Практико-ориентированный детско-родительский проект с детьми раннего возраста «Рисуем сами, своими руками»

Разделы: Работа с дошкольниками


Участники проекта: Воспитатели группы, дети группы, родители, музыкальный руководитель.

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: информационно-практический, игровой.

Место проведения: СП «Детский сад «Журавушка»» ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево, Самарской области.

Сроки проведения: 1 месяц.

Возраст детей: 2-3 года.

Форма проведения: групповая.

Цель проекта:

  • Дать детям представления об осенних изменениях в природе;
  • Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (пальчиками, ладошками);
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Задачи проекта:

  • Знакомить детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования (пальчиками, ладошками).
  • Формировать интерес к изобразительной деятельности.
  • Продолжать знакомить детей с названиями основных цветов.
  • Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к окружающему миру.
  • Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования;
  • Стимулировать их совместное творчество с детьми.

Цель педагогическая: Создать условия для реализации творческого потенциала детей, через освоение новых способов деятельности, посредством участия в создании выставки «Рисуем сами, своими руками».

Цель детская: Познакомится с нетрадиционными способами рисования (пальчиками, ладошками)

Краткое содержание проекта: Данный проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Работа над проектом будет способствовать расширению кругозора, активизации словаря и творческих способностей ребенка.

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • Расширится словарный запас детей (листва, листопад, шуршат).
  • Появится у детей интерес к нетрадиционному рисованию, любовь к красоте родной природы в осеннее время.
  • Расширится фантазия и творчество детей.

Родители: обогащают родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:

  • Беседы, рассматривание иллюстраций;
  • Чтение художественной литературы (восприятие), заучивании стихов и отгадывание загадок, театрализованной деятельности;
  • Наблюдение во время совместной творческой деятельности;
  • НОД (лепка, рисование, конструирование, развитие речи).

Продукт проекта: Создание совместной выставки «Рисуем сами, своими руками».

Проблема (педагогическая): Создать условия для реализации творческого потенциала детей, через использования нетрадиционной техники рисования, посредством участия в создании совместной выставки «Рисуем сами, своими руками».

Проблема, сформулированная ребенком: больше узнать о нетрадиционных техниках рисования.

Актуальность: Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложен на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

В связи с этим, актуальность данного проекта обусловлена тем, что совместное создание родителей с детьми выставки «Рисуем сами, своими руками», будет способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей у детей, стимулировать их речевое развитие, так как в ходе знакомства с нетрадиционными техниками рисования и создания выставки дети будут отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, рассуждать, анализировать различные ситуации, общаться, создавать общий продукт.

Гипотеза: Если дети познакомятся с доступными явлениями природы, рассмотрят иллюстрации на тему «Осень», примут участие в создании совместной выставки, то у них расширятся представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья, о том, что в природе все взаимосвязано.

Форма презентации: Создание совместной выставки «Рисуем сами, своими руками» (рисование ладошками).

План действий

1. Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности.

1.Модель трех вопросов:

Что мы знаем об осени?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать,
чтобы это узнать?

Холодно
Дует ветер
Падают листья
Идет дождь
Созревают овощи и фрукты

Какая погода бывает осенью?
Что происходит с природой осенью?
Как называется явление, когда листья опадают с деревьев?
Куда падают с деревьев листья?

Можно узнать в детской энциклопедии.
Попросить родителей посмотреть иллюстрации .
Посмотреть в интернете видео о признаках осени

2.Планирование совместной деятельности с детьми, определение средств и способов реализации проекта.
3.Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.
4.Обсуждение результатов.
5.Определение перспектив проектирования.

Реализация проекта

Первый этап (подготовительный)

На первом этапе реализации проекта был проведен опрос детей по теме «Осень».

Который показал, что дети недостаточно информированы о том, какая погода бывает осенью? Что происходит с природой осенью? Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? Куда падают с деревьев листья?

Вначале работы над проектом была использована «Модель трех вопросов»:

  • Что мы знаем об осени и об осенних изменениях в природе?
  • Что мы хотим узнать?
  • Что нужно сделать, чтобы это узнать?

Результат: совместно с родителями и детьми был разработан план действий, намечен продукт деятельности - создание совместной с родителями выставки рисунков.

На втором этапе в ходе проекта мы проводили беседы с детьми на тему: «Золотая осень», познакомили детей с иллюстрациями и сюжетными картинками по теме.

С большим удовольствием дети разучивали песенки: «Дождик», «Где ты, зайка?», «Падают листья».

Проводили комплекс утренней гимнастики «Веселые птички». Играли в дидактические игры: «Кто как кричит?», «Угадай чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Найди такой же листочек», «Один-много», «Собери картинку», в подвижные игры «Листопад», «Пройди по дорожке», «Лошадка», «Солнышко и дождик». Разучивали пальчиковую гимнастику: «Осень, «Собираем листочки», «Вышли пальчики гулять».

Читали сказки «Три медведя», «Теремок», «Козлятки и волк» с использованием наглядного материала. Вместе с ними рассуждали и отвечали на вопросы. Дети учились высказывать свое мнение. Рассказывали сказку «Теремок» с использованием настольного театра. Играли в сюжетно-ролевую игру: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Прогулка в осенний лес».

Неизгладимое впечатление оставил просмотр сказок по интернету. Дети с интересом играли в подвижные игры «Птички в гнездышках», «Солнышко и дождик», «Листопад».

Проведенные с детьми цикл бесед, рассматривание иллюстраций, пальчиковые, дидактические и подвижные игры, помогли сформировать у детей представления об осенних изменениях в природе.

Результат: В результате проделанной работы был намечен продукт деятельности - создание совместной выставки: «Рисуем сами, своими руками».

На третьем этапе большое внимание было уделено формированию у детей творческих способностей в непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Рисование на тему: «Листопад», «Осенние деревья» (рисование пальчиком) и лепили осенние листочки из мягкого пластилина. Проводили экспериментирование: камни и листья.

В результате НОД у детей обогатился словарный (пассивный и активный) запас по теме, расширился кругозор, развились сенсорные навыки и мелкая моторика рук.

Результат: На этом этапе научились выделять главное в содержании, планировать свои действия.

На четвертом, обобщающем этапе большое внимание было уделено изготовлению выставки.

Результат: На этом этапе у детей сформировались представления об осени, осенних изменениях в природе и нетрадиционных техниках рисования.

На пятом этапе в качестве итогового мероприятия для родителей была организована выставка рисунков по теме осень: «Рисуем сами, своими руками», рисование ладошками.

Вывод: Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

  • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественную, речевую);
  • отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с данным видом техниками рисования, материалами для рисования, новыми игрушками, дети проявляли интерес и желание рисовать;
  • возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

Считаем, что реализация данного проекта имеет огромное значение для обогащения словарного запаса и творческих способностей детей. В результате проведения мероприятий по реализации проекта, дети расширили представления об осени, формировались элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья, о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Схема реализации проекта