Интеллектуальный конкурс-игра «Путешествие по стране Лингвистике». 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: интеллектуальная игра


Цели:

  • Обучающие цели: обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, орфография, морфология, синтаксис, культура речи), формировать умения применять полученные знания на практике.
  • Развивающие цели: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся, развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
  • Воспитывающие цели: воспитывать умение работать в группах,
  • воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: раздаточный материал, набор у.е. (умственных единиц) для оценки ответов учащихся.

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по удивительной стране Лингвистике. В этой стране созрел богатый урожай вопросов. Они разные: сложные и не очень, серьезные и шуточные. Вот мы и отправляемся на сбор этого урожая. Правильные ответы будут оплачиваться в у.е. - в умственных единицах; так называется валюта этой страны. В зависимости от сложности вопроса правильные ответы будут оцениваться монетами в 1, 2, 3, 4, 5, «умов». Вы тоже будете отвечать на вопросы. Может быть, и вам удастся разбогатеть с помощью своих знаний и заработать умную валюту, а тот, кто, наберет больше всех, получит паспорт гражданина страны Лингвистики.

Посмотрите, как много в этой стране регионов, областей. (Фонетика, лексика, морфемика…) Мы, к сожалению, не везде побываем. Слишком огромна, необъятна эта страна.

В путешествие мы отправляемся тремя командами. Командиры, представьте свои команды.

  • «Любознательные» - Кто любит науки, тот не знает скуки.
  • «Почемучки» - Хотим все знать!
  • «Знатоки» - Науки и знанье - наше призванье!

1 конкурс - фонетический. «Зашифрованные слова» (5.4.3 ума с учетом скорости)

Сейчас вы получите карточки со словами .В данных словах указаны номера звуков, из которых надо построить новое слово. Первое из пяти звуков, и т.д.

Загадка-5

Сосна-2

Веселье-6

Известный-6

Семья-5

Ружьё-4

Слёт-3

Молодёжь-7

Малина-3

Ель-2

Мороз-5

В какой области Лингвистики мы побывали?

2 конкурс - «Одень корень». Словообразование (5.4.3 ума - по количеству слов)

Подберите как можно больше «одежек» корню -вар- (варить, сварить, варенье, заварка, навар, проварить, отвар, кашевар, …)- 1 минута

3 конкурс - «Собери слова». Морфемика (3 ума - кто быстрее)

Прослушайте внимательно грамматические шарады, извлеките из них нужные морфемы и постройте слова.

Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надежно, Суффикс в «гудении» ясно услышишь, Вместе - на темы различные пишешь.

В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффикс в «собрании» встретится вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдете,
В целом - по мне на уроки пойдете.

Корнем с «дорогой» роднится,
В «сборке» приставка таится,
Суффикс - как в слове «дневник»,
Целым же в космос проник.

Мой корень - родственник «сраженью»,
Приставка в слове «заявление»,
В «наборщике» есть суффикс мой,
А весь - тружусь я под землей.

4 конкурс - «Один из трех». Лексика (все правильные ответы - 5 умов, 7 ответов - 4 ума, 6-5 ответов - 3 ума)

Команды получают одинаковые наборы слов с тремя вариантами толкования их лексических значений. Надо выбрать правильное лексическое значение.

Образец ответа: 9-в, 12-а.

1.Воронка - это:
А)ворона маленького роста;
Б)ворона в детстве;
В)приспособление конической формы для переливания жидкости в сосуды с узким горлышком.

2.Готовальня - это:
А)помещение, где готовят еду;
Б)набор чертежных инструментов, размещенных в специальном футляре;
В)повариха.

3.Кинолог - это:
А)специалист в области кино;
Б)специалист, изучающий собак;
В)большой любитель кино.

4.Беседка - это:
А)короткая беседа;
Б)помещение, где можно «побеситься»;
В)легкая крытая постройка в саду для отдыха.

5.Наборщик - это:
А)гость, пришедший на борщ,
Б)ответственный за набор призывников в армию,
В)специалист по типографскому набору.

6.Сторожка - это:
А)помещение для сторожа,
Б)жена сторожа,
В)насекомое со ста рожками.

7.Молотилка - это:
А)драка,
Б)сельскохозяйственная машина,
В)молоток женского рода.

8.Посредник - это:
А)тот, кто ходит в гости по средам,
Б)тот, при участии кого ведутся переговоры,
В)сидящий посередине.

5 конкурс - «Словарная статья» (Оценка: больше всех значений - 5 умов, меньше - 4 ума, еще меньше - 3 ума)

Многие предложенные значения вызывают улыбку, но можно объяснить откуда они взялись. Предлагаю внимательно присмотреться к следующим словам и придумать такие шуточные толкования, желательно по два.

кровельщик

поколение

гимнастерка

противень

Зрителям предлагаем слова: бормашина(вездеход по лесу; бензопила), секретер(тот, кто делится своими секретами; кто выведывает чужие секреты), валуны (борцы, которые валят соперников на пол; те, кто валом валит на концерты, н-р, эстрадных звезд)

6 конкурс - фразеологический. Лексика. «Соколиный глаз» (все 10 - 5 умов, 9-8 -4 ума, 7-6 -3 ума)

Из текста по ходу прочтения выписать все фразеологические обороты.

Пригласил нас сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой брат вообще голову от счастья потерял, все меня уговаривал: «Пойдем да пойдем! Он , говорят, такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел.» Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Приходим, а нашего приятеля и след простыл: к тетке, говорят, уехал на воскресенье. «Он же нас приглашал рыбу ловить»,- растерялись мы. «Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь лапшу на уши вешает.» У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Но дед нас успокоил, пообещал устроить нам рыбалку.

7 конкурс - синтаксический. «Конструктор» (+ знания из морфологии)

Из данных предложений возьмите указанные члены предложения, поставьте эти слова в нужные формы, у вас получатся новые предложения.

За каждое правильное предложение - 5 умов

  • Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы взять определение, согласовать его с существительным красками;
  • Из предложения Разукрасит мороз зимой окна взять глагол, поставить его в форму прошедшего времени женского рода единственного числа;
  • Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе;
  • Добавить подлежащее из предложения Деревья покрылись первым снегом, употребив его в винительном падеже множественного числа;
  • Из предложения Осень щедро одаривает леса краской взять дополнение, выраженное существительным в винительном падеже единственном числе, поставить его в предложном падеже единственном числе с нужным предлогом, употребив в качестве обстоятельства места.

Составьте предложение

1. Из предложения Ярко разгорается июльское солнце взять обстоятельство.

2. Из предложения Весело сияет месяц над селом взять сказуемое, поставить его в форму мн. числа.

3. Из предложения Гори, звезда моя, не падай, роняй холодные лучи взять слово, которое не является членом предложения, поставить его в форму мн. числа.

4. Из предложения Все небо закрыла огромная туча взять дополнение, использовать его в качестве обстоятельства.

8 конкурс - «Коварная викторина» (за каждый правильный ответ - 1 ум)

Каждой команде предлагаются коварные вопросы. Слова-ответы спрятаны в словах-вопросах.

  1. Какое средство передвижения можно вырезать из скатерти?
  2. Какая часть линейки очень быстро тает на солнце?
  3. Какую крупу каждый турист обязательно берет с собой в поход?
  4. Что шумит на ветру в каждом колесе?
  5. Что входит в состав сладкого печенья?
  6. Какого хищного зверя можно всегда увидеть даже в выключенном телевизоре?
  7. Внутри какого насекомого помещается бочка?
  8. Внутри какого домашнего животного помещается бак?
  9. Какие сладости содержат мел?
  10. В каком слове целый метр букв О?
  11. Что длиннее: поезд или электричка?
  12. Как один плот превратить в целый флот?
  13. Какая буква может превратить галку в камень?
  14. Почему на любой джемпер могут садиться осы и пчелы?

9 конкурс - Составь пословицы (Разрезанные на части)

Пословицы, к сожалению, рассыпались, вам предстоит восстановить их, соединив карточки.

Оценка по скорости: 3 - 2 - 1 ум

  • Грамоте учиться, всегда пригодится.
  • Без грамоты, как без свечи в потемках.
  • Без грамматики не выучишь и математики.
  • Ложка нужна, чтоб щи хлебать, а грамота, чтоб знанья черпать.
  • Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Учитель: Это был последний конкурс. Он напомнил нам о роли знаний, грамоты в жизни человека.

Давайте подсчитаем, на сколько же умов вам удалось обогатиться. ………………
Самым успешным путешествие оказалось для команды………………………

Эта команда заработала………… умов и получает паспорт гражданина страны Лингвистики.

Путешествие закончилось, но ни на минуту не заканчивается процесс познания. Всю жизнь человек учится, познает мир. И вас, ребята, ждет еще очень много открытий.

Рефлексия. Ребята, представьте, что к вам, как к вернувшимся из путешествия, подошел репортер и просит вас поделиться впечатлениями. Что вы можете ему рассказать? Что вам понравилось, запомнилось, что хотели бы добавить?

Приложение