Актуальность
Неотъемлемая часть образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Для формирования у детей основ гражданской культуры, нравственно-патриотического развития личности, необходимо получение детьми знания об их родном поселке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребенка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребенок с детства будет знать о родных местах, родном поселке, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.
Академик Д.С.Лихачев говорил: Если человек не любит хотя бы изредка смотреть фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он их не любит. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему поселку. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Проблема
В ходе наблюдений, мы обратили внимание, что дети в недостаточной степени имеют представления о своем родном поселке, в котором родились и живут. В процессе бесед о поселке, выяснили, что ребята не имеют представления об истории родного поселка, затрудняются называть достопримечательности поселка. Для решения этой проблемы мы реализовали проект «Мой поселок - частица Родины большой».
Гипотеза
Заключается в предположении о том, если воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду, родной улице, поселку, родной природе, культуре и традициям с первых лет жизни, то начнет формироваться чувство любви к своей Родине - России.
Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с малой Родиной.
Задачи:
Для детей:
- расширять знания о родном поселке;
- познакомить с историей поселка;
- знакомить с достопримечательностями;
- закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад;
- знакомить с государственной символикой Озерска, Челябинска;
- воспитывать привязанность к родному краю;
Для родителей:
- пропагандировать патриотическое воспитание среди родителей;
- привлечь родителей к оказанию помощи педагогам и детям в реализации проекта;
Для педагогов:
- создать предметно- пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном поселке:
- создать условия для поиска эффективных форм и методов нравственно- патриотического воспитания дошкольников;
- создать позитивный и эмоциональный настрой для совместного творчества родителе, детей и педагогов;
Вид проекта: ознакомительно-ориентировочный, творческий.
Продолжительность: 1 месяц (23 января - 23 февраля).
Состав участников проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Характер контактов: с воспитанниками одной группы.
Продукт проекта: презентация, выставки детских работ, альбом «Пожарная часть поселка Метлино, альбомы с фотографиями г.Озерска, г.Челябинска.
Средства и оборудование:
- Методические: картинки с символикой городов Озерска и Челябинска, консультации для родителей, фотографии с изображением достопримечательностей поселка.
- Организационные: столы, стулья, альбомы, клей, цветная бумага, атрибуты к с/р игре «Больница», краски, кисти.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформируются представления о родном поселке, его улицах;
- пополнение патриотического уголка;
- родители заинтересуются в воспитании у детей патриотических чувств, любви к родному поселку.
Используемая литература
- Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»
- Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ»
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада»
- Полынова В.К., Ветокина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
- Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране»
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Этапы проекта
Этапы проекта |
Деятельность воспитателя группы |
Деятельность детей |
1 этап
|
Создать предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном поселке:
|
|
2 этап
|
Постановка цели и задач работы над проектом.
|
С помощью педагога подбирают материалы, книги. |
3 этап Практический |
Реализация запланированной работы с детьми
1 Беседа «Достопримечательности поселка», «История возникновения поселка Метлино.
ОО Художественно-эстетическое развитие
1. Рисование «Главная улица поселка»
ОО Социально-коммуникативное развитие
|
Дети называют достопримечательности поселка, узнают символику г.Озерска, г.Челябинска, рассказывают историю возникновения поселка, называют старые здания поселка, знают где они располагались, знают, как называются улицы поселка, называют главную улицу. |
4 этап Заключительный |
Анализ достижений проекта, наличие всех запланированных продуктов проекта (презентация, игровой материал); наличие методических разработок (конспекты бесед, занятий, консультации для родителей). |
Предполагаемый результат.
- у детей сформированы представления о родном поселке, его улицах;
- уголок патриотического воспитания пополнен дидактическими играми, альбомами по теме
- родители заинтересованы в воспитании у детей патриотических чувств, любви к родному поселку
Приложение
Сроки |
Совместная деятельность |
Ответственные |
1 неделя |
1. Беседа «Достопримечательности поселка»
|
Воспитатели |
2 неделя |
Беседа «Знакомство с символикой г.Озерска, г.Челябинска»
|
Воспитатели |
3 неделя |
1. Изготовление альбомов г.Озерск, г.Челябинск
|
Воспитатели |
4 неделя |
1. Беседа «23 февраля - день защитника Отечества»
|
Воспитатели |