Учебный предмет: химия.
Класс: 8.
УМК: Химия. 8 класс: О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. - М.: Просвещение, 2020.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: сформировать представления о растворах как гомогенных физико-химических системах; навыки решения расчетных задач с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»; развивать интеллектуальные, и коммуникационные способности учащихся.
Задачи:
- Образовательный аспект - углубить и обобщить знания о растворах и понятии «массовая доля».
- Развивающий аспект - сформировать умения самостоятельно работать с текстом, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций, создать условия для развития естественнонаучной и читательской грамотности учащихся при решении практических задач.
- Воспитательный аспект - развивать научное мировоззрение, воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
Планируемые результаты:
- Предметные: умение давать определение понятию «раствор», знание формулы для расчета массовой доли вещества в растворе, умение вычислять массовую долю вещества в растворе, массу раствора, массу растворенного вещества.
-
Метапредметные:
- умение планировать и регулировать свою деятельность;
- готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение устной и письменной речью;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
- Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Методы обучения:
- По источнику знаний - словестный (диалог, постановка вопросов), наглядный (мультимедийная презентация, текст)
- По характеру познавательной деятельности - проблемного изложения (создание проблемной ситуации, её анализ и решение), эвристический (выполнение заданий в группах)
Средства обучения:
- вербальные (устное слово, печатное слово (текст);
- наглядные (формулы, схемы, вещества);
- технические (компьютер, проектор)
Оборудование урока:
- Презентация.
- Текст, схемы.
- Растворы аммиака, перекиси водорода, иода.
Источники информации:
- Химия. 8 класс: О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. - М.: Просвещение, 2020.
- Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. - Задачник по химии: 8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2005.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивационно-информационный |
Приветствие, создание положительного эмоционального настроя. Проверка готовности учащихся к уроку. Вначале урока я хочу обратиться к домашней аптечке, а именно к некоторым препаратам (стоят на столах учащихся и на слайде)
Что представляют собой приведенные препараты? Что общего у них? Исходя из ваших ответов, сформулируйте тему урока и цель. |
Отвечают на приветствие учителя. Устанавливаются рабочие отношения между учащимися.
Изучают препараты на столах. Осмысливают материал, обсуждают в парах, делают соответствующие выводы, дают ответы. Предложенные препараты являются растворами. У них указаны %. |
Тема урока: «Растворы. Массовая доля растворенного вещества.» Цель: научиться вычислять концентрацию раствора (массовую долю вещества) |
Записывают тему урока в тетрадь |
|
Актуализация знаний учащихся |
Вспомним, всё, что мы уже знаем по этой теме. - Что же такое растворы? |
Структурируют свои знания, работают в парах, с учебником, дают ответы.
- Из растворённого вещества и растворителя. |
- Из чего состоят наши растворы? | ||
- Что в нём является растворителем, а что растворённым веществом? | - Растворённое вещество - иод, перокисид водорода, аммиак; растворитель - этиловый спирт и вода. | |
А что означают цифры: 5%, 3%, 10%?
Как рассчитать содержание вещества в растворе? |
- Содержание растворенного вещества в растворе
Высказывают свое мнение |
|
Изучение нового материала |
Для количественной оценки состава раствора используют понятие «масовая доля растворенного вещества» Масовая доля растворенн о го вещества - это отношение массы растворённого вещества к общей массе раствора.
W - массовая доля растворенного вещества (выражается в процентах или в долях)
|
Слушают учителя; делают записи в тетради; работают с текстом; выражают свои мысли. |
Рассмотрим на примере: Определить массу иода и спирта, необходимых для приготовления50г 5%-го раствора. Для решения задачи используем шаблон на стр. 95 |
Решают задачу по предложенному алгоритму. | |
Первичное закрепление |
Так что же необходимо для того, чтобы приготовить определенный раствор?
Что будет, если неправильно произвести расчеты?
|
Закрепляют полученные знания. Воспроизводят по памяти информацию и аргументированно дают ответы. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Вам необходимо:
1. Для приготовления моченых яблок используют раствор, массовая доля сахара в котором равна 3,84%. Какая масса сахара потребуется для приготовления 2 кг такого растора?
|
Применяют полученные знания. Решают задачи по предложенному алгоритму. Работают в парах. Осуществляют взаимопроверку. Проводят анализ ошибок. Закрепляют изученный материал |
Вопросы классу:
С какими ещё растворами и где вам приходится встречаться в жизни?
|
Приводят примеры растворов |
|
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Подводит итоги урока, выставляет оценки за работу на уроке,задает домашнее задание. Домашнее задание § 22, упр. 4,6 Что вы нового узнали из урока? |
Взаимодействуют с учителем
|