Формирование регулятивных навыков на уроках математики

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают новые требования к ученику и выпускнику школы в целом. Если раньше оценивание происходило при проверке знаний, умений и навыков (ЗУН), то сейчас требуется оценивать компетенции как общие, так и универсальные учебные действия (УУД), т.е. кроме теоретических знаний ученики должны показать применение своих умений в той или иной ситуации, при решении прикладных задач, уметь ориентироваться в поставленной проблеме, достигать результата, что способствует формированию успешной личности.

Функциональное назначение УУД заключается:

  • в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • в создании условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

в направлении личностного развития

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимых для различных сфер деятельности;

в предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Целью обучения математике является не только ее изучение, но и развитие универсальных учебных способностей, умений и навыков.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Мы подробнее остановимся на регулятивных универсальных учебных действиях, т.к. именно этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности, а значит и в основе успешности всего обучения в школе. Роль регулятивных универсальных учебных действий (УУД) очень велика: овладев ими, учащийся становится способным к самостоятельной успешной организации учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия включают в себя:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; (насколько усвоили полученную информацию);
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору и преодолению препятствий.

Обзор литературы и обобщение опыта преподавания математики показали, что в формировании регулятивных универсальных учебных действиях возможны следующие виды заданий:

  1. «преднамеренные ошибки»;
  2. поиск информации в предложенных источниках;
  3. взаимоконтроль
  4. взаимный диктант
  5. диспут
  6. заучивание материала наизусть в классе
  7. «ищу ошибки»
  8. контрольный опрос на определенную проблему

Вашему вниманию хочу представить задания, которые использую в своей практике.

Задание - преднамеренные ошибки, в котором необходимо найти ошибку, т.е. проверить правильность решения.

Задание

Вид УУД.
Содержание учебной деятельности

Тест «Найди ошибку»
Тема: «Свойства сложения и вычитания натуральных чисел»
1) 45-(25+17)=37
2) 90-67=23
3) 764- (264+40)=460
4) 301-(20+201)=120
5) 56 - 36 - 7=13
6) (200+67)-100=33
7) 1200-1100-40=1060
8) 32+13-5=40
9) 56+8+12-26=50
10) 75-31-9+15=50

Регулятивные УУД.
Обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы

Взаимные диктанты по темам разных классов, провожу в парах сменного состава.

Тема: Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч

Карточка 1

1. Какие отрезки служат сторонами треугольника АВС.
2. Лучи, на которые точка разбивает прямую, называют…
3. Начертите отрезок КЕ= 5 см 7 мм

Карточка 2

1. Какие отрезки служат сторонами треугольника МКЕ
2. При пересечении двух прямых образуется…луча.
3. Начертите отрезок АВ= 17см 2мм

Взаимный диктант по теме «Проценты»

Карточка 1

1. Найдите 1% от 45
2.Чему равно число, 1% которого равен 56
3. Каков процент жирности молока, если в одном кг его содержится 35 г жиров.
4. Клубника содержит в среднем 6% сахара. Сколько килограммов сахара в 12 кг клубники?
5. На тысячу человек взрослого населения 25% работают на заводе, а 20% оставшейся части на предприятиях. Поставьте разумные вопросы и решите задачу.

Карточка 2

1. Найдите 1 % от 83
2.Чему равно число, 1% которого равен 78
3. Каков процент жирности молока, если в 1 кг его содержится 45 г жиров?
4. Книга стоила 25 рублей, после снижения цены она стоила 20 руб. на сколько процентов снизилась цена книги?
5. Завод должен изготовить 360 стульев. В первую неделю он выполнил 70% задания, во вторую 20%. За какую неделю изготовлено больше стульев и насколько.

Взаимный диктант по теме «Решение уравнений»

Карточка 1

1. Решите уравнение 3х+16=8х
2. Раскройте скобки 23,8-(11,7-14,5)
3. Закончите предложение: «Если раскрываются скобки перед которыми стоит знак +, то знаки слагаемых, стоящих в скобках,…»

Карточка 2

1. Решите уравнение 1,5х=6-4,5х
2. Как называются слагаемые имеющие одинаковую буквенную часть?
3. Раскройте скобки х+(2х-3)-(4+2х)

В процессе работы школьник учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Предлагаемый набор заданий имеет целью формирование регулятивных универсальных учебных действий (контроля, самопроверки и взаимопроверки решения задачи). Как показывает практика, упражнениями для развития способности обнаруживать ошибки является парная взаимопроверка самостоятельной работы, проверка работы ученика, выполненной учителем без исправления и подчеркивания ошибок. Каждый обучающийся самостоятельно оценивает свою работу, еще не зная ответов, то есть, опираясь на интуицию или реально представляя свои знания. После этого осуществляется взаимопроверка. Результаты сравниваются, и выставляется итоговая оценка.

Хорошо помогает развивать регулятивные навыки работа на различных цифровых платформах и сайтах, таких как Я-класс, Сдам ГИА, Учи.ру. На сайте Сдам гиа работая с учениками 9 и 11 классов, я разработала систему заданий и вариантов для подготовки к экзамену. Есть варианты заданий по отдельным темам и полностью варианты как на экзамене. Если ученик не справился с заданием ему предлагается пройти работу над ошибками. На сайте в журнале достижений сразу все отметки и баллы проставляются и ученик видит прогресс у него или регресс, или стоит на месте. В этом случае работают такие учебные действия как контроль, коррекция, оценка и волевая саморегуляция.

Организуя, учебную деятельность по предмету необходимо учитывать возможности и способности учеников. Помнить, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете. Требуется помочь ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал. Самое главное нужно помнить, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике. Научите ребенка высказывать свои мысли.

Источники

  1. Алгебра. 7 класс. Учебник - Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б., 2018.
  2. Математика. 5 класс. Учебник - Никольский С.М., Потапов М.К. и др. 2020.
  3. Математика. 6 класс. Учебник - Никольский С.М., Потапов М.К. и др. 2019.
  4. https://infourok.ru/matematicheskie-vzaimodiktanti-kak-metod-povisheniya-urovnya-znaniy-uchaschihsya-3152690.html
  5. https://infourok.ru/vzaimodiktanti-po-algebre-dlya-klassa-po-teme-virazheniya-tozhdestva-uravneniya-3076966.html
  6. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/11/12/formirovanie-universalnykh-uchebnykh
  7. http://vestnik.kuzspa.ru/articles/112/