Особенности использования графической и конструкторской деятельности на уроках технологии в формировании пространственных представлений у младших школьников

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: младшие школьники


На современном этапе стратегия начальной школы представляет собой личностно-ориентированный процесс обучения, который обеспечивает развитие и саморазвитие детей. Тенденции развития начальной школы направлены на фундаментализацию обучения, поиск основополагающих составляющих каждой изучаемой дисциплины, выявление взаимосвязей между предметами школьного цикла. В связи с тем, что социальной потребностью общества является воспитание творческой личности, то, как отмечают многие исследователи, именно в школьной практике необходимо найти возможности в учебной деятельности, способствующие развитию творческого потенциала каждого ребенка.

Творческая деятельность напрямую связана с уровнем развития восприятия человека, уровнем развития его образного мышления, а также уровнем сформированности пространственных представлений. Восприятие и осознание пространственных отношений является необходимым условием адаптации организма к среде существования. Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями. Этим обусловлено исключительно широкое значение пространственных представлений в жизни человека и их связь со всей его познавательной деятельностью. В детском возрасте развитие пространственных представлений имеет огромное значение для формирования у ребенка представлений об окружающем мире. Пространственные представления также являются предпосылками для формирования его пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого являются ощущения), внимание, память, воображение при обязательном участии речи [4].

Сегодня многочисленными исследованиями в области изучения пространственных представлений отмечено, что в младшие школьники слабо оперируют образами, у них недостаточно развиты пространственные представления, а также способность фиксировать технические и конструкторские идеи различными графическими способами.

Проблема, связанная с формированием пространственных представлений у учащихся, находит свое отражение в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Основу изучения данной проблемы составляют работы Н.А.Бернштейна, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, И.П.Павлова, С.Л.Рубенштейна, И.М.Сеченова, Д.Б.Эльконина и др. Позднее развитие указанного направления связано с именами Б.Г.Ананьева, О.И.Галкиной, Л.Л.Гуровой, Л.В.Занкова. Все эти работы раскрывают механизмы восприятия пространства. Также в них выделены и обоснованы этапы развития пространственных представлений, берущие свое начало от сенсомоторного восприятия пространства, которое затем становится проективным и метрическим. Вообще, говоря о пространственных представлениях, мы должны остановиться на определении самого понятия представлений. С.Л.Рубинштейн определяет их, как восстановление памятью образа ранее воспринятого предмета или явления, а также создание образа путем воображения [7]. В свою очередь, пространственные представления - это «представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение)» [3, с. 318].

Говоря о пространственных представлениях следует исходить из того, что «это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, расположение объектов относительно друг друга, расположение объектов в пространстве» [7, с. 184].

Основными «качественными показателями пространственных представлений являются:

  • тип оперирования пространственными образами;
  • широта оперирования с учетом используемой графической основы;
  • полнота образа (преимущественное отражение в нем формы, вели чины, пространственного положения объектов);
  • используемая устойчивая система отсчета (пространственная ориентация «от себя», от произвольной точки отсчета)» [6, с. 174].

Вопрос восприятия пространства и развития пространственных представлений непосредственно смыкается с вопросом решения мыслительных задач и формированием понятий, а этот процесс в жизни ребенка считается важной составляющей его умственного формирования в целом, так как играет большую роль при изучении им не только учебных дисциплин, но также влияет на формирование личности ребенка в целом [10].

В связи с этим в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) в числе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования выделяются требования, связанные с формированием у младших школьников пространственных представлений [8]. При этом особую роль в этом процессе отводится урокам технологии, так как «именно на данных уроках реализуется конструктивно-техническая, изобразительная и графическая деятельность» [1, с. 42]. Доказано, что именно в процессе выполнения данных видов деятельности у учащихся формируются не только практические умения и навыки, но и в первую очередь пространственные представления, которые станут основой для изучения математики, окружающего мира, уроков изобразительного искусства и т.д.

На уроках технологии у младших школьников «формируется пространственное мышление, творческая динамичность, воображение, способность выходить за границы стандартных понятий». В заданиях по технологии младшие школьники «знакомятся с качествами различных использованных материалов (кожа, бумага, соломка, ткань и т.д.), обучаются отличать геометрические формы, цвета, определять соответствие элементов согласно величине, а также группировать части в целое, акцентировать строение, состояние объекта в пространстве, ориентироваться на листе бумаги» [2, с. 12].

Анализ научных и методических разработок в этой области показывает, что основными средствами формирования пространственных представлений у учащихся начальной школы на уроках технологии является графическая и конструкторская деятельность. Именно этот факт послужил основанием для выбора предмета нашего исследования. Рассмотрим более подробно понятия, связанные с этими видами деятельности.

Графическая деятельность - это «исполнительный компонент художественной деятельности, направленной на воспроизведение предметов и геометрических объектов». «К обязательным компонентам графической деятельности относятся зрительное внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля, зрительно-моторные функции, координации разных частей тела и мелкая моторика» [2, с. 8].

Конструкторская деятельность - это «практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению» [5, с. 17].

Конструкторская деятельность неразрывно связана с графической деятельностью и обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания детей. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают конструктивно-технические, графические и обобщенные умения. В процессе конструкторской деятельности мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, практическое познание свойств геометрических тел и пространственных отношений [9].

К особенностям использования графической и конструкторской деятельности на уроках технологии в формировании пространственных представлений у младших школьников относится включение разных видов конструирования (из строительного, природного, бросового материала, бумаги, картона, деталей конструкторов), использование разнообразных видов графической деятельности (работа с чертежами, схемами, моделями), организация на уроке выполнения таких видов заданий, как наблюдение с целью сравнения и анализа пространственных форм, восприятия и осмысливания информации, распознавание объектов среди объектов реальной деятельности, изображений.

К примеру, в ходе конструкторской деятельности, выполняя с детьми поделки «Гусеница», «Космонавт» и «Насекомые» из картона и цветной бумаги у младших школьников формируются представления о величине, форме, ориентации и расположении предметов в пространстве. Используя наборы геометрических фигур из цветного картона, выполняя задания педагога по раскладыванию фигур на парте в указанном направлении (дальше, за, перед, ближе, перед, между и т.д.) у детей формируются представления о расположении объектов по горизонтальной оси. В ходе графической деятельности, используя гнущуюся проволоку и шнурки, выполняя задания учителя на расположение данных материалов на расчерченном листе (вверх, вниз, перед, за и т.д.) у школьников формируются представления о расположении объектов по вертикальной оси. Задания на чтение графических изображений направлены не только на проверку знаний и умений, необходимых для выполнения технологических операций (разметка, сгиб, резание и др.), а также на формирование таких пространственных представлений как представления о величине, форме, расположении предметов на плоскости.

Итак, пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, расположении объектов относительно друг друга, расположении объектов в пространстве. Эффективным средством формирования пространственных представлений у младших школьников являются уроки технологии с использованием графической и конструкторской деятельности.

Список используемой литературы

  1. Акинчикова М.И. Развитие пространственных представлений у младших школьников // Начальная школа. - 2017. - № 2. - С. 90 - 91.
  2. Бондарева Н.Д. Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе графической деятельности и конструирования (на примере уроков трудового обучения) / Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2015. - 18 с.
  3. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. - М., 2015. - 508.
  4. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. - М., 2015. - 102 с.
  5. Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пособие для учителей и студентов педвузов. - М., 2017. - 88 с.
  6. Пространственные представления как средство познания объективной действительности / Под ред. М.Н.Макаровой. - М., 2015. - 220 с.
  7. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. - СПб., 2018. - 720 с.
  8. Федеральный Государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373. - М., 2009. - 41 с.
  9. Шаламон Е.П. Возрастные особенности элементарного конструирования у школьников. - М., 2017. - 240 с.
  10. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М., 2018. - 325 с.