Цели: получить новый способ действия героев, основанный на жизненном опыте детей; закрепить знания о видах сказок.
Задачи:
- познакомить учащихся со сказкой "Лиса и журавль";
- развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;
- развивать навык выразительного чтения по ролям;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.
УУД
Личностные:
- осознавать значимость чтения;
- испытывать потребность в систематическом чтении;
- проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
- высказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника.
Познавательные:
- искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя,
- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
- формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
- планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;
- анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить.
- формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Регулятивные:
- выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм;
- осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;
- формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- использовать речевые средства для представления результата деятельности:
- развивать умение ответить на поставленный вопрос;
- объяснить значение отдельных слов и выражений, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;
- словесно иллюстрировать прочитанное;
- составлять краткий отзыв о прочитанном.
Ход урока
I. Организационный момент
(Слайд 1. Звучит заставка «В гостях у сказки»)
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
II. Актуализация знаний
- Ребята, вы знаете, что сказки бывают разные. На какие группы они делятся? (авторские, народные)
- Отгадайте загадки и узнайте, о ком будет сказка. (Слайд 2,3)
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом. ЛисаЛюбит он лягушек, квакушек-попрыгушек,
Живёт на болоте, всегда готов к охоте. Журавль
III. Работа по теме урока
1. Слушание аудиозаписи сказки
- Внимательно слушайте сказку. Постарайтесь запомнить незнакомые слова. (Слайд 4)
- Понравилась ли вам сказка? Докажите, что это сказка. Какие непонятные слова вы услышали?
2. Словарная работа (Слайд 5)
- Куманёк (кум) - крёстный отец
- Потчевать - угощать.
- Сама стряпала - сама приготовила пищу.
- Окрошка - холодный суп летом.
- Несолоно хлебавши - обманулась в ожидании.
3. Чтение сказки учащимися
Работа с учебником стр. 94-95.
4. Работа над содержанием сказки
- Назовите героев сказки.
- Как поступила лиса? Почему? (По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю.)
- Как повёл себя журавль? (Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом. Наготовил окрошки, перелил её в кувшин с узким горлышком.)
- Почему он так сделал? (Журавлю стало обидно, что он голодный ушёл из гостей.)
- Почему кончилась дружба героев сказки? (Лиса не учла: если приглашать к себе в гости, то надо было изучить вкусы гостя и всё время заниматься им. Журавль отплатил лисе тем же.)
* Физкультминутка. По рядам передача тарелки с кашей.
5. Повторное чтение сказки. Чтение по ролям
- В чем журавль оказался неправ? (Нужно было по-доброму обратить внимание лисы на совершённую оплошность. Если обиделся, поблагодарить хозяйку и не звать её в гости. А она бы задумалась, почему так случилось. Если пригласил, будь выше своей обиды, если хочешь дружить.)
- Как бы вы повели себя на месте журавля, почему?
- Выберите слова, которыми можно охарактеризовать героев произведения. Проведите линии от слов-характеристик к героям. Работа в паре (Слайд 6)
Лиса Журавль
- невнимательный
- умный
- глупый
- негостеприимный
- обидчивый
6. Определение правильной последовательности частей текста
Коллективная работа (Слайд 7)
Пошла лиса домой несолоно хлебавши. |
Лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля. |
Вертится лисонька вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак. |
Спасибо и на этом, - отвечает журавль. - Приходи ко мне завтра. |
7. Восстановление последовательности событий в сказке
Работа в группах (Слайд 8)
- Лиса с журавлём подружились.
- Лиса пригласила журавля в гости.
- Лиса угощает журавля.
- Журавль пригласил лису в гости.
- Журавль угощает лису.
- На этом дружба кончилась.
* Физкульминутка. Игра «Покажи букву!» (и, а, л, с) (Слайд 10)
- Кто составил слово из названных букв? (Лиса, сила)
8. Составление пословиц из частей
Коллективная работа (Слайд 11)
Составь из частей пословицы. Подумай, какая из них не соответствует сказке.
- Звал гостей, а потехе час.
- Как аукнется, а накупил костей.
- Умей в гости звать, так и откликнется.
- Делу время, умей и угощать.
IV. Итог урока. Рефлексия
1. Задания по выбору учащихся
- Ребята, выберите задание по силам.
1. Догадайся, чьи это слова. Подпиши на строчке персонажей.
Кушай, дорогой! Кушай, голубчик! __________
Кушай, милая! Право, больше потчевать нечем. __________
2. Прочитанный текст - это... Отметь свой ответ галочкой.
Рассказ |
народная сказка |
авторская сказка |
3. Подумай, чему учит сказка. Отметь.
- Сказка учит, как надо дружить.
- Сказка учит щедрости и гостеприимству.
- Сказка учит приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.
- Сказка учит не жадничать и не думать только о себе.
- Кто из героев сказки не понравился и почему?
4. Продолжите фразу
- Я научился...
- Мне было интересно....
- Я понял....