Цели:
- Обучающие цели: обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, орфография, морфология, синтаксис, культура речи), формировать умения применять полученные знания на практике.
- Развивающие цели: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся, развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
- Воспитывающие цели: воспитывать умение работать в группах,
- воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: раздаточный материал, набор у.е. (умственных единиц) для оценки ответов учащихся.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по удивительной стране Лингвистике. В этой стране созрел богатый урожай вопросов. Они разные: сложные и не очень, серьезные и шуточные. Вот мы и отправляемся на сбор этого урожая. Правильные ответы будут оплачиваться в у.е. - в умственных единицах; так называется валюта этой страны. В зависимости от сложности вопроса правильные ответы будут оцениваться монетами в 1, 2, 3, 4, 5, «умов». Вы тоже будете отвечать на вопросы. Может быть, и вам удастся разбогатеть с помощью своих знаний и заработать умную валюту, а тот, кто, наберет больше всех, получит паспорт гражданина страны Лингвистики.
Посмотрите, как много в этой стране регионов, областей. (Фонетика, лексика, морфемика…) Мы, к сожалению, не везде побываем. Слишком огромна, необъятна эта страна.
В путешествие мы отправляемся тремя командами. Командиры, представьте свои команды.
- «Любознательные» - Кто любит науки, тот не знает скуки.
- «Почемучки» - Хотим все знать!
- «Знатоки» - Науки и знанье - наше призванье!
1 конкурс - фонетический. «Зашифрованные слова» (5.4.3 ума с учетом скорости)
Сейчас вы получите карточки со словами .В данных словах указаны номера звуков, из которых надо построить новое слово. Первое из пяти звуков, и т.д.
Загадка-5 |
Сосна-2 |
Веселье-6 |
Известный-6 |
Семья-5 |
Ружьё-4 |
Слёт-3 |
Молодёжь-7 |
Малина-3 |
Ель-2 |
Мороз-5 |
В какой области Лингвистики мы побывали?
2 конкурс - «Одень корень». Словообразование (5.4.3 ума - по количеству слов)
Подберите как можно больше «одежек» корню -вар- (варить, сварить, варенье, заварка, навар, проварить, отвар, кашевар, …)- 1 минута
3 конкурс - «Собери слова». Морфемика (3 ума - кто быстрее)
Прослушайте внимательно грамматические шарады, извлеките из них нужные морфемы и постройте слова.
Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надежно, Суффикс в «гудении» ясно услышишь, Вместе - на темы различные пишешь. |
В «списке» вы мой обнаружите корень,
|
Корнем с «дорогой» роднится,
|
Мой корень - родственник «сраженью»,
|
4 конкурс - «Один из трех». Лексика (все правильные ответы - 5 умов, 7 ответов - 4 ума, 6-5 ответов - 3 ума)
Команды получают одинаковые наборы слов с тремя вариантами толкования их лексических значений. Надо выбрать правильное лексическое значение.
Образец ответа: 9-в, 12-а. |
|
|
|
1.Воронка - это:
|
2.Готовальня - это:
|
3.Кинолог - это:
|
4.Беседка - это:
|
5.Наборщик - это:
|
6.Сторожка - это:
|
7.Молотилка - это:
|
8.Посредник - это:
|
5 конкурс - «Словарная статья» (Оценка: больше всех значений - 5 умов, меньше - 4 ума, еще меньше - 3 ума)
Многие предложенные значения вызывают улыбку, но можно объяснить откуда они взялись. Предлагаю внимательно присмотреться к следующим словам и придумать такие шуточные толкования, желательно по два.
кровельщик |
поколение |
гимнастерка |
противень |
Зрителям предлагаем слова: бормашина(вездеход по лесу; бензопила), секретер(тот, кто делится своими секретами; кто выведывает чужие секреты), валуны (борцы, которые валят соперников на пол; те, кто валом валит на концерты, н-р, эстрадных звезд)
6 конкурс - фразеологический. Лексика. «Соколиный глаз» (все 10 - 5 умов, 9-8 -4 ума, 7-6 -3 ума)
Из текста по ходу прочтения выписать все фразеологические обороты.
Пригласил нас сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой брат вообще голову от счастья потерял, все меня уговаривал: «Пойдем да пойдем! Он , говорят, такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел.» Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Приходим, а нашего приятеля и след простыл: к тетке, говорят, уехал на воскресенье. «Он же нас приглашал рыбу ловить»,- растерялись мы. «Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь лапшу на уши вешает.» У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Но дед нас успокоил, пообещал устроить нам рыбалку.
7 конкурс - синтаксический. «Конструктор» (+ знания из морфологии)
Из данных предложений возьмите указанные члены предложения, поставьте эти слова в нужные формы, у вас получатся новые предложения.
За каждое правильное предложение - 5 умов
- Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы взять определение, согласовать его с существительным красками;
- Из предложения Разукрасит мороз зимой окна взять глагол, поставить его в форму прошедшего времени женского рода единственного числа;
- Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе;
- Добавить подлежащее из предложения Деревья покрылись первым снегом, употребив его в винительном падеже множественного числа;
- Из предложения Осень щедро одаривает леса краской взять дополнение, выраженное существительным в винительном падеже единственном числе, поставить его в предложном падеже единственном числе с нужным предлогом, употребив в качестве обстоятельства места.
Составьте предложение
1. Из предложения Ярко разгорается июльское солнце взять обстоятельство.
2. Из предложения Весело сияет месяц над селом взять сказуемое, поставить его в форму мн. числа.
3. Из предложения Гори, звезда моя, не падай, роняй холодные лучи взять слово, которое не является членом предложения, поставить его в форму мн. числа.
4. Из предложения Все небо закрыла огромная туча взять дополнение, использовать его в качестве обстоятельства.
8 конкурс - «Коварная викторина» (за каждый правильный ответ - 1 ум)
Каждой команде предлагаются коварные вопросы. Слова-ответы спрятаны в словах-вопросах.
- Какое средство передвижения можно вырезать из скатерти?
- Какая часть линейки очень быстро тает на солнце?
- Какую крупу каждый турист обязательно берет с собой в поход?
- Что шумит на ветру в каждом колесе?
- Что входит в состав сладкого печенья?
- Какого хищного зверя можно всегда увидеть даже в выключенном телевизоре?
- Внутри какого насекомого помещается бочка?
- Внутри какого домашнего животного помещается бак?
- Какие сладости содержат мел?
- В каком слове целый метр букв О?
- Что длиннее: поезд или электричка?
- Как один плот превратить в целый флот?
- Какая буква может превратить галку в камень?
- Почему на любой джемпер могут садиться осы и пчелы?
9 конкурс - Составь пословицы (Разрезанные на части)
Пословицы, к сожалению, рассыпались, вам предстоит восстановить их, соединив карточки.
Оценка по скорости: 3 - 2 - 1 ум
- Грамоте учиться, всегда пригодится.
- Без грамоты, как без свечи в потемках.
- Без грамматики не выучишь и математики.
- Ложка нужна, чтоб щи хлебать, а грамота, чтоб знанья черпать.
- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Учитель: Это был последний конкурс. Он напомнил нам о роли знаний, грамоты в жизни человека.
Давайте подсчитаем, на сколько же умов вам удалось обогатиться. ………………
Самым успешным путешествие оказалось для команды………………………
Эта команда заработала………… умов и получает паспорт гражданина страны Лингвистики.
Путешествие закончилось, но ни на минуту не заканчивается процесс познания. Всю жизнь человек учится, познает мир. И вас, ребята, ждет еще очень много открытий.
Рефлексия. Ребята, представьте, что к вам, как к вернувшимся из путешествия, подошел репортер и просит вас поделиться впечатлениями. Что вы можете ему рассказать? Что вам понравилось, запомнилось, что хотели бы добавить?