В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают новые требования к ученику и выпускнику школы в целом. Если раньше оценивание происходило при проверке знаний, умений и навыков (ЗУН), то сейчас требуется оценивать компетенции как общие, так и универсальные учебные действия (УУД), т.е. кроме теоретических знаний ученики должны показать применение своих умений в той или иной ситуации, при решении прикладных задач, уметь ориентироваться в поставленной проблеме, достигать результата, что способствует формированию успешной личности.
Функциональное назначение УУД заключается:
- в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- в создании условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимых для различных сфер деятельности;
в предметном направлении
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Целью обучения математике является не только ее изучение, но и развитие универсальных учебных способностей, умений и навыков.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Мы подробнее остановимся на регулятивных универсальных учебных действиях, т.к. именно этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности, а значит и в основе успешности всего обучения в школе. Роль регулятивных универсальных учебных действий (УУД) очень велика: овладев ими, учащийся становится способным к самостоятельной успешной организации учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия включают в себя:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; (насколько усвоили полученную информацию);
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору и преодолению препятствий.
Обзор литературы и обобщение опыта преподавания математики показали, что в формировании регулятивных универсальных учебных действиях возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль
- взаимный диктант
- диспут
- заучивание материала наизусть в классе
- «ищу ошибки»
- контрольный опрос на определенную проблему
Вашему вниманию хочу представить задания, которые использую в своей практике.
Задание - преднамеренные ошибки, в котором необходимо найти ошибку, т.е. проверить правильность решения.
Задание |
Вид УУД.
|
Тест «Найди ошибку»
|
Регулятивные УУД.
|
Взаимные диктанты по темам разных классов, провожу в парах сменного состава.
Тема: Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч
Карточка 1
1. Какие отрезки служат сторонами треугольника АВС.
2. Лучи, на которые точка разбивает прямую, называют…
3. Начертите отрезок КЕ= 5 см 7 мм
Карточка 2
1. Какие отрезки служат сторонами треугольника МКЕ
2. При пересечении двух прямых образуется…луча.
3. Начертите отрезок АВ= 17см 2мм
Взаимный диктант по теме «Проценты»
Карточка 1
1. Найдите 1% от 45
2.Чему равно число, 1% которого равен 56
3. Каков процент жирности молока, если в одном кг его содержится 35 г жиров.
4. Клубника содержит в среднем 6% сахара. Сколько килограммов сахара в 12 кг клубники?
5. На тысячу человек взрослого населения 25% работают на заводе, а 20% оставшейся части на предприятиях. Поставьте разумные вопросы и решите задачу.
Карточка 2
1. Найдите 1 % от 83
2.Чему равно число, 1% которого равен 78
3. Каков процент жирности молока, если в 1 кг его содержится 45 г жиров?
4. Книга стоила 25 рублей, после снижения цены она стоила 20 руб. на сколько процентов снизилась цена книги?
5. Завод должен изготовить 360 стульев. В первую неделю он выполнил 70% задания, во вторую 20%. За какую неделю изготовлено больше стульев и насколько.
Взаимный диктант по теме «Решение уравнений»
Карточка 1
1. Решите уравнение 3х+16=8х
2. Раскройте скобки 23,8-(11,7-14,5)
3. Закончите предложение: «Если раскрываются скобки перед которыми стоит знак +, то знаки слагаемых, стоящих в скобках,…»
Карточка 2
1. Решите уравнение 1,5х=6-4,5х
2. Как называются слагаемые имеющие одинаковую буквенную часть?
3. Раскройте скобки х+(2х-3)-(4+2х)
В процессе работы школьник учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Предлагаемый набор заданий имеет целью формирование регулятивных универсальных учебных действий (контроля, самопроверки и взаимопроверки решения задачи). Как показывает практика, упражнениями для развития способности обнаруживать ошибки является парная взаимопроверка самостоятельной работы, проверка работы ученика, выполненной учителем без исправления и подчеркивания ошибок. Каждый обучающийся самостоятельно оценивает свою работу, еще не зная ответов, то есть, опираясь на интуицию или реально представляя свои знания. После этого осуществляется взаимопроверка. Результаты сравниваются, и выставляется итоговая оценка.
Хорошо помогает развивать регулятивные навыки работа на различных цифровых платформах и сайтах, таких как Я-класс, Сдам ГИА, Учи.ру. На сайте Сдам гиа работая с учениками 9 и 11 классов, я разработала систему заданий и вариантов для подготовки к экзамену. Есть варианты заданий по отдельным темам и полностью варианты как на экзамене. Если ученик не справился с заданием ему предлагается пройти работу над ошибками. На сайте в журнале достижений сразу все отметки и баллы проставляются и ученик видит прогресс у него или регресс, или стоит на месте. В этом случае работают такие учебные действия как контроль, коррекция, оценка и волевая саморегуляция.
Организуя, учебную деятельность по предмету необходимо учитывать возможности и способности учеников. Помнить, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете. Требуется помочь ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал. Самое главное нужно помнить, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике. Научите ребенка высказывать свои мысли.
Источники
- Алгебра. 7 класс. Учебник - Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б., 2018.
- Математика. 5 класс. Учебник - Никольский С.М., Потапов М.К. и др. 2020.
- Математика. 6 класс. Учебник - Никольский С.М., Потапов М.К. и др. 2019.
- https://infourok.ru/matematicheskie-vzaimodiktanti-kak-metod-povisheniya-urovnya-znaniy-uchaschihsya-3152690.html
- https://infourok.ru/vzaimodiktanti-po-algebre-dlya-klassa-po-teme-virazheniya-tozhdestva-uravneniya-3076966.html
- http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/11/12/formirovanie-universalnykh-uchebnykh
- http://vestnik.kuzspa.ru/articles/112/