы по величине
- Познакомились со словами далеко-близко.