Слайд 1. Титульный лист
Эмоциональная сфера человека представляет собой сложную регуляторную систему. Нарушения в этой сфере препятствуют свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личностном развитии, стимулируют появление психологических расстройств.
Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внутрисемейной атмосферы, социального окружения, отношений ребёнка с близкими взрослыми, а также восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторах. Наряду с этим, менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребёнка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу.
В силу своего возраста ребёнок дошкольного возраста не обладает теми механизмами психологической защиты, которые помогают взрослым избавляться от негативных эмоций или снижать их воздействие на психику в целом. Сильные эмоциональные переживания быстрее вызывают в ребенке стрессовое состояние, способствуют истощению нервной системы. Такое же травмирующее действие оказывает и быстрая смена эмоций, особенно положительных на отрицательные. Ребенок нуждается в эмоциональных переживаниях и ограничивать его в этом - значит обеднять его жизнь, искажать его характер. Но с другой стороны, сильные переживания истощают, невротизируют ребенка.
Также можно отметить, что развитие детей, в том числе дошкольного возраста, происходит в условиях обделённости ребёнка родительской, прежде всего материнской, любовью, что не проходит бесследно для развития.
Есть и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере - фактор многочисленных эмоциональных нарушений в поведении детей, проявляющихся в виде разных симптомов расстройств и не составляющих клинических форм заболеваний, а относящихся к непатологическим формам пограничного характера.
Слайд 2. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребёнка (возбудимое или депрессивное настроение), в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно угодливого поведения), в виде некоторых социально неприемлемых состояний (агрессия, страхи, фобии др.).
Точная и глубокая диагностика эмоциональных нарушений, а также коррекция и прогноз развития детей с данными симптомами имеют огромное значение для здоровья ребёнка и его жизни, также для жизни семьи и общества в целом.
О сложности эмоционального мира детей и влияния на него взрослых писали А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, Б.В.Зейгарник. Они полагали, что педагогу необходимо не только увидеть сам факт эмоционального.
Ребенок, испытывающий психоэмоциональное напряжение, может иметь трудности в социализации, адаптации, отличаться девиантным поведением и высоким уровнем тревожности.
Целенаправленная работа педагога-психолога ДОУ с воспитанниками и педагогами в этом направлении, является актуальной и необходимой, позволяющей своевременно нивелировать проявления психоэмоционального напряжения и предотвратить его последствия. Для лучшего коррекционного эффекта можно использовать арт-терапевтические техники (изобразительные техники), которые должны быть нетрадиционными, снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты и это конечно своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам.
Слайд 3. Для коррекции эмоционального состояния в своей деятельности я использую нетрадиционный метод рисования на воде (Эбру) - вид арт-терапии. Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами.
Слайд 4. Живопись Эбру - древнейший вид рисования, особый жанр водного искусства, используемый для создания завораживающих работ. Искусство «турецкого бумажного мрамора», распространенный вид искусства в эпоху османов, достиг Европы в начале семнадцатого века. В 2014 году ЮНЕСКО внесло искусство Эбру в список нематериальных ценностей. Картины Эбру особенно популярны в Турции и Центральной Азии.
Слайд 5. Специфика процесса нанесения красок, на поверхность специально подготовленного водного раствора и создание живописных образов с последующим их закреплением путём переноса на различные поверхности (бумагу, ткань, дерево, пластик, стекло, керамику, металл и др.) завораживает и кажется волшебством. Необычность Эбру создаёт устойчивый интерес, активизируя непроизвольное внимание наблюдателя или самого исполнителя (особенно того, кто сталкивается с техникой Эбру впервые). Такой эффект позволяет создать естественную основу для формирования и развития произвольного внимания.
Слайд 6. Любое изображение в технике Эбру начинается с первой капли. Круг - основа любого мотива и образа, созданного в технике Эбру. На начальном этапе рисования, краска в виде капель наносится одним или несколькими слоями на водный раствор и расплывается в круги. Затем с помощью заостренных палочек или гребня, выводим различные формы или изображения. Аккуратно работая с цветами на густой поверхности, можно создать оригинальные цветовые переходы и визуальные образы. Наблюдение за расплывающимися разноцветными пятнами и плавными изгибами линий на поверхности воды создаёт седативный эффект, способствуя снижению уровня тревожности, агрессии, снятию эмоционального напряжения. Вместе с тем возможность создавать чёткие формы, а также картины по предварительному замыслу требует развития навыков самоконтроля, саморегуляции, а также достаточного уровня развития абстрактного мышления, моторики, пространственного восприятия, умения ориентироваться на изобразительной поверхности. Регулярное выполнение подобных заданий способствует формированию и развитию указанных процессов, функций и навыков у детей, повышает их самооценку. [4]
Слайд 7. Применение акваанимации в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты.
- Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает социально приемлемые формы (даже в случае агрессивного проявления).
- Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных.
- Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологической защиты.
- Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.[5]
Слайд 8. В своей коррекционной работе я применяю технику Эбру с детьми дошкольного возраста со слабой эмоциональной устойчивость, нарушением самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивностью поведения и ее провоцирующим характером, трудностями адаптации к детскому коллективу, частой сменой настроения, чувством страха, задержкой психического развития, речевыми трудностями, при аутизме, где вербальный контакт затруднен.
Слайд 9. С помощью акваанимации дошкольники могут выразить свои чувства и эмоции без слов, в процесс применение технике Эбру происходит развитие мелкой моторики, пластики движений, познавательных процессов.
Слайд 10. В процессе рисование Эбру у ребёнка предоставляется возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. А ведь именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение. С помощью техники Эбру легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться несколько раз.
С точки зрения физиологической стороны релаксационного воздействия Эбру можно сказать, что движения глаз при наблюдении за растекающимися каплями, синхронизируются со многими мышцами и позволяют им расслабиться.
На основе практического опыта работы можно отметить тот факт, что концентрация внимания на занятиях рисование Эбру у детей возрастает, в процессе рисования намного быстрее и лучше усваивают материал.
Слайд 11. Рисунки, которые получаются в результате использования техники Эбру, можно многократно использовать для понимания того, что происходит с ребёнком в сложные для него моменты, а также как ресурс для того, чтобы с ними справиться. При этом решение указанных задач зависит от того, какое задание было дано во время рисования.
Технику Эбру я начинаю использовать дошкольникам с 4-5 летнего возраста, с любым уровнем психологического развития. Цвета вызывают чувства и переживания. Одни из них способствуют уравновешиванию и успокоению, другие, напротив, поднимают тонус и настроение. Работа с красками снимает усталость и напряжение, снижает уровень тревожности, агрессию. Можно изменить некомфортное эмоционально-психологическое состояние на спокойное и радостное, улучшить самочувствие.
Слайд 12, 13. Результат есть у каждого ребенка, он индивидуален и зависит от состояния, в котором ребенок находится. При прохождении курса (от 10 занятий) удаётся достичь расслабления на глубоком психоэмоциональном уровне. Это творческий, моторно-сенсорный, целостный, развивающий, увлекательный и радостный процесс. Он отлично подходит для развития координации глаз и рук и практики многозадачности; работы автономно и в команде; установления связи с телом, самовыражения в процессе рисования, когда каждый ребенок создает свой собственный уникальный шедевр.
Каждая работа в технике Эбру является уникальной и не может быть воспроизведена дважды.
Для детей совершенно нормально выражать свои эмоции, включая гнев и разочарование. Вместо того, чтобы постоянно одергивать и ругать, создайте «художественную стену гнева»: предложите детям нарисовать то, что они чувствуют, научите их выражать свои эмоции приемлемым способом, признание которых научит их самоуспокоению и способности управлять чувствами, раскрыть творческую индивидуальность, выплеснуть отрицательные эмоции, справиться с агрессивностью, тревожностью, получить психоэмоциональную разрядку.
Техника Эбру относится к числу бережных и безопасных методов коррекции психоэмоционального состояния детей дошкольного, поведенческих нарушений, агрессивного поведения.
Слайд 14. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление! Эбру - это чудесный мир возможностей, где у каждого получается!
Список использованной литературы
- Моцкин Ю.В., Киколов А.И., Тихоревский В.И. Психологические основы профилактики перенапряжения/ - М., 2007. - 49с.
- Иванов И. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 2009.
- Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, - 1989.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л.Д.Лебедева. - СПб: «Речь», 2003.
- Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, - 1999.
- Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, - 2001. - 48 с.
- Власова И.Т. Танцующие краски (рисование на воде). Обруч, №4, с 28.