Предметы: русский язык, английский язык.
Класс: 2.
Цели: Создание условия для сравнения имени существительного в русском и английском языках; выход к общему умозаключению, в чём сходство и различие признаков существительных этих языков, повторение и обобщение материала по теме «Имя существительное».
Планируемые результаты
- Регулятивные: обеспечивают способность регулировать свою деятельность; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результат деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
- Коммуникативные: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения.
- Познавательные: понимать значение и роль русского и английского языков в жизни каждого человека и общества; выполнять логические действия с языковым материалом, проводить анализ, сравнение, обобщение; доказывать, делать выводы.
- Личностные: формировать положительное отношение к изучению русского и английского языка, понимание их богатства, признание себя носителем этих языков; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека.
Ход урока
I. Приветствие. Мониторинг настроения учащихся
Ю.Е. (Юлия Евгеньевна): Доброе утро, уважаемые гости! Доброе утро, ребята!
А.П. (Анна Петровна): Good morning, dear guests! Good morning, children! How are you feeling now? The weather is fine today. The sun is shining! I'm glad to see you!
Дети: We are glad to see you to!
Ю.Е.: Ребята, какое у вас сейчас настроение. Покажите флажок соответствующего цвета. Жёлтый - «вы чувствуете себя замечательно», красный - «вы волнуетесь», синий - «у вас нет настроения, всё плохо». (Кстати, учителя тоже могут поднять флажки по настроению).
II. Видеоролик песенки «Здравствуй, утро!» из мультфильма «Чучело-Мяучело»
Длительность песенки - 2 минуты, 9 секунд (Приложение 1)
Ю.Е.: Ребята, чтобы поднять настроение тем, у кого оно сегодня не очень хорошее, а у тех из вас у кого настроение замечательное, пусть станет ещё лучше, давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Чучело-Мяучело».
III. Постановка цели урока
А.П.: Ребята, кто главный герой мультфильма?
Дети: Кот, котёнок.
Ю.Е.: Задайте вопрос к слову «кот». Какая это часть речи?
Дети: Кто? - Кот. Имя существительное.
Ю.Е.: А что такое существительное?
Дети: Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?
Ю.Е.: Вот об этом и пойдёт разговор на нашем уроке. Итак, цель нашего урока повторить, обобщить и сравнить знания о существительных в русском и английском языках.
IV. Работа с лексикой на английском языке - названия животных
А.П.: Ребята, давайте вспомним существительные, которые обозначают животных!
На доске на магнитах висят карточки с изображением животных (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4) и карточки с английскими названиями животных (Приложение 5). Ученики выбегают и соединяют картинки и слова, называя их по-английски. Далее идёт хоровое проговаривание всех слов на английском языке. Учитель обращает внимание ребят на артикль, стоящий перед каждым названием животного.
А.П.: Что это за маленькое слово? А в русском языке есть артикли? Почему перед словом elephant стоит артикль an?
Дети: Это артикль. В русском языке нет артиклей вообще. Перед словом elephant стоит артикль an потому, что оно начинается с гласной буквы.
А.П.: Ребята артикли в английском языке могут стоять не только перед существительными, но и перед прилагательными и числительными, но об этом мы узнаем с вами в более старших классах.
V. Чистописание и лексическое значение слова «лисица» - иаицлс
Ю.Е.: Какое слово я «спрятала» в чистописании?
Дети: лисица.
Ю.Е.: Дайте лексическое значение этого слова.
Дети дают ответы. Учитель помогает связать всё воедино.
VI. Словарная работа
Учитель называет дефиниции слов. Дети внимательно слушают и записывают их в тетради.
Ю.Е.: Лисица - это первое слово в нашем сегодняшнем словаре. Следующие слова вы будете узнавать по лексическим значениям и записывать в словарь.
1) Крупное хищное млекопитающее с шерстью бурого или белого цвета. (Ответ: медведь).
2) Цвет яичного желтка. (Ответ: желтый).
3) Млекопитающее, очень близкое по строению тела к человеку (Ответ: обезьяна).
Один из учеников озвучивает слова, которые записал себе в тетрадь.
Получившиеся слова: медведь, лисица, жёлтый, обезьяна.
VII. Взаимопроверка
Дети обмениваются тетрадями, проверяют правильность написания слов и выставляют свою оценку на поля. Если нет ошибок - это «5». Если одна ошибка - это «4». Если две ошибки - то «3». Потом тетради возвращаются к своему хозяину. Учитель показывает правильно написанные слова и дети ещё раз проверяют.
Ю.Е.: Ребята, а какое слова здесь лишнее?
Дети: Жёлтый.
Ю.Е.: Почему?
Дети: Потому что это не существительное, а прилагательное.
VIII. Работа над повторением английских прилагательных
А.П.: А какие прилагательные, обозначающие цвета в английском языке мы знаем?
Работа с лепестками ромашки. Учитель показывает лепесток, дети хором называют цвет.
А.П.: What colour is this? (далее перехожу к картинкам с животными) What colour is this bird? What colour is this cat? What colour is this cock? (Ответы: red, blue, green, yellow, black, purple ...) Well done! Ребята, мы выяснили, что одним из признаков существительного в английском языке является наличие артикля. А какие признаки существительного есть в русском языке, Юлия Евгеньевна?
IX. Работа над одушевлёнными и неодушевлёнными существительными
Ю.Е.: А это сейчас мы выясним. Да, ребята?! Попугай и петух. Какие они красивые! На какой вопрос отвечают эти существительные?
Дети: Кто? (делают запись в тетради).
Ю.Е.: Как мы называем такие существительные?
Дети: Одушевлённые.
Ю.Е.: Запишите 2 существительных к этому вопросу. (делают запись в тетради) Но ведь у существительных есть ещё вопрос что? Приведите примеры существительных, которые отвечают на этот вопрос.
Ответы в устной форме: дом, стол, машина, окно, ваза и т.д.
Ю.Е.: Как их называют в русском языке?
Дети: неодушевлённые.
Ю.Е.: Запишите 2 существительных к вопросу «что?». (делают запись в тетради)
X. Физкультминутка
А.П.: Stand up, please! Repeat after me the moving! Сопровождаю стихотворение физическими упражнениями.
Head and shoulders,
Knees and toes! (2 раза).
Head and shoulders,
Knees and toes! (2 раза).
And ears and eyes,
And mouth, and nose,
Head and shoulders,
Knees and toes! (2 раза).Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp you feet,
Stamp your feet together.
Touch, touch, touch your ears,
Touch your ears together.
Touch, touch, touch your cheeks,
Touch your cheeks together.
Shake, shake, shake your hands,
Shake your hands together.
Smile, smile at your friends,
Let us smile together!
XI. Работа над единственным и множественным числом существительных
На экране выведены интересующие нас слова.
Внимание на экран. берёза - берёзы, кот - коты.
Ю.Е.: На какой вопрос отвечают слова первой пары?
(Ответ: что? - неодушевлённые).
Вторая пара слов на какой вопрос отвечает?
(Ответ: кто? - одушевлённые).
Работаем с первой парой слов. Какие изменения вы заметили?
(Ответ: берёза - единственное число, берёзы - множественное число).
Вторая пара слов?
(Ответ: кот - единственное число, коты - множественное число) Всё верно!
Ю.Е.: Какие изменения вы заметили? Что обозначают существительные в единственном числе? Что обозначают существительные во множественном числе? Что изменилось в написании? (Ответ: окончание) Эти слова можно назвать однокоренными или это форма слова? (Ответ: Это форма).
А.П.: Как хорошо. Ребята, ведь в английском языке тоже есть единственное и множественное число у существительных. Давайте вспомним как образуется множественное число. (При помощи окончаний -s, -es) Well done!
На обратной стороне доски расположены карточки со словами, в которых допущены ошибки. Например: 2 cock, 5 elephant, 8 cat, 9 lion, 10 tiger, 2 bear, 3 dog, 4 horse, 5 bird, 6 fox, 7 monkey (Приложение 6).
А.П.: Как вы думаете, всё здесь написано правильно? Цифры обозначают количество животных. Давайте попробуем перевести на русский язык. (Ответ: два петух, пять слон, 8 кот и т.д.) А что надо исправить? (Ответ: надо написать окончание -s или -es) Учащиеся выходят к доске и маркером дописывают окончания. Трудности могут возникнуть со словом fox (множественное число которого foxes). Далее хоровое проговаривание полученных выражений и перевод на русский язык.
XII. Работа над собственными и нарицательными существительными
Юлия Евгеньевна подходит к доске с карточками и указывая на английские слова спрашивает.
Ю.Е.: Ребята, а среди этих животных есть домашние? (Ответ: cock, cat, dog, horse). А у домашних животных есть имена? Вы помните, как зовут котёнка, который поднял нам настроение в начале урока своей песенкой? (Ответ: Чучело-Мяучело).
На экране появляются фотографии мульт-героев: дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик, почтальон Печкин и т.д. Запись в тетради (Приложение 7).
Ю.Е.: Какие слова мы пишем с заглавной буквы? (Ответ: имена собственные, фамилии, клички животных, названия городов, названия улиц и т.д.).
А.П.: А в английском языке тоже есть имена собственные и нарицательные. Давайте убедимся, прочитав текст. Open your books/ Page 45 №6. Упражнение разделено на 4 коротких текста по 4 предложения. Тексты разного цвета. Делим тексты на группы по четыре человека. Дети читают шепотом тексты одновременно все. Учитель ходит и слушает. Если надо исправляет ошибки при чтении.
А.П.: Найдите в своём тексте имя собственное. (Ответы: Pobby, Roo, Tabby, Budgie) Как вы догадались? (Ответ: они написаны с заглавной буквы) Что они обозначают? (Ответ: клички животных) А какие английские имена героев нашего учебника вы помните? (Ответ: Ben, Tom, Jill, Miss Fisher и т.д).
Значит имена собственные в русском, и в английском языках пишутся с заглавной буквой.
XIII. Итог. Рефлексия. Подводим итог вместе
Ю.Е.: О какой части речи мы говорили на уроке? (Ответ: о существительном).
На какие вопросы эта часть речи отвечает? (Ответ: кто? что?).
Какие существительные отвечают на вопрос кто? (Ответ: одушевлённые).
А на вопрос что? (Ответ: неодушевлённые).
А.П.: Ребята, в английском языке тоже есть такие признаки существительного, но о них мы будем говорить в 4-м классе.
Ю.Е.: Как изменяются имена существительные и в русском и в английском языках? (Ответ: по числам).
Что изменяется в существительных? (Ответ: окончание).
О каких ещё именах существительных мы говорили? (Ответ: имена собственные).
Как они пишутся в русском и английском языках? (Ответ: с заглавной буквы).
XIV. Релаксация. Прощание
Мониторинг настроения в конце урока с использованием флажков. Учителя тоже поднимают флажки. Релаксация под спокойную детскую классическую музыку. Дети могут положит головы на парты и закрыть глаза.
Голос учителя: «Порхание бабочки».
Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.
А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат. и откройте глаза.
А.П.: The lesson is over. Thank you for the lesson. Good bye.