Методы, приемы, технологии ТРИЗ для работы с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ТРИЗ-технологии


Статья определяет актуальность использования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста технологию ТРИЗ. Анализируются приемы, методы, технологии реализации исследуемой системы. В процессе использования системы ТРИЗ реализуются принципы сотрудничества между детьми и воспитателями.

На современном этапе развития требований к образованию, главное целью которого является формирование благоприятных условий для творческого развития, раскрытия потенциала в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, эффективной педагогической технологией выступает теория изобразительных задач [1].

При работе с детьми дошкольного возраста в системе ТРИЗ применяется множество приемов, технологий, методов.

Кратко охарактеризуем методы: к побуждению творческой активности используют метод мозгового штурма, для творческого повествования - метод каталога, для развития фантазии, воображения, речи используют фокальный морфологический метод, системный анализ позволит познакомится с окружающим миром, повзаимодействовать с объектами окружения, с целью диссоциации реальной и фантастической составляющей применяется методов обоснований новых идей, моделирование является самым интересным методом в работе с детьми дошкольного возраста, так как данный метод позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, аналогический метод способствует определению особенностей предметов, признаков, свойств, типовые приемы фантазирования дат возможность ребенку почувствовать себя немного волшебником, это проявляется в преобразовании свойств объекта [2].

В решении ряжа противоречий в дошкольном образовательном учреждении помимо методов, широко используется такие приемы как: анаграммы, логикон, синквейн, творческие задания, проблемные вопросы, вопросы с однозначными вариантами ответа и т.д.

Важно отметить, что система ТРИЗ это незаменимый практический помощник для творческого проявления и развития ребенка. Особенность данной системы заключается в том, что дети самостоятельно должны решить поставленную перед ними задачу, научиться анализировать, систематизировать, фантазировать, размышлять.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что система приемов, методов, технологий ТРИЗ способствует преодолению психологических барьеров у ребенка в любом его возрасте, позволяет сформировать восприятие жизненных и учебных проблем, безошибочно решать их без препятствий.

Литература

  1. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников - Учебное пособие, Ульяновск, 2016.
  2. Пономарёва, Л.Н. Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ / Л.Н.Пономарёва, И.Г.Рарова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 16 (411). - С. 474-476.