Урок окружающего мира по теме "Страницы всемирной истории"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир


Класс: 4.

Предмет: окружающий мир.

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по изученному разделу.

Используемые технологии обучения, приемы: технология деятельностного метода обучения, ИКТ, приемы интерактивного взаимодействия.

Тип урока: общеметодологической направленности.

Познавательные УУД. Развиваем умения: сопоставлять длительность исторических эпох, перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать исторические события, понимать роль археологических находок для изучения истории, делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Регулятивные УУД. Развиваем умения: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, принимать учебную задачу и стремиться её выполнить, уметь провести самооценку деятельности.

Коммуникативные УУД. Развиваем умения: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в паре и группе.

Личностные результаты: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, проявление целостного взгляда на мир в единстве его народов, культур и религий.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей. Мы рады видеть вас.

Урок окружающего мира

Минутка создания хорошего настроения в парах . (Дети соприкасаются поочерёдно пальцами с соседом по парте)

  • Желаю (большой палец)
  • Успеха (указательный)
  • Большого (средний)
  • Во всём (безымянный)
  • И везде (мизинец)
  • Здравствуй (вся ладошка)

Высказывание Максима Горького послужит эпиграфом урока.

"Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цель будущего."

- Как вы это понимаете? (ответы детей)

II. Актуализация и пробное действие

- В эпиграфе есть слово "прошло" - а что это? Какие слова вы бы подобрали к этому понятию?

- Что такое история? (это наука о прошлом)

- Даша Безъязыкова нашла в словаре толкование этого слова (история - это наука, изучающая, как жили разные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменилась и стала как сейчас)

Работа в парах

- Ребята, у вас в конвертах карточки с историческими эпохами. Ваша задача разложите их в правильном порядке

Исторические эпохи

(проверка по Эталону ответы на слайде)

- Кому было трудно?

Вывод: люди выделили пять исторических эпох.

- Назовите тему урока (Страницы всемирной истории)

- Какова цель урока? Дополни предложение.

Цель: Вспомнить и обобщить знания об... исторических эпохах, о событиях происходивших в разные исторические промежутки времени)

- У вас на партах Рабочие листы. Какова ваша оценка знаний по данной теме? Оцените себя в начале урока.

III. Систематизация знаний

- Ребята, как называется изученный нами раздел? (Страницы всемирной истории)

- Сколько тем вы изучили? (пять)

Работа в паре.

Задание: Перед вами рабочие листы, Ваша задача соотнесите эпохи с их протяжённостью впишите в ленту времени соответствующее название.

Лента времени

Около

V

IV

III

II

I

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

XV

XVI

XVII

XVIII

XIX

XX

XI

до н.э./ н.э

Проверка Эталону. (слайд)

- Кто испытывал проблемы?

Сколько длилась:

  • Первобытная эпоха? - около 2,5 млн.лет;
  • Древняя эпоха - около 1000 лет;
  • Средневековье - около1000 лет;
  • Эпоха Нового времени - около 400 лет,
  • Эпоха Новейшего времени - более 100 лет.

- Какой вывод можно сделать? Какая эпоха была самая длинная, а какая самая короткая?

Вывод: первобытная эпоха самая длинная, самая короткая эпоха Новейшего времени. Но никогда в истории жизнь людей не менялась так стремительно как в 20 веке.

- В каком веке мы живём? (в 21), обведите на ленте времени 21 век, в какой исторической эпохе? (Новейшее время)

ФИЗМИНУТКА

IV. Включение системы знаний в учебную деятельность

Работа в группах.

- Ребята, сейчас мы будем работать в группах.

- Вспомним правила работы в группе (уметь слушать другого, не ссориться, быть активным)

- Пять эпох - пять групп. Ваша задача: заполнить свою страницу истории, выполнить все задания. Выберите командира. Внимательно читайте задание.

Задание по группам

1 группа

Задание "Доскажи словечко": Вставить в текст пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.

  1. «Древнейшего человека по-другому называют … (первобытным).
  2. Жизнь древнейшего человека зависела от … (капризов природы).
  3. Первобытные люди жили … (группами).
  4. Крики, гримасы, жесты заменяли им … (речь).
  5. Они научились изготавливать простейшие орудия труда из … (камня).
  6. Первобытные художники рисовали … (животных), а для освещения использовали … (факелы)».

2 группа

Страница "История Древнего мира. Кроссворд"

Задание: реши кроссворд.

По горизонтали: 1. Особые знаки египтян для письма. 5. Как называлось в Древнем Египте тело, высушенное и обмотанное бинтами. 7. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать. 8. Существо с телом льва и головой человека, «охранявший» гробницы умерших фараонов в Древнем Египте. 10. Царь в Древнем Египте. 11. На берегах этой реки возникло Египетское царство. 13. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида.

По вертикали: 2. Один из древнейших городов мира, поучивший название «вечный город». 3. Гробница фараона в Древнем Египте. 4. Столица Греции 6. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте. 9. При извержении этого вулкана город Помпеи был погребён под слоем пепла.

3 группа

Страница "История Средних веков"

Задание: Игра "Найди лишнее слово" и подчеркни его.

  1. Москва, Рим, Амстердам, Берлин
  2. Замок, крепостные стены, окна из стекла, дубовые ворота
  3. Христианство, ислам, буддизм, сфинкс.
  4. Мечеть, синагога, дворец , храм.
  5. Иисус, христианство, собор, будда
  6. Шлем, меч, шляпа, щит
  7. Литеры, фотография, печатный станок, Гутенберг

4 группа

Страница "История Нового времени"

Задание: Игра «Что оставило нам Новое время?».

Надо соединить с помощью стрелок слова из каждого столбика так, чтобы они были связаны между собой:

Мореплаватель

Д.Дефо

Джоконда

Художник

Магеллан

Америка

Путешественник

Рафаэль Санти

Робинзон Крузо

Писатель

Беллинсгаузен

20 000 лье под водой

Художник

Колумб

Антарктида

Писатель

Леонардо да Винчи

Форма шара

Мореплаватель

Ж.Верн

Сикстинская мадонна

Ответы:

  1. Писатель Д. Дефо - Робинзон Крузо.
  2. Мореплаватель - Магеллан - форма шара.
  3. Художник Рафаэль-Санти - Сикстинская мадонна.
  4. Путешественник - Беллинсгаузен -- Антарктида.
  5. Мореплаватель Колумб -- Америка.
  6. Художник Леонардо да Винчи - Джоконда.
  7. Писатель - Ж.Верн 20000 лье под водой.

5 группа

Страница "История Новейшего времени"

Задание: реши кроссворд.

Вопросы:

  1. 12 апреля в России отмечается День…
  2. Изобретение ХХ века - электронная машина.
  3. Учёные ХХ века открыли мир…
  4. Роберт Пири покорил… полюс.
  5. Кто высказал мысль о возможности полётов?
  6. Во многих странах власть в ХХ веке стала…
  7. Какое самое разрушительное оружие в истории человечества было изобретено в ХХ веке?

Ответы: 1. Космонавтики. 2. Компьютер. 3. Частиц. 4. Северный. 5. Циолковский. 6. Выборная. 7. Атомное.

Ключевое слово: спасибо.

Командиры групп выступают с защитой.

- Что было трудно?

Игра "Ты мне - я тебе"

- Ваша задача: каждая группа составит и задаст один вопрос о своей эпохе любой команде

- Ребята, а что вам помогло при составлении вопросов? (знания событий истории)

- Спасибо всем за работу в группах

Оценка работы в группе (индивидуальный анализ).

1. Все ли члены группы принимали участие в работе над заданием?

  • ДА, все работали одинаково.
  • Нет, работал только один.
  • Кто-то работал больше, а кто-то меньше других.

2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

  • Работали дружно, ссор не было.
  • Работали дружно, спорили и ссорились.
  • Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

3. Тебе нравится результат работы группы?

  • Да, все получилось хорошо.
  • Нравится, но можно было бы сделать лучше.
  • Нет, не нравится.

- Я задам вопросы по анализу работы групп.

Пятая группа отгадала ключевое слово.

Ключевое слово: спасибо.

Всем огромное спасибо.

- Какова же Всемирная история человечества, чем вам запомнилась?

Вывод: Всемирная история богата открытиями, изобретениями, талантливыми людьми, к сожалению, страшными войнами. Войны показали людям, как важен мир на земле.

Переверните рабочий лист. Ребята, перед вами алгоритм прочитайте его.

Алгоритм "Как определить к какой исторической эпохе относятся достижения или изобретения людей"

  1. Выбрать достижение или изобретение людей для изучения
  2. Вспомнить название всех пяти эпох
  3. Соотнести этапы с лентой времени
  4. Вспомнить особенности каждой исторической эпохи и соотнести с достижением или изобретением людей
  5. Назвать историческую эпоху

V. Закрепление системы знаний с формулированием проблемы

Пришло время проверить каждого из вас.

Самостоятельная работа

Задание: Перед вами Рабочий лист .Ваша задача: расположить на ленте времени цифры, которые соответствуют словам, если затрудняетесь используйте АЛГОРИТМ

Оцените свою работу.

паровоз - 1

Юрий Гагарин - 8

рыцарь - 2

пирамида - 9

мумия - 3

мобильный телефон - 10

фараон - 4

мамонт - 11

мечеть - 5

ядерная бомба - 12

пещера - 6

замок - 13

метро - 7

радио - 14

Самопроверка по Эталону

Первобытная история

Древний мир

Средневековье

Новое время

Новейшее время

6, 11

3, 4, 9

2, 5, 13

1, 7, 14

8, 10, 12

- Поднимите руки, кто справился с заданием и получил более 70%.

- Кто не справился с заданием.

Прочитайте рекомендации ниже (надо повторить все темы раздела "Страницы всемирной истории" и конечно же читать историческую литературу в школьной библиотеке, "Кто много читает, тот много знает"

VI. Рефлексия

У вас на партах Рабочие листы. Какова ваша оценка знаний по данной теме сейчас? Оцените себя в конце урока

- Поднимите руки, у кого произошло продвижение по теме.

- Ребята, достигли ли мы цели урока? (Цель: Вспомнить и обобщить знания об исторических эпохах, о событиях происходивших в разные исторические промежутки времени)

- Да! Надо ли изучать прошлое?

Да. Ведь "Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цель будущего".

На следующем уроке мы продолжим изучать историю, кому интересно узнать историю нашей Родины? Я буду рада открыть вместе с вами страницы истории России.

Д.з. - по группам, придумать по 5 вопросов к своей исторической эпохе.

- Мы начинали урок с веселого приветствия ладошками и завершим его рефлексией "Всё в твоих руках".

На слайде вопросы, ответьте на них и прикрепите ладошку к доске.

- Спасибо за работу, урок окончен.