Детский исследовательский информационно–практико–ориентированный, творческий проект по художественно-эстетическому развитию «Как сделать мультфильм?»

Разделы: Работа с дошкольниками


Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Как сделать мультфильм?».

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, сотрудник краеведческого музея, родители группы.

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий.

Место проведения: СП «Детский сад «Журавушка» ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево.

Сроки проведения: 1 месяц.

Количество участников проекта: 10 человек.

Возраст детей: 6 лет.

Форма проведения: групповая.

Актуальность

Мир для ребенка наполнен яркими красками, неизведанными тайнами. Сто тысяч «Почему?» звучат из уст ребенка, когда он стремится познать этот мир! И никогда нельзя предугадать, какие вопросы вызовет у наших воспитанников то или иное событие.

Поэтому, когда у воспитанников нашей группы, после очередного просмотра мультфильмов появилось множество вопросов «Как в мультфильмах герои открывают рот? Почему мультяшные герои живут в телевизоре? Как самим сделать мультфильм?» С чего начать? и т.д. мы поняли, что это прекрасная тема для нашего совместного с детьми проекта.

Тема проекта «Как сделать мультфильм?» актуальна, прежде всего, потому, что в настоящее время важнейшими задачами дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО являются усвоение детьми общечеловеческих ценностей, расширение кругозора, раскрытие у воспитанников творческих способностей. Как показывает опыт работы развитие данных качеств у дошкольников возможно, в том числе и через использование в работе с детьми мультфильмов. Как отмечают психологи, мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать, повышать осведомлённость детей, развивать мышление, речь и воображение, формировать мировоззрение.

Кроме того, мультфильмы созданы в некой неповторимой манере, практически каждый строится на какой-нибудь проблемной ситуации, которая может повстречаться малышу в жизни.

За детской наивностью и внешней простотой сюжетной линии скрыты философские и даже вполне серьёзные темы, которые развивают мышление ребенка. В ходе просмотра мультфильмов, дошкольники начинают познавать мир, узнают о взаимопомощи и дружбе. В них заложено много интересного и познавательного о природе, живописи, искусстве, правильном и безопасном поведении и многом другом.

На взгляд некоторых родителей, мультфильмы больше ориентированы на увеселение детей, часто взрослые недооценивают, что мультфильм может обучить детей простейшим вещам: доброте, моральным ценностям, хорошим поступкам, умению прощать и дошкольники, просмотрев их, могут многое понять.

В связи с этим необходимо отметить, что актуальность данного проекта обусловлена тем, что совместное с детьми и родителями создание мультфильма своими руками будет способствовать развитию познавательной активности, художественно-творческих способностей у детей, стимулировать их речевое развитие, так как в ходе создания и просмотра мультфильма дети будут отвечать на вопросы, высказывать свои мнения, рассуждать, анализировать различные ситуации, общаться, научатся действовать сообща, нести ответственность за общий продукт деятельности.

Новизна проекта заключается в том, чтобы узнать, как самим сделать мультфильм дети познакомились с разными профессиями. Научились придумывать сценарий, делать кадры, озвучивать голоса персонажей.

Цели проекта:

  • Цель педагогическая: Познакомить дошкольников с циклом создания мультфильма - от идеи до её воплощения на экране.
  • Цель детская: узнать, как сделать мультфильм самим?

Краткое содержание проекта: Данный проект направлен на стимуляцию художественно-эстетического, познавательно-речевого развития, организацию совместной поисково-исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей в ходе создания собственного мультфильма. Работа над проектом будет способствовать расширению кругозора и развитию коммуникативных навыков у дошкольников.

Проблема педагогическая: Дошкольники, любят смотреть мультфильмы, но не знают, кто и как их делает.

Проблема, сформулированная детьми: Хотим узнать, как самим сделать мультик

Задачи педагогические:

  • Дать дошкольникам представление о том, как создаются мультфильмы.
  • Познакомить их с циклом создания мультфильма - от идеи до её воплощения на экране;
  • Формировать у детей умение с помощью взрослых осуществлять поиск информации в различных источниках о способах создания мультфильма;
  • Привлечь родителей к участию в проектной деятельности;
  • Обогащать словарный запас детей посредством введения, в активную речь новых слов обозначающих профессии людей делающих мультфильмы: сценарист, художник-мультипликатор, декоратор, режиссер, звукооператор, монтажор и т.д.;
  • Дать представление дошкольникам о секретах мультипликации, ознакомить с технологией покадровой фотосъемки. Показать, как движутся герои и сколько кадров надо сделать, чтобы персонажи плавно передвигались на экране;
  • Развивать творческие способности, фантазию, инициативу дошкольников в ходе изготовлении персонажей мультфильма (гусеница, бабочка, солнышко, росток, цветок, облака, деревья и т.д.) с помощью различных технологий (аппликация и элементы пластилинового рисования);
  • Способствовать освоению дошкольниками навыков, необходимых для создания мультфильма (передвижка, освещение, озвучка персонажей, фотосъемка и т.д.);

Ожидаемые результаты:

  • дети исследуют процесс создания мультфильмов, узнают историю возникновения мультипликации, познакомятся с профессиями людей создающих мультфильмы (художник-мультипликатор, декоратор, режиссер и т.д);
  • будет реализовано задуманное, создан мультфильм «Краски для Дымково;
  • в совместной деятельности будут пройдены практически все творческие этапы создания мультфильма: рисование декораций, «анимирование» изображений, озвучивание и т.д.;
  • обогащён словарный запас детей;
  • родители вовлечены в образовательный процесс дошкольной организации, помогут монтировать снятый мультфильм, будет укреплена их заинтересованность в сотрудничестве, совместной проектной деятельности с детьми;
  • дошкольники приобретут уверенность в собственных силах;
  • повысится мотивация детей к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов у дошкольников;

Оценка результатов проектной деятельности:

  • беседы с детьми;
  • наблюдение за детьми в ходе реализации проекта;
  • анкетирование родителей;
  • беседы с родителями;

Продукт проекта: Мультфильм «Краски для Дымково».

Форма презентации проекта: показ созданного детьми мультфильма сверстникам в группе, на родительском собрании

Гипотеза: Если дошкольники создадут совместно со взрослыми мультфильм по собственному сценарию, то у них расширится кругозор, поднимется самооценка, активизируется словарь, разовьются творческие способности и навыки. В ходе работы над проектом они проведут с помощью родителей исследовательскую работу, ознакомятся с новой для них информацией о многообразии способов создания мультфильмов, познакомятся с мировыми шедеврами мультипликации, узнают люди каких профессий, создают мультфильмы. В дальнейшем, в старшем возрасте, дети смогут самостоятельно заниматься творчеством, создавать авторские мультфильмы и т.д.

План действий: «Модель трех вопросов»

1. Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности:

Что мы знаем о мультфильмах?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы это узнать?

Мультфильмов много.
Они разные.
Их можно смотреть в телевизоре или в компьютере.

Получится ли у нас создать свой мультфильм?
Как в мультфильмах герои открывают рот?
Что надо сделать, чтобы кукла могла моргать?
Как в мультфильмах двигаются герои?
Как создать свой мультфильм?
С чего начать?

Можно узнать в детской энциклопедии.
Попросить папу посмотреть в интернете.
Посмотреть фильм о том, как сделать мультфильм.
Узнать, как делают мультфильм, можно в книгах.
У мамы можно спросить.
Можно информацию увидеть в телевизоре.

2. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

3. Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.

4. Обсуждение результатов.

5. Определение перспектив.

Схема реализации проекта

Перспектива развития проекта: В дальнейшем работа по созданию мультфильмов может быть продолжена.

Результатом может быть создание продолжения мультфильма или создание новых мультфильмов по различной тематике.

Реализация проекта

1. На первом этапе реализации проекта была обозначена проблема, которая заключалась в том, что в ходе очередного просмотра мультфильмов в группе дети задали вопрос: Как можно самим сделать мультфильм? Проблемная ситуация заключалась в том, что дети любят смотреть мультфильмы дома и детском саду, но не обладают достаточным количеством информации, о том кто и как их делает.

Так как самостоятельно решить данную проблему дети не могут в связи с отсутствием социального опыта и возможности воспользоваться информационными источниками, то взрослые, должны удовлетворить интересы и потребности детей, помочь им найти информацию по данной теме. Одним из путей решения данной проблемы нам представляется возможным создать мультфильм детям совместно с родителями, то есть познакомить их с циклом создания мультфильма - от идеи до её воплощения на экране.

Вначале работы над проектом с целью выявления знаний детей была использована «модель трех вопросов»: Что мы знаем о мультфильмах? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы это узнать?

Результат: совместно с детьми был разработан план действий, намечен продукт деятельности - мультфильм.

На втором этапе воспитатель познакомила детей с историей мультипликации. Был организован просмотр шедевров мультипликации совместно с родителями, а также совместный поиск родителями и детьми информации о возможных способах создания мультфильмов. Проведен цикл бесед: «Кто делает мультфильмы», «Для чего нужны мультфильмы?», «Твой любимый мультфильм», «Кто такой художник-мультипликатор?». Познакомились с профессиями необходимыми для создания мультфильмов: художник-мультипликатор, декоратор, оператор, сценарист и т.д.

Интересно и увлекательно прошел «День мультипликационных героев», в ходе которого, дети выполняли творческое задание «Оживающая мульткартинка», активно участвовали в викторине «Мой любимый мультфильм», отгадывали загадки о мультфильмах, выполняли продуктивную деятельность «Поспешим на помощь краскам - нарисуем дружно сказку», исполняли песенки из мультфильмов и многое другое.

С целью выбора темы, идеи и нахождения интересной задумки для создания мультфильма, была организована экскурсия в краеведческий музей, где дети познакомились с яркой и интересной экспозицией «Дымковская игрушка». Во время экскурсии дети решили создать мультфильм о Дымковских игрушках.

Результат: Проведенные с детьми цикл бесед, знакомство с историей мультипликации, различными профессиями необходимыми для создания мультфильма, а также поисково-исследовательская совместная работа с родителями помогли сформировать у детей представления о создании мультфильмов, способах передвижения персонажей в мультфильмах. Экскурсия в музей и рассматривание экспозиций помогли детям найти интересную задумку, идею для будущего мультфильма. Далее было принято решение создать мультфильм про Дымковские игрушки.

На третьем этапе Сказка, занявшая первое место в конкурсе «Придумай сказку про дымковские игрушки», послужила сценарием для создания мультфильма. Обогатился словарный запас дошкольников, расширился кругозор, посредством сочинения сказок.

На четвертом обобщающем этапе результатом достижения общего дела стало создание мультфильма «Краски для Дымково» с использованием способа фотосъемки и передвижки персонажей. Были нарисованы персонажи. Проведена раскадровка сценария сказки, тренировка детей в передвижении персонажей мультфильма в соответствии со сценарием, покадровая фотосъемка, озвучка детьми персонажей мультика и т.д.

Результат: на данном этапе работы над проектом дети научились договариваться, планировать свою деятельность по созданию мультфильма, действовать сообща для достижения общего результата. Овладели методом фотосъемки, передвижки, озвучки мультфильма. Научились доводить начатое дело до конца.

На пятом этапе готовый мультфильм был продемонстрирован детям младшей группы. Для родителей была представлена электронная презентация хода выполнения проекта «Как сделать мультфильм?».

Результат: В ходе данного этапа особое внимание было уделено формированию умения представлять результат своей деятельности, рассказывать о его значении для окружающих.

Тезаурус

  • Раскадровка - последовательность рисунков, служащая наглядной иллюстрацией будущего мультфильм. Она помогает режиссеру спланировать сцены будущего фильма заранее.
  • Озвучка - важная часть создания мультфильма. Это звуки, которые оживят мультфильм, сделают его более реалистичным. Звук передаст настроение и эмоции героев мультфильма.
  • Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино - вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных или объёмных объектов;
  • Мультфильм - это фильм, выполненный с помощью средств рисования и предназначенный для показа в кинотеатре, по телевизору или на экране компьютера.
  • Сценарий - сюжетная схема, по которой создаётся мультфильм. Представляет собой краткое изложение содержания мультфильма. В нём определены главные моменты действия, указаны моменты появления персонажей в мультфильме. Сценарий может содержать точную разбивку на кадры с указанием планов, музыкального и изобразительного решения.
  • Монтаж - необходим для завершения мультфильма. Во время монтажа стыкуются и склеиваются все фрагменты видео, аудио, накладываются эффекты, происходит конечная обработка мультфильма и выпуск готового продукта.
  • Художник-мультипликатор - профессия художника. Художник-мультипликатор создает движение (одушевляет) персонажа, разыгрывая действие между компоновками сцены.
  • Оператор - снимает мультфильм, отвечает за качество изображения на экране, за композицию кадров, их освещение, тональность и фотографическое качество изображения.