Инфографика на уроке иностранного языка как метод формирования функциональной грамотности школьника

Разделы: Иностранные языки

Класс: 7

Ключевые слова: немецкий язык


Предмет: немецкий язык.

Класс: 7.

Тема: Was kann ich für die Umwelt tun? / Как я могу помочь природе?

Тип урока: урок обобщения знаний.

Цель урока: научиться работать с несплошным текстом, описывать инфографику, применять знание лексики для построения устного монолога.

Обучающие (ориентированные на достижение предметных результатов обучения):

  • закрепить опорную тематическую лексику
  • развивать навык построения устного монологического высказывания на основе ключевых слов и графических маркеров
  • развивать читательскую грамотность и навык работы с несплошным текстом

Развивающие (ориентированные на достижение метапредметных результатов обучения):

  • развивать навыки работы с инфографикой, обучающими приложениями, схемами
  • развивать умение работы с информацией (анализ, синтез, сравнение, классификация)
  • развивать навык презентации информации и самопрезентации

Воспитательные (ориентированные на достижение личностных результатов обучения):

  • способствовать осознанию возможностей самореализации средствами иностранного языка;
  • воспитывать умение общаться, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами;
  • воспитывать умение взаимодействовать и сотрудничать.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная, взаимоконтроль.

Оборудование: учебник (О.А.Радченко Немецкий язык, М.: Просвещение, 2021), интерактивное приложение Jamboard (ссылка на презентацию), интерактивная панель, компьютер, маркерная доска.

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Постановка темы и цели урока;
  3. Основная часть урока: получение новых знаний, применение новых знаний (первичное закрепление);
  4. Рефлексия и выставление оценок;
  5. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Ход урока

1. Организационный момент: беседа о погоде, о том, как дети провели выходные.

2. Постановка темы и цели урока: посмотрите на изображение (рисунок 1), подумайте, какой теме посвящен плакат и наш сегодняшний урок; ответ: Что я могу сделать для защиты окружающей среды?

Рис. 1

3. Основная часть урока

3.1. Новое знание

Может ли изображение быть текстом? Как мы получаем информацию из такого с текста? Ответ: изображение также выполняет функцию текста. Это невербальное средство передачи информации. На изображении могут присутствовать надписи, слова. Такой текст называется несплошным.

Посмотрите на изображение, подумайте, какие ключевые слова, связанные с темой защиты окружающей среды, зашифрованы с помощью иконок? В качестве ответа ученики называют ключевые слова из списка изученной тематической лексики. Для проверки выполняют задание на поиск соответствий (рисунок 2).

Рис. 2

Что каждый может сделать дома/вне дома, чтобы помочь природе? Распредели иконки на две группы, объясни своё решение (рисунок 3).

Рис. 3

Задание стимулирует ученика рассуждать и использовать для комментирования своего решения тематическую лексику в устном высказывании, вызывает необходимость их построения на иностранном языке. Развиваются умение анализировать и логически мыслить.

Возвращаемся к вопросу урока: Что каждый может сделать, чтобы помочь природе? Подберите словосочетания для каждого ключевого слова, они помогут раскрыть микротемы, которые мы видим в инфографике. Заполните схему (рисунок 4).

Рис. 4

3.2. Применение новых знаний

Итак, мы выяснили, на что нужно обратить внимание при чтении и описании инфографики. Попробуем представить информацию устно. Опишите плакат в форме монолога, работайте в парах, используйте информацию, которую мы видим на инфографике: заголовок, иконки, ключевые слова-микротемы, словосочетания для их описания (рисунок 5), используйте клише.

Рис. 5

Придерживайтесь плана:

  1. обозначьте тему инфографики;
  2. выделите проблему;
  3. выделите аспекты решения проблемы, предлагаемые на плакате, они определяют микротемы текста, подберите для них ключевые слова;
  4. подберите тематическую лексику по микротемам, составьте описания микротем;
  5. логично соедините микротемы в связный текст.

Ученики готовят монологи-презентации в парах.

4. Рефлексия

Ученики отвечают на вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое инфографика?
  2. Какой текст называют несплошным?
  3. Как могут быть представлены в инфографике микротемы?
  4. Назовите основные шаги описания инфографики на ин.языке.

5. Инструктаж по выполнению домашнего задания

  1. Создайте инфографику по теме Ich bin umweltfreundlich / Как я помогаю природе, используйте сайт https://dashboard.visme.co/v2/login.
  2. Подготовьте устную презентацию своей инфографики.

Для работы нужна регистрация или вход через гугл акаунт. Созданный проект создаем на основе шаблонов, проект не скачиваем, делаем скрин и сохраняем как картинку. Сохраняем страницу в закладках, чтобы быстро попадать в свой кабинет, все проекты будут храниться там. Редактировать и хранить их можно бесплатно.