При изучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения немецкого языка. В процессе обучения учителя часто сталкиваются с определенными трудностями и затруднениями учащихся при работе с текстами. Учащиеся не понимают значения слов, не могут вникнуть в суть написанного, как следствие не умеют озаглавить тексты, не находят в текстах ключевые слова, не понимают как выбрать способы решения задач. Причины подобных затруднений, прежде всего связаны с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.
Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, (заполнить анкету, почитать инструкцию, прочитать статью в профессиональных журналах и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который даёт человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро функционировать в ней». В связи с этим в современном преподавании иностранного языка, и в частности, немецкого, обучение чтению должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью.
Важно соблюдать некоторые правила отбора текстов к заданиям на функциональное чтение:
- Текст должен быть интересен ученикам.
- Текст должен содержать неизвестную ученикам информацию.
- Текст должен развивать кругозор.
- Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
- Иллюстрациине отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.
- Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту учеников. При необходимости следует снять с текста трудности, объяснить лексику и адаптировать тексты.
- Обем текста не должен превышать норму.
- Шрифт должен соответствовать возрасту учащихся.
- Тексты должны быть структурированы.
Работа над текстом должна быть фазовой: Предтекстовые задания, текстовые задания, послетекстовые задания и далее проблемные задания.
Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний для восприятия конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей на выработку «стратегий понимания», умения прогнозирования. Например:
- прочитайте заглавие и скажи, о чём (о ком?) будет идти речь в данном тексте;
- посмотри на фото: что изображено на фото;
- дай определение следующим словам;
- соедини слова с их определениями;
- определи различные значения одного и того же слова;
- найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;
Прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
В текстовых заданиях учащимся предлагают выполнить коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения ( изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), учащиеся ряд упражнений с текстами. Например:
- прочти текст;
- раздели его на смысловые части;
- выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию;
- составь план текста, схему текста;
- заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;
- передай информацию своими словами, которая тебя заинтересовала.
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированности умений функционального чтения и использования полученной информации. Например:
- ответь на вопросы по содержанию текста;
- выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);
- заполни таблицу по содержанию текста;
- прономеруй события в порядке их очередности;
- заполни предложения словами из текста;
- вырази отношение к прочитанному;
- сделай рекламу к прочитанному;
Проблемные задания - это завершающий этап работы над текстом. Наиболее трудоёмкие и творческие виды работы. В системе проблемных заданий можно выделить однотекстовые и многотекстовые проблемные задачи.
Однотекстовые проблемные задания:
- к тексту, в котором пропущена какая-либо композиционная часть, дать как можно больше вариантов разрешения;
- создайте несколько текстов из перемешанных частей текста, каждый раз распологая части по-новому.
Многотекстовые проблемные задания:
- прочитайте тексты, выражающие разные точки зрения по одному вопросу, какую ещё точку зрения можно высказать;
- соедините два текста, выражающие разные точки зрения, приведите аргументы за и против.
Все эти виды работ с текстовыми заданиями способствуют развитию функциональной грамотности учащихся, развивает у них творческое мышление, приучает к гибкому восприятию современного мира, учит применению функционального чтения в дальнейшей жизни.