Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: литературное чтение, сказка «Лиса и журавль»


Цели: получить новый способ действия героев, основанный на жизненном опыте детей; закрепить знания о видах сказок.

Задачи:

  • познакомить учащихся со сказкой "Лиса и журавль";
  • развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;
  • развивать навык выразительного чтения по ролям;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.

УУД

Личностные:

  • осознавать значимость чтения;
  • испытывать потребность в систематическом чтении;
  • проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
  • высказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника.

Познавательные:

  • искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя,
  • определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
  • формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
  • планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;
  • анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить.
  • формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Регулятивные:

  • выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм;
  • осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;
  • формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
  • использовать речевые средства для представления результата деятельности:
  • развивать умение ответить на поставленный вопрос;
  • объяснить значение отдельных слов и выражений, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;
  • словесно иллюстрировать прочитанное;
  • составлять краткий отзыв о прочитанном.

Ход урока

I. Организационный момент

(Слайд 1. Звучит заставка «В гостях у сказки»)

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

II. Актуализация знаний

- Ребята, вы знаете, что сказки бывают разные. На какие группы они делятся? (авторские, народные)

- Отгадайте загадки и узнайте, о ком будет сказка. (Слайд 2,3)

Рыжая, с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом. Лиса

Любит он лягушек, квакушек-попрыгушек,
Живёт на болоте, всегда готов к охоте. Журавль

III. Работа по теме урока

1. Слушание аудиозаписи сказки

- Внимательно слушайте сказку. Постарайтесь запомнить незнакомые слова. (Слайд 4)

- Понравилась ли вам сказка? Докажите, что это сказка. Какие непонятные слова вы услышали?

2. Словарная работа (Слайд 5)

  • Куманёк (кум) - крёстный отец
  • Потчевать - угощать.
  • Сама стряпала - сама приготовила пищу.
  • Окрошка - холодный суп летом.
  • Несолоно хлебавши - обманулась в ожидании.

3. Чтение сказки учащимися

Работа с учебником стр. 94-95.

4. Работа над содержанием сказки

- Назовите героев сказки.

- Как поступила лиса? Почему? (По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю.)

- Как повёл себя журавль? (Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом. Наготовил окрошки, перелил её в кувшин с узким горлышком.)

- Почему он так сделал? (Журавлю стало обидно, что он голодный ушёл из гостей.)

- Почему кончилась дружба героев сказки? (Лиса не учла: если приглашать к себе в гости, то надо было изучить вкусы гостя и всё время заниматься им. Журавль отплатил лисе тем же.)

* Физкультминутка. По рядам передача тарелки с кашей.

5. Повторное чтение сказки. Чтение по ролям

- В чем журавль оказался неправ? (Нужно было по-доброму обратить внимание лисы на совершённую оплошность. Если обиделся, поблагодарить хозяйку и не звать её в гости. А она бы задумалась, почему так случилось. Если пригласил, будь выше своей обиды, если хочешь дружить.)

- Как бы вы повели себя на месте журавля, почему?

- Выберите слова, которыми можно охарактеризовать героев произведения. Проведите линии от слов-характеристик к героям. Работа в паре (Слайд 6)

Лиса Журавль

  • невнимательный
  • умный
  • глупый
  • негостеприимный
  • обидчивый

6. Определение правильной последовательности частей текста

Коллективная работа (Слайд 7)

Пошла лиса домой несолоно хлебавши.

Лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля.

Вертится лисонька вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак.

Спасибо и на этом, - отвечает журавль. - Приходи ко мне завтра.

7. Восстановление последовательности событий в сказке

Работа в группах (Слайд 8)

  1. Лиса с журавлём подружились.
  2. Лиса пригласила журавля в гости.
  3. Лиса угощает журавля.
  4. Журавль пригласил лису в гости.
  5. Журавль угощает лису.
  6. На этом дружба кончилась.

* Физкульминутка. Игра «Покажи букву!» (и, а, л, с) (Слайд 10)

  • Кто составил слово из названных букв? (Лиса, сила)

8. Составление пословиц из частей

Коллективная работа (Слайд 11)

Составь из частей пословицы. Подумай, какая из них не соответствует сказке.

  • Звал гостей, а потехе час.
  • Как аукнется, а накупил костей.
  • Умей в гости звать, так и откликнется.
  • Делу время, умей и угощать.

IV. Итог урока. Рефлексия

1. Задания по выбору учащихся

- Ребята, выберите задание по силам.

1. Догадайся, чьи это слова. Подпиши на строчке персонажей.

Кушай, дорогой! Кушай, голубчик! __________

Кушай, милая! Право, больше потчевать нечем. __________

2. Прочитанный текст - это... Отметь свой ответ галочкой.

Рассказ

народная сказка

авторская сказка

3. Подумай, чему учит сказка. Отметь.

  • Сказка учит, как надо дружить.
  • Сказка учит щедрости и гостеприимству.
  • Сказка учит приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.
  • Сказка учит не жадничать и не думать только о себе.
  • Кто из героев сказки не понравился и почему?

4. Продолжите фразу

  • Я научился...
  • Мне было интересно....
  • Я понял....