Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


При изучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения немецкого языка. В процессе обучения учителя часто сталкиваются с определенными трудностями и затруднениями учащихся при работе с текстами. Учащиеся не понимают значения слов, не могут вникнуть в суть написанного, как следствие не умеют озаглавить тексты, не находят в текстах ключевые слова, не понимают как выбрать способы решения задач. Причины подобных затруднений, прежде всего связаны с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.

Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, (заполнить анкету, почитать инструкцию, прочитать статью в профессиональных журналах и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который даёт человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро функционировать в ней». В связи с этим в современном преподавании иностранного языка, и в частности, немецкого, обучение чтению должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью.

Важно соблюдать некоторые правила отбора текстов к заданиям на функциональное чтение:

  1. Текст должен быть интересен ученикам.
  2. Текст должен содержать неизвестную ученикам информацию.
  3. Текст должен развивать кругозор.
  4. Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
  5. Иллюстрациине отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.
  6. Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту учеников. При необходимости следует снять с текста трудности, объяснить лексику и адаптировать тексты.
  7. Обем текста не должен превышать норму.
  8. Шрифт должен соответствовать возрасту учащихся.
  9. Тексты должны быть структурированы.

Работа над текстом должна быть фазовой: Предтекстовые задания, текстовые задания, послетекстовые задания и далее проблемные задания.

Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний для восприятия конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей на выработку «стратегий понимания», умения прогнозирования. Например:

  • прочитайте заглавие и скажи, о чём (о ком?) будет идти речь в данном тексте;
  • посмотри на фото: что изображено на фото;
  • дай определение следующим словам;
  • соедини слова с их определениями;
  • определи различные значения одного и того же слова;
  • найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;

Прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

В текстовых заданиях учащимся предлагают выполнить коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения ( изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), учащиеся ряд упражнений с текстами. Например:

  • прочти текст;
  • раздели его на смысловые части;
  • выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию;
  • составь план текста, схему текста;
  • заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;
  • передай информацию своими словами, которая тебя заинтересовала.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированности умений функционального чтения и использования полученной информации. Например:

  • ответь на вопросы по содержанию текста;
  • выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);
  • заполни таблицу по содержанию текста;
  • прономеруй события в порядке их очередности;
  • заполни предложения словами из текста;
  • вырази отношение к прочитанному;
  • сделай рекламу к прочитанному;

Проблемные задания - это завершающий этап работы над текстом. Наиболее трудоёмкие и творческие виды работы. В системе проблемных заданий можно выделить однотекстовые и многотекстовые проблемные задачи.

Однотекстовые проблемные задания:

  • к тексту, в котором пропущена какая-либо композиционная часть, дать как можно больше вариантов разрешения;
  • создайте несколько текстов из перемешанных частей текста, каждый раз распологая части по-новому.

Многотекстовые проблемные задания:

  • прочитайте тексты, выражающие разные точки зрения по одному вопросу, какую ещё точку зрения можно высказать;
  • соедините два текста, выражающие разные точки зрения, приведите аргументы за и против.

Все эти виды работ с текстовыми заданиями способствуют развитию функциональной грамотности учащихся, развивает у них творческое мышление, приучает к гибкому восприятию современного мира, учит применению функционального чтения в дальнейшей жизни.