Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по ее усвоению.
В.Г.Белинский
Современное образование претерпевает существенные изменения. В первую очередь это обусловлено быстро меняющимися условиями, темпом жизни, внедрением информационных и других технологий. Сегодня нельзя учить школьников с позиции «мел-доска-учитель».
Международное исследование функциональной грамотности 15-летних PISA - этому подтверждение. Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Так, почему, в условиях хорошего фундаментального российского образования наша страна занимает далеко не почетное место. Как оказывается, низкая результативность российских школьников часто объясняется необычностью, не типичностью предложенных им заданий. Участники исследования не просто должны решить некую задачу - им предлагается изучить достаточно большой объем информации, самостоятельно найти нужные сведения, чтобы ответить на вопросы, обозначить и сравнить разные точки зрения и выбрать правильный путь решения. Поскольку PISA предполагает еще и измерение грамотности чтения, то есть умения вычитать текст, понять его содержание и применить на практике, детям необходимо демонстрировать готовность использовать свои математические, языковые и иные имеющиеся у них навыки.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных иуниверсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию иместо в жизни. Видеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «Азачем мне это нужно изучать?»
Функциональная грамотность вошла всостав государственных гарантий качества основного общего образования. Её смысл - в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее - синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи. Не менее важной является способность эффективно действовать в группе, т.е. соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные функции в коллективе и устанавливать эффективное взаимодействие для достижения результата. Чтобы вступить в диалог, когда речь идет о понимании точки зрения оппонента, надо суметь его услышать, а это и есть метапредметный результат.
Сегодня старый лозунг «Учись учиться» приобретает современное звучание, поскольку школа призвана вооружить учащегося не только (и не столько) некоей суммой знаний, но, прежде всего, научить его самому добывать информацию из различных источников, перерабатывать ее и применять полученные знания на практике.
Метапредметный урок должен быть: развивающим, включать самостоятельную поисковую деятельность, минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Ученик должен не только получать от учителя знания, но и сталкиваться с проблемами, решения которых выходят за рамки изучаемого курса, уметь применять полученную теорию в практических целях. На уроке должны максимально использоваться возможности и знания самих учащихся. Важным моментом остается задача - как научить детей задавать вопросы и выдвигать гипотезы для решения проблемных заданий. Умение задавать вопросы необходимо для любого исследователя. Маленькие дети очень любят задавать вопросы, но традиционная система обучения с готовыми знаниями к вопросам не побуждает, а, скорее, систематически от желания спросить, выяснить, уточнить и т.д. отучает.
В. Вересаев описал в одном из «Невыдуманных рассказов о прошлом» такую ситуацию: «Мальчик Игорь изводил всех вопросом "Почему?". Знакомый профессор психологии посоветовал родителям: «Когда вам надоест, отвечайте ему "Потому что перпендикуляр", - увидите, скоро он отвыкнет». Родители так и сделали. Через некоторое время Игорь на все вопросы ("Почему ты сердит?") отвечал: "Потому что перпендикуляр"». Нежелание тратить время на почемучку-надоеду приводит к «перпендикулярным» отношениям не только в семье, но и на уроке.
Если учитель в среднем звене школы в конце урока спрашивает: есть ли вопросы? - вопросов, как правило, не возникает. Значит ли это, что дети все поняли, усвоили? Нет, конечно. Это может означать либо отсутствие интереса к предмету изучения, либо неумение задать вопрос. Даже учащиеся старшей школы затрудняются в формулировании вопроса. Но с вопроса, вернее, «вопрошания», поскольку вопрос может и не быть формально высказан, начинается любое познание, поэтому способность задавать вопросы как универсальное учебное действие нужно формировать.
Отличным мыслительным приемом технологии развития критического мышления на уроках биологии является «Говорящая карта». Данный прием делает мышление учеников видимым и способствует лучшему пониманию темы в условиях повышенной вовлеченности и самостоятельности учеников. Он побуждает учеников к управлению процессом своего познания.
«Говорящая карта» имеет алгоритм выполнения:
- Шаг 1. Ребята в группе из 4-х человек по времени записывают различные понятия темы по всему полю карты (на формате А-3 пишут понятия или термины. Чем больше понятий, тем лучше);
- Шаг 2. По команде учителя они переходят за стол своих соседей (другой группы) и не садясь за парты все одновременно начинают объединять стрелками, составлять взаимосвязи между двумя понятиями, записывая сверху вопрос, объединяющий эти два понятия, термина;
- Шаг 3. По команде учителя ребята делают еще один переход по часовой стрелке, выполняя аналогичный Шаг 2;
- Шаг 4. По команде учителя ребята возвращаются за свои столы и изучают карту, на которой появилась схема взаимодействия разных понятий и множество вопросов;
- Шаг 5. В группе ребята отвечают на поставленные вопросы и договариваются, кто какой вопрос будет представлять классу;
- Шаг 6. По команде учителя ребята презентуют свою карту. Карта должна «заговорить»;
- Шаг 7. Обсуждение «Говорящих карт», анализ материала.
Прием «Говорящая карта» всегда успешно реализуется в обучении и позволяет обрабатывать достаточно большой объём информации по теме, ее эффективно структурировать, развивать критическое мышление и творческий потенциал у школьников.
Известно, чтобы стать экспертом в какой-либо области необходимо 10 000 часов. Возникает вопрос: создаем ли мы достаточно условий (времени) для тренировки мышления? Или обучение превратилось в объяснение содержания материала. Дети при этом уходят в «безопасный режим», создают видимость, что слушают. Но о чем они думают в этот момент и думают ли вообще? Все, что требуется от учителя - создать условия для развития критического мышления на уроках. Именно эта способность позволит школьникам решать учебные задачи и жизненные ситуации. Создавайте условия и развивайте одаренности!