ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям функционирования.
Информационные материалы и литература: программа работы спортивного объединения «Твоя игра - волейбол» составлена на основе примерной программы спортивной подготовки для специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства, под. ред. Ю.Д.Железняк, А.В.Чачин, 2012 г., рабочей программы по физической культуре с учетом ФГОС для 5-9 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.И.Лях. - М.: Просвещение, 2011г., рабочей программы по физической культуре с учетом ФГОС для 10-11 классов: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ В.И.Лях. - М.: Просвещение, 2015 год, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям функционирования группы.
Спортивное объединение «Твоя игра - волейбол», является одной из форм дополнительного образования, организуя внеурочную деятельность учащихся.
Данная программа направлена сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и к физической подготовленности, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы. Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение, в том числе и в быту, является волейбол.
Волейбол - один из наиболее увлекательных, массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать. Мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной системы, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц.
Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умение пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
Программа предназначена для подростков 12-17 лет (7-11 класс). Объединение могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии разрешения от врача-педиатра, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям этим видом спорта.
Срок реализации программы рассчитан на 1 учебный год (34 учебных недели, 9 месяцев). Форма обучения - очная: тренировочные занятия, соревнования, беседы. Продолжительность занятий - 6 часов в неделю, 3 раза по 2 учебных часа с перерывом 15 минут.
Цель программы: Повышение уровня физического развития подростков, через обучение игры в волейбол.
В соответствии с целью образовательной области программы формируются задачи:
- Укрепить здоровье и закаливание организма подростков;
- Обеспечить оптимальный для данного возраста уровень физической работоспособности;
- Повысить уровень общей физической подготовленности;
- Обучить основам техники и тактики игры в волейбол;
- Сформировать индивидуальные особенности в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности;
Подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу.
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы рассчитан на 1 учебный год на 34 учебных недели, 6 часов в неделю, три раза по 2 учебных часа с перерывом 15 минут - итого 204 часа в год.
В программе представлено содержание материала по основным компонентам тренировки: технической, тактической, физической, теоретической, интегральной, морально-волевой (психологической), инструкторской и судейской практике, контрольно-переводные испытания, раскрыто содержание восстановительных мероприятий, воспитательной работы и педагогического, медико-биологического контроля.
Общая физическая подготовка
- Строевые упражнения
- Общеразвивающие упражнения
- Акробатические упражнения
- Легкоатлетические упражнения
- Подвижные игры
Специальная подготовка
- Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий; упражнения для развития прыгучести; упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма, передач, подач мяча.
Техническая подготовка
- Техника нападения: перемещение и стойки; передача мяча сверху передача мяча снизу; подача мяча;
- Техника защиты: приём мяча снизу; приём мяча в падении, блокирование.
Тактическая подготовка:
- Тактика нападения и тактика защиты: индивидуальные действия; групповые действия; командные действия.
Интегральная подготовка
- Упражнения на переключение в выполнении технических приемов нападения и защиты повышенной интенсивности и дозировки с целью обучения навыков технических приемов и развития специальных приемов в единстве. Учебные игры. Система заданий в игре, включающая основной материал по технической и тактической подготовке.
- Физическая культура и спорт в России; история развития волейбола; основы техники и тактики игры в волейбол; гигиена тренировочного процесса, личная гигиена спортсмена, правильное питание, врачебного контроля; самоконтроль спортсмена, самомассаж, средства восстановления.
Психологическая подготовка
- Психологическая подготовка служит важным условием успешного решения задач в системе подготовки волейболистов. Такая подготовка способствует качественному обучению навыкам игры. Основные задачи психологической подготовки: воспитание моральных качеств, формирование чувства коллектива, установление и воспитание совместимости спортсменов в процесс их деятельности, адаптация к условиям тренировочного процесса.
- Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого применения обширных средств и методов: лекции, беседы, специальные знания в области психологии, личный пример тренера, побуждение к деятельности, поручения, обсуждение в коллективе, участие в играх.
Инструкторская и судейская практика
- Правила игры в волейбол, знания разметки площадки, расстановку, количество игроков, жестов главного судьи, судьи по линиям.
Контрольно-переводные испытания
Передача сверху у стены, передача снизу у стены, передача сверху над собой, передача снизу над собой, верхняя прямая подача, прием мяча в защите.
Восстановительные мероприятия
- Система профилактика-восстановительных мероприятий носит комплексный характер и включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия.
- Под психолого-педагогическими средствами подразумевают творческое использование тренировочных и соревновательных нагрузок; применение средств общей физической подготовки с целью переключения форм двигательной активности и создания благоприятных условий для протекания процесса восстановления.
- К медико-биологическим средствам относятся: специализированное питание, распорядок дня, дыхательная гимнастика. Во время тренировочного процесса ребят рассказывается о восстанавливающей роли сна, пищевой рацион, правильное дыхание, спортивные мази и др.
Воспитательная работа
В программе секции по волейболу ведущее место занимают вопросы подготовки всесторонне развитых, трудолюбивых, дисциплинированных активных и инициативных граждан. Реализация воспитательных задач осуществляется в процессе систематических, регулярных, тренировочных занятий, в процессе спортивных соревнований. Волевые качества воспитываются на преодолении трудностей. При совершенствовании техники, тактики игры, в процессе физической подготовки надо предусматривать развитее личностных качеств ребят. Важная воспитательная работа тренера - создание дружного, сплоченного коллектива, воспитание их в духе коллективизма, дружбы и товарищества.
При всем многообразии нравственных привычек процесс их формирования сводится к следующим правилам:
- необходимо знать, какие привычки помогают спортсмену проявить себя в тренировке и соревнованиях;
- ориентироваться на положительный образец;
- формирование нравственных привычек требует ежедневного упражнения в их применении;
- необходимо добиваться отрицательного отношения к дурной привычке.
Процесс формирования нравственного поведения связан с необходимостью использовать методы педагогической коррекции посредством поощрения и наказания.
Вся система тренировочной и соревновательной деятельности должна создавать прочную основу для здоровья,
позволяющего поддерживать высокий уровень интеллектуальной работоспособности.
Основные условия воспитательной работы:
- комплексное использование индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия учащихся;
- стимулирование самостоятельности учащихся, адекватных их нравственно-волевой зрелости;
- создание субъект - субъектных отношений между учащимися и педагогами;
- систематический анализ и моральная оценка педагогом и учащимся результатов и мотивов поступков и действий каждого.
Педагогический и медико-биологический контроль (в течение занятий)
Педагогический контроль:
- контроль за физическим развитием обучающегося;
- контроль за физической и технической подготовленностью.