Цель: автоматизация звука [Ш] в речи.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ ш].
- Продолжать учить правильно, произносить звук [ш] в слогах и словах.
- продолжать развивать фонематический слух;
- развивать мелкую моторику кистей рук;
- формировать зрительное и слуховое внимание и память, логическое и абстрактное мышление;
- формировать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (усидчивость, самоконтроль).
Образовательные:
- Учить определять наличие звука в словах.
- Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм.
- Продолжать учить составлять и дополнять предложения, навыкам падежного словоизменения.
- формировать начальные навыки чтения.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
- соблюдать правильную посадку ребенка;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование:
- Смешарики - Крош, Лосяш, Пин, Совунья, Нюша, Копатыч, Карыч, Бараш (игрушки);
- карточки для артикуляционной гимнастики, цветные листики, предметные картинки для игры «Подарки» - шарик, шапка. шоколадка, шарф, шуба, шторы, машинка, лягушка, чашка, вишня, катушка пушка, ковш, карандаш;
- предметные картинки для игры «Назови - ласково» - кошка, матрешка, шишка, мартышка, мышка, машинка, пушка, зайчишка, шар, неваляшка, катушка, лягушки.
Ход занятия
1. Оргмомент
Логопед: Сегодня мы с тобой отправимся в гости в одну волшебную страну, а в какую ты сейчас сам отгадаешь. Послушай загадку:
Жить в этой стране очень интересно
Тебе побывать в ней будет полезно
Там живут «мультяшки», такие все «добряшки».
Все круглые, как шарики и их зовут ……. (Смешарики)
2.Логопед выставляет картинку со Смешариками
Все Смешарики по порядку утром делают зарядку
Язычок наш хочет тоже на Смешариков быть похожим.
Давай, сейчас наш язычок вместе со Смешариками сделает зарядку. Смешарики тянут руки в стороны, и Язычок тоже (упражнение «Заборчик»). Смешарики занимаются с обручами, и Язычок тоже взял обруч (упражнение для губ «Бублик»). Смешарики отдыхают на травке, и Язычок тоже отдыхает (упражнение «Лопатка»). Смешарики прогнули свои спинки, и Язычок тоже (упражнение «Чашечка»). Смешарики подбрасывают мячики вверх, и Язычок тоже (упражнение на воздушную струю «Фокус»). Закончилась зарядка Смешарики ровненько встали, и Язычок тоже (упражнение «Парус»).
3. Логопед берет игрушку Лосяша, и объясняет ребенку, что Лосяш отправляется в гости к Копатычу, а перед ним дорожка из листьев. Лосяш идет по дорожке из листьев и шуршит - ш-ш-ш-ш-ш. Давай пойдем за ним и тоже пошуршим, как листочки. Ребенок шуршит - ш-ш-ш-ш-ш. А теперь я буду начинать слово, а ты с Лосяшем шурши погромче, чтобы его закончить.
- мы …… ш-ш-ш-ш-ш
- ду ……. ш-ш-ш-ш-ш
- камы ….. ш-ш-ш-ш-ш
-каранда …ш-ш-ш-ш-ш
- ланды ….ш-ш-ш-ш-ш
4. Логопед: Крош отправился в гости к Нюше, но посмотри у него на пути камыши. Послушай, как они шуршат и пошурши как они. Ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки:
- ша - шу - ша
- ши - шо - ши
- ша - ши - шо
- ше - ша - шу
5. - Ты молодец помог Крошу пройти через камыши к Нюше. А теперь давай поговорим о них. Я начну, а ты заканчивай предложения.
- Крошу очень нравится …..(Нюша)
- Он часто вспоминает о …..(Нюше)
- Скучает когда рядом нет ….. (Нюши)
- Радуется, когда видит …..(Нюшу)
- А сейчас идет за руку с …..( Нюшей)
6. У Бараша день рождения. Смешарики подарили ему подарки. (Выставляются карточки). Сначала назови подарки, в названиях которых звук [ш] слышится в начале слова (шарик. шапка, шоколадка, шарф, шуба, шторы). А теперь со звуком [ ш] в середине слова (машинка, лягушка, чашка, вишня, катушка, пушка.) Теперь назови подарки в названии которых звук [ш] слышится в конце слова (ковш, карандаш).
7. Совунья отправилась в гости к Карычу
Совунья к Карычу шла, шла, шла и игрушки нашла:
Кошку, матрешку, шишку, мартышку
Мышку, машинку, пушку, зайчишку
Шар, неваляшку, катушку, лягушек -
Кто потерял много игрушек?
- Как ты думаешь, кто мог потерять игрушки?
8. Совунья с игрушками приходит к Карычу. Карыч предлагает игру с игрушками «Назови - ласково» (используются картинки)
кошка - кошечка
матрешка - матрешечка
шишка - шишечка
мартышка - мартышечка
и т.д.
9. Посмотри, нас встречает Пин. Пин предлагает поиграть в игру «Подскажи слово». Пин будет называть 2 слова, а ты должен добавить еще одно слово, чтобы получилось предложение.
- Крош - кашу (Крош варит кашу)
- Нюша - шубу (Нюша носит шубу)
- Бараш - ватрушку (Бараш любит ватрушку)
10. Итог занятия
Вот и закончилось наше путешествие. Смешарики остаются в своей сказачной стране, а нам пора возвращаться в группу. А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?
Ребенок: ш-ш-ш-ш-ш