Проект "Мой поселок – частица Родины большой"

Разделы: Патриотическое воспитание


Актуальность

Неотъемлемая часть образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Для формирования у детей основ гражданской культуры, нравственно-патриотического развития личности, необходимо получение детьми знания об их родном поселке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребенка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребенок с детства будет знать о родных местах, родном поселке, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

Академик Д.С.Лихачев говорил: Если человек не любит хотя бы изредка смотреть фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он их не любит. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему поселку. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Проблема

В ходе наблюдений, мы обратили внимание, что дети в недостаточной степени имеют представления о своем родном поселке, в котором родились и живут. В процессе бесед о поселке, выяснили, что ребята не имеют представления об истории родного поселка, затрудняются называть достопримечательности поселка. Для решения этой проблемы мы реализовали проект «Мой поселок - частица Родины большой».

Гипотеза

Заключается в предположении о том, если воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду, родной улице, поселку, родной природе, культуре и традициям с первых лет жизни, то начнет формироваться чувство любви к своей Родине - России.

Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с малой Родиной.

Задачи:

Для детей:

  • расширять знания о родном поселке;
  • познакомить с историей поселка;
  • знакомить с достопримечательностями;
  • закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад;
  • знакомить с государственной символикой Озерска, Челябинска;
  • воспитывать привязанность к родному краю;

Для родителей:

  • пропагандировать патриотическое воспитание среди родителей;
  • привлечь родителей к оказанию помощи педагогам и детям в реализации проекта;

Для педагогов:

  • создать предметно- пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном поселке:
  • создать условия для поиска эффективных форм и методов нравственно- патриотического воспитания дошкольников;
  • создать позитивный и эмоциональный настрой для совместного творчества родителе, детей и педагогов;

Вид проекта: ознакомительно-ориентировочный, творческий.

Продолжительность: 1 месяц (23 января - 23 февраля).

Состав участников проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Характер контактов: с воспитанниками одной группы.

Продукт проекта: презентация, выставки детских работ, альбом «Пожарная часть поселка Метлино, альбомы с фотографиями г.Озерска, г.Челябинска.

Средства и оборудование:

  • Методические: картинки с символикой городов Озерска и Челябинска, консультации для родителей, фотографии с изображением достопримечательностей поселка.
  • Организационные: столы, стулья, альбомы, клей, цветная бумага, атрибуты к с/р игре «Больница», краски, кисти.

Ожидаемые результаты:

  • у детей сформируются представления о родном поселке, его улицах;
  • пополнение патриотического уголка;
  • родители заинтересуются в воспитании у детей патриотических чувств, любви к родному поселку.

Используемая литература

  1. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»
  2. Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ»
  3. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада»
  4. Полынова В.К., Ветокина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  5. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране»
  6. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Этапы проекта

Этапы проекта

Деятельность воспитателя группы

Деятельность детей

1 этап
Подготовительный

Создать предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном поселке:
- создать условия для поиска эффективных форм и методов нравственно- патриотического воспитания дошкольников;
- создать позитивный и эмоциональный настрой для совместного творчества родителей, детей и педагогов;

2 этап
Аналитический

Постановка цели и задач работы над проектом.
- Подбор художественной литературы.
- Подготовка информации для родителей.
- Разработка конспектов бесед по теме, конспектов занятий.

С помощью педагога подбирают материалы, книги.

3 этап Практический

Реализация запланированной работы с детьми
Связанность с образовательными областями:
ОО Познавательное развитие
Задачи:
1. Знакомить детей с достопримечательностями поселка, с его историей с символикой г.Озерска, и г.Челябинска, с празднованием дня защитника Отечества.

1 Беседа «Достопримечательности поселка», «История возникновения поселка Метлино.
2. Беседа «23 февраля - День защитника Отечества»

ОО Художественно-эстетическое развитие
Задачи:
Побуждать детей отражать свои впечатления в лепке, конструировании, рисовании.
Формировать умение составлять альбомы.

1. Рисование «Главная улица поселка»
2. Изготовление альбомов г.Озерск,
г.Челябинск, Пожарная часть поселка Метлино
3. Аппликация «Флаг России», «Мы - моряки»

ОО Социально-коммуникативное развитие
Задачи:
Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Сюжетно-ролевые игры: «Больница»
Акция «Письмо солдату» (помощь и подарки солдатам)

Дети называют достопримечательности поселка, узнают символику г.Озерска, г.Челябинска, рассказывают историю возникновения поселка, называют старые здания поселка, знают где они располагались, знают, как называются улицы поселка, называют главную улицу.

4 этап Заключительный

Анализ достижений проекта, наличие всех запланированных продуктов проекта (презентация, игровой материал); наличие методических разработок (конспекты бесед, занятий, консультации для родителей).

Предполагаемый результат.

  • у детей сформированы представления о родном поселке, его улицах;
  • уголок патриотического воспитания пополнен дидактическими играми, альбомами по теме
  • родители заинтересованы в воспитании у детей патриотических чувств, любви к родному поселку

Приложение

Сроки

Совместная деятельность

Ответственные

1 неделя

1. Беседа «Достопримечательности поселка»
2. Рисование «Главная улица поселка»
3. Беседа «История возникновения поселка Метлино»
4. С/Р игра «Больница»

Воспитатели

2 неделя

Беседа «Знакомство с символикой г.Озерска, г.Челябинска»
2. Конструирование «Наш детский сад»
3. Акция «Письмо солдату»
4. Изготовление альбома «Пожарная часть поселка Метлино»

Воспитатели

3 неделя

1. Изготовление альбомов г.Озерск, г.Челябинск
2. Аппликация «Флаг России».
3. Консультация для родителей «Воспитание чувства любви к своей малой родине»

Воспитатели

4 неделя

1. Беседа «23 февраля - день защитника Отечества»
2. Консультация «Есть такая профессия - Родину защищать».
3. Аппликация «Мы - моряки»

Воспитатели