Технологическая карта урока по химии по теме "Растворы. Массовая доля растворенного вещества". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8

Ключевые слова: растворы


Учебный предмет: химия.

Класс: 8.

УМК: Химия. 8 класс: О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. - М.: Просвещение, 2020.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать представления о растворах как гомогенных физико-химических системах; навыки решения расчетных задач с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»; развивать интеллектуальные, и коммуникационные способности учащихся.

Задачи:

  • Образовательный аспект - углубить и обобщить знания о растворах и понятии «массовая доля».
  • Развивающий аспект - сформировать умения самостоятельно работать с текстом, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций, создать условия для развития естественнонаучной и читательской грамотности учащихся при решении практических задач.
  • Воспитательный аспект - развивать научное мировоззрение, воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Планируемые результаты:

  • Предметные: умение давать определение понятию «раствор», знание формулы для расчета массовой доли вещества в растворе, умение вычислять массовую долю вещества в растворе, массу раствора, массу растворенного вещества.
  • Метапредметные:
    • умение планировать и регулировать свою деятельность;
    • готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение устной и письменной речью;
    • умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
  • Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения:

  • По источнику знаний - словестный (диалог, постановка вопросов), наглядный (мультимедийная презентация, текст)
  • По характеру познавательной деятельности - проблемного изложения (создание проблемной ситуации, её анализ и решение), эвристический (выполнение заданий в группах)

Средства обучения:

  • вербальные (устное слово, печатное слово (текст);
  • наглядные (формулы, схемы, вещества);
  • технические (компьютер, проектор)

Оборудование урока:

  • Презентация.
  • Текст, схемы.
  • Растворы аммиака, перекиси водорода, иода.

Источники информации:

  1. Химия. 8 класс: О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. - М.: Просвещение, 2020.
  2. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. - Задачник по химии: 8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2005.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационно-информационный

Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Вначале урока я хочу обратиться к домашней аптечке, а именно к некоторым препаратам (стоят на столах учащихся и на слайде)

Что представляют собой приведенные препараты? Что общего у них?

Исходя из ваших ответов, сформулируйте тему урока и цель.

Отвечают на приветствие учителя. Устанавливаются рабочие отношения между учащимися.
Изучают препараты на столах. Осмысливают материал, обсуждают в парах, делают соответствующие выводы, дают ответы. Предложенные препараты являются растворами.
У них указаны %.

Тема урока: «Растворы. Массовая доля растворенного вещества.» Цель: научиться вычислять концентрацию раствора (массовую долю вещества)

Записывают тему урока в тетрадь

Актуализация знаний учащихся

Вспомним, всё, что мы уже знаем по этой теме.

- Что же такое растворы?

Структурируют свои знания, работают в парах, с учебником, дают ответы.
- Из растворённого вещества и растворителя.
- Из чего состоят наши растворы?
- Что в нём является растворителем, а что растворённым веществом? - Растворённое вещество - иод, перокисид водорода, аммиак; растворитель - этиловый спирт и вода.
А что означают цифры: 5%, 3%, 10%?
Как рассчитать содержание вещества в растворе?
- Содержание растворенного вещества в растворе
Высказывают свое мнение
Изучение нового материала

Для количественной оценки состава раствора используют понятие «масовая доля растворенного вещества»

Масовая доля растворенн о го вещества - это отношение массы растворённого вещества к общей массе раствора.

W - массовая доля растворенного вещества (выражается в процентах или в долях)
Используя данную формулу можно рассчитывать не только массовую долю, но и массы веществ, необходимых для приготовления растворов.

Слушают учителя; делают записи в тетради; работают с текстом; выражают свои мысли.

Рассмотрим на примере: Определить массу иода и спирта, необходимых для приготовления50г 5%-го раствора.

Для решения задачи используем шаблон на стр. 95

Решают задачу по предложенному алгоритму.
Первичное закрепление

Так что же необходимо для того, чтобы приготовить определенный раствор?

Что будет, если неправильно произвести расчеты?
Задание классу: продолжите предложения
1. Раствор состоит из…
2. Растворителем может быть….
3. Для того чтобы приготовить раствор заданной концентрации необходимо знать….
4. Запишите формулу для вычисления массовой доли растворённого вещества на доске.

Закрепляют полученные знания.

Воспроизводят по памяти информацию и аргументированно дают ответы.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Вам необходимо:
1) решить задачу
2) проверить друг у друга
3) проанализировать ошибки

1. Для приготовления моченых яблок используют раствор, массовая доля сахара в котором равна 3,84%. Какая масса сахара потребуется для приготовления 2 кг такого растора?
2. Какая масса пергидроля (30%-го пероксида водорода) и воды потребуется для приготовления 100 г 3%-го раствора пероксида водорода, используемого в медицине для обработки ран?

Применяют полученные знания.

Решают задачи по предложенному алгоритму.

Работают в парах.

Осуществляют взаимопроверку.

Проводят анализ ошибок.

Закрепляют изученный материал

Вопросы классу:

С какими ещё растворами и где вам приходится встречаться в жизни?
В медицине -
В быту -
На производстве -

Приводят примеры растворов

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Подводит итоги урока, выставляет оценки за работу на уроке,задает домашнее задание.

Домашнее задание

§ 22, упр. 4,6

Что вы нового узнали из урока?

Взаимодействуют с учителем
Осмысливают и записывают задание.
Задают уточняющие вопросы.