Класс: 4.
Предмет: окружающий мир.
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по изученному разделу.
Используемые технологии обучения, приемы: технология деятельностного метода обучения, ИКТ, приемы интерактивного взаимодействия.
Тип урока: общеметодологической направленности.
Познавательные УУД. Развиваем умения: сопоставлять длительность исторических эпох, перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать исторические события, понимать роль археологических находок для изучения истории, делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Регулятивные УУД. Развиваем умения: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, принимать учебную задачу и стремиться её выполнить, уметь провести самооценку деятельности.
Коммуникативные УУД. Развиваем умения: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в паре и группе.
Личностные результаты: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, проявление целостного взгляда на мир в единстве его народов, культур и религий.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей. Мы рады видеть вас.
Урок окружающего мира
Минутка создания хорошего настроения в парах . (Дети соприкасаются поочерёдно пальцами с соседом по парте)
- Желаю (большой палец)
- Успеха (указательный)
- Большого (средний)
- Во всём (безымянный)
- И везде (мизинец)
- Здравствуй (вся ладошка)
Высказывание Максима Горького послужит эпиграфом урока.
"Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цель будущего."
- Как вы это понимаете? (ответы детей)
II. Актуализация и пробное действие
- В эпиграфе есть слово "прошло" - а что это? Какие слова вы бы подобрали к этому понятию?
- Что такое история? (это наука о прошлом)
- Даша Безъязыкова нашла в словаре толкование этого слова (история - это наука, изучающая, как жили разные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменилась и стала как сейчас)
Работа в парах
- Ребята, у вас в конвертах карточки с историческими эпохами. Ваша задача разложите их в правильном порядке
Исторические эпохи
(проверка по Эталону ответы на слайде)
- Кому было трудно?
Вывод: люди выделили пять исторических эпох.
- Назовите тему урока (Страницы всемирной истории)
- Какова цель урока? Дополни предложение.
Цель: Вспомнить и обобщить знания об... исторических эпохах, о событиях происходивших в разные исторические промежутки времени)
- У вас на партах Рабочие листы. Какова ваша оценка знаний по данной теме? Оцените себя в начале урока.
III. Систематизация знаний
- Ребята, как называется изученный нами раздел? (Страницы всемирной истории)
- Сколько тем вы изучили? (пять)
Работа в паре.
Задание: Перед вами рабочие листы, Ваша задача соотнесите эпохи с их протяжённостью впишите в ленту времени соответствующее название.
Лента времени
Около |
V |
IV |
III |
II |
I |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
XIII |
XIV |
XV |
XVI |
XVII |
XVIII |
XIX |
XX |
XI |
|
до н.э./ н.э |
|
|
|
Проверка Эталону. (слайд)
- Кто испытывал проблемы?
Сколько длилась:
- Первобытная эпоха? - около 2,5 млн.лет;
- Древняя эпоха - около 1000 лет;
- Средневековье - около1000 лет;
- Эпоха Нового времени - около 400 лет,
- Эпоха Новейшего времени - более 100 лет.
- Какой вывод можно сделать? Какая эпоха была самая длинная, а какая самая короткая?
Вывод: первобытная эпоха самая длинная, самая короткая эпоха Новейшего времени. Но никогда в истории жизнь людей не менялась так стремительно как в 20 веке.
- В каком веке мы живём? (в 21), обведите на ленте времени 21 век, в какой исторической эпохе? (Новейшее время)
ФИЗМИНУТКА
IV. Включение системы знаний в учебную деятельность
Работа в группах.
- Ребята, сейчас мы будем работать в группах.
- Вспомним правила работы в группе (уметь слушать другого, не ссориться, быть активным)
- Пять эпох - пять групп. Ваша задача: заполнить свою страницу истории, выполнить все задания. Выберите командира. Внимательно читайте задание.
Задание по группам
1 группа
Задание "Доскажи словечко": Вставить в текст пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.
- «Древнейшего человека по-другому называют … (первобытным).
- Жизнь древнейшего человека зависела от … (капризов природы).
- Первобытные люди жили … (группами).
- Крики, гримасы, жесты заменяли им … (речь).
- Они научились изготавливать простейшие орудия труда из … (камня).
- Первобытные художники рисовали … (животных), а для освещения использовали … (факелы)».
2 группа
Страница "История Древнего мира. Кроссворд"
Задание: реши кроссворд.
По горизонтали: 1. Особые знаки египтян для письма. 5. Как называлось в Древнем Египте тело, высушенное и обмотанное бинтами. 7. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать. 8. Существо с телом льва и головой человека, «охранявший» гробницы умерших фараонов в Древнем Египте. 10. Царь в Древнем Египте. 11. На берегах этой реки возникло Египетское царство. 13. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида.
По вертикали: 2. Один из древнейших городов мира, поучивший название «вечный город». 3. Гробница фараона в Древнем Египте. 4. Столица Греции 6. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте. 9. При извержении этого вулкана город Помпеи был погребён под слоем пепла.
3 группа
Страница "История Средних веков"
Задание: Игра "Найди лишнее слово" и подчеркни его.
- Москва, Рим, Амстердам, Берлин
- Замок, крепостные стены, окна из стекла, дубовые ворота
- Христианство, ислам, буддизм, сфинкс.
- Мечеть, синагога, дворец , храм.
- Иисус, христианство, собор, будда
- Шлем, меч, шляпа, щит
- Литеры, фотография, печатный станок, Гутенберг
4 группа
Страница "История Нового времени"
Задание: Игра «Что оставило нам Новое время?».
Надо соединить с помощью стрелок слова из каждого столбика так, чтобы они были связаны между собой:
Мореплаватель |
Д.Дефо |
Джоконда |
Художник |
Магеллан |
Америка |
Путешественник |
Рафаэль Санти |
Робинзон Крузо |
Писатель |
Беллинсгаузен |
20 000 лье под водой |
Художник |
Колумб |
Антарктида |
Писатель |
Леонардо да Винчи |
Форма шара |
Мореплаватель |
Ж.Верн |
Сикстинская мадонна |
Ответы:
- Писатель Д. Дефо - Робинзон Крузо.
- Мореплаватель - Магеллан - форма шара.
- Художник Рафаэль-Санти - Сикстинская мадонна.
- Путешественник - Беллинсгаузен -- Антарктида.
- Мореплаватель Колумб -- Америка.
- Художник Леонардо да Винчи - Джоконда.
- Писатель - Ж.Верн 20000 лье под водой.
5 группа
Страница "История Новейшего времени"
Задание: реши кроссворд.
Вопросы:
- 12 апреля в России отмечается День…
- Изобретение ХХ века - электронная машина.
- Учёные ХХ века открыли мир…
- Роберт Пири покорил… полюс.
- Кто высказал мысль о возможности полётов?
- Во многих странах власть в ХХ веке стала…
- Какое самое разрушительное оружие в истории человечества было изобретено в ХХ веке?
Ответы: 1. Космонавтики. 2. Компьютер. 3. Частиц. 4. Северный. 5. Циолковский. 6. Выборная. 7. Атомное.
Ключевое слово: спасибо.
Командиры групп выступают с защитой.
- Что было трудно?
Игра "Ты мне - я тебе"
- Ваша задача: каждая группа составит и задаст один вопрос о своей эпохе любой команде
- Ребята, а что вам помогло при составлении вопросов? (знания событий истории)
- Спасибо всем за работу в группах
Оценка работы в группе (индивидуальный анализ).
1. Все ли члены группы принимали участие в работе над заданием?
- ДА, все работали одинаково.
- Нет, работал только один.
- Кто-то работал больше, а кто-то меньше других.
2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
- Работали дружно, ссор не было.
- Работали дружно, спорили и ссорились.
- Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
3. Тебе нравится результат работы группы?
- Да, все получилось хорошо.
- Нравится, но можно было бы сделать лучше.
- Нет, не нравится.
- Я задам вопросы по анализу работы групп.
Пятая группа отгадала ключевое слово.
Ключевое слово: спасибо.
Всем огромное спасибо.
- Какова же Всемирная история человечества, чем вам запомнилась?
Вывод: Всемирная история богата открытиями, изобретениями, талантливыми людьми, к сожалению, страшными войнами. Войны показали людям, как важен мир на земле.
Переверните рабочий лист. Ребята, перед вами алгоритм прочитайте его.
Алгоритм "Как определить к какой исторической эпохе относятся достижения или изобретения людей"
- Выбрать достижение или изобретение людей для изучения
- Вспомнить название всех пяти эпох
- Соотнести этапы с лентой времени
- Вспомнить особенности каждой исторической эпохи и соотнести с достижением или изобретением людей
- Назвать историческую эпоху
V. Закрепление системы знаний с формулированием проблемы
Пришло время проверить каждого из вас.
Самостоятельная работа
Задание: Перед вами Рабочий лист .Ваша задача: расположить на ленте времени цифры, которые соответствуют словам, если затрудняетесь используйте АЛГОРИТМ
Оцените свою работу.
паровоз - 1 |
Юрий Гагарин - 8 |
рыцарь - 2 |
пирамида - 9 |
мумия - 3 |
мобильный телефон - 10 |
фараон - 4 |
мамонт - 11 |
мечеть - 5 |
ядерная бомба - 12 |
пещера - 6 |
замок - 13 |
метро - 7 |
радио - 14 |
Самопроверка по Эталону
Первобытная история |
Древний мир |
Средневековье |
Новое время |
Новейшее время |
6, 11 |
3, 4, 9 |
2, 5, 13 |
1, 7, 14 |
8, 10, 12 |
- Поднимите руки, кто справился с заданием и получил более 70%.
- Кто не справился с заданием.
Прочитайте рекомендации ниже (надо повторить все темы раздела "Страницы всемирной истории" и конечно же читать историческую литературу в школьной библиотеке, "Кто много читает, тот много знает"
VI. Рефлексия
У вас на партах Рабочие листы. Какова ваша оценка знаний по данной теме сейчас? Оцените себя в конце урока
- Поднимите руки, у кого произошло продвижение по теме.
- Ребята, достигли ли мы цели урока? (Цель: Вспомнить и обобщить знания об исторических эпохах, о событиях происходивших в разные исторические промежутки времени)
- Да! Надо ли изучать прошлое?
Да. Ведь "Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цель будущего".
На следующем уроке мы продолжим изучать историю, кому интересно узнать историю нашей Родины? Я буду рада открыть вместе с вами страницы истории России.
Д.з. - по группам, придумать по 5 вопросов к своей исторической эпохе.
- Мы начинали урок с веселого приветствия ладошками и завершим его рефлексией "Всё в твоих руках".
На слайде вопросы, ответьте на них и прикрепите ладошку к доске.
- Спасибо за работу, урок окончен.