Дополнительная общеразвивающая программа Спортивное объединение «Твоя игра – волейбол»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Дополнительное образование

Ключевые слова: волейбол


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям функционирования.

Информационные материалы и литература: программа работы спортивного объединения «Твоя игра - волейбол» составлена на основе примерной программы спортивной подготовки для специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства, под. ред. Ю.Д.Железняк, А.В.Чачин, 2012 г., рабочей программы по физической культуре с учетом ФГОС для 5-9 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.И.Лях. - М.: Просвещение, 2011г., рабочей программы по физической культуре с учетом ФГОС для 10-11 классов: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ В.И.Лях. - М.: Просвещение, 2015 год, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям функционирования группы.

Спортивное объединение «Твоя игра - волейбол», является одной из форм дополнительного образования, организуя внеурочную деятельность учащихся.

Данная программа направлена сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и к физической подготовленности, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы. Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение, в том числе и в быту, является волейбол.

Волейбол - один из наиболее увлекательных, массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать. Мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной системы, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц.

Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умение пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.

Программа предназначена для подростков 12-17 лет (7-11 класс). Объединение могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии разрешения от врача-педиатра, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям этим видом спорта.

Срок реализации программы рассчитан на 1 учебный год (34 учебных недели, 9 месяцев). Форма обучения - очная: тренировочные занятия, соревнования, беседы. Продолжительность занятий - 6 часов в неделю, 3 раза по 2 учебных часа с перерывом 15 минут.

Цель программы: Повышение уровня физического развития подростков, через обучение игры в волейбол.

В соответствии с целью образовательной области программы формируются задачи:

  1. Укрепить здоровье и закаливание организма подростков;
  2. Обеспечить оптимальный для данного возраста уровень физической работоспособности;
  3. Повысить уровень общей физической подготовленности;
  4. Обучить основам техники и тактики игры в волейбол;
  5. Сформировать индивидуальные особенности в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности;

Подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу.

ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Срок реализации программы рассчитан на 1 учебный год на 34 учебных недели, 6 часов в неделю, три раза по 2 учебных часа с перерывом 15 минут - итого 204 часа в год.

В программе представлено содержание материала по основным компонентам тренировки: технической, тактической, физической, теоретической, интегральной, морально-волевой (психологической), инструкторской и судейской практике, контрольно-переводные испытания, раскрыто содержание восстановительных мероприятий, воспитательной работы и педагогического, медико-биологического контроля.

Общая физическая подготовка

  1. Строевые упражнения
  2. Общеразвивающие упражнения
  3. Акробатические упражнения
  4. Легкоатлетические упражнения
  5. Подвижные игры

Специальная подготовка

  • Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий; упражнения для развития прыгучести; упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма, передач, подач мяча.

Техническая подготовка

  • Техника нападения: перемещение и стойки; передача мяча сверху передача мяча снизу; подача мяча;
  • Техника защиты: приём мяча снизу; приём мяча в падении, блокирование.

Тактическая подготовка:

  • Тактика нападения и тактика защиты: индивидуальные действия; групповые действия; командные действия.

Интегральная подготовка

  • Упражнения на переключение в выполнении технических приемов нападения и защиты повышенной интенсивности и дозировки с целью обучения навыков технических приемов и развития специальных приемов в единстве. Учебные игры. Система заданий в игре, включающая основной материал по технической и тактической подготовке.
Теоретическая подготовка
  • Физическая культура и спорт в России; история развития волейбола; основы техники и тактики игры в волейбол; гигиена тренировочного процесса, личная гигиена спортсмена, правильное питание, врачебного контроля; самоконтроль спортсмена, самомассаж, средства восстановления.

Психологическая подготовка

  • Психологическая подготовка служит важным условием успешного решения задач в системе подготовки волейболистов. Такая подготовка способствует качественному обучению навыкам игры. Основные задачи психологической подготовки: воспитание моральных качеств, формирование чувства коллектива, установление и воспитание совместимости спортсменов в процесс их деятельности, адаптация к условиям тренировочного процесса.
  • Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого применения обширных средств и методов: лекции, беседы, специальные знания в области психологии, личный пример тренера, побуждение к деятельности, поручения, обсуждение в коллективе, участие в играх.

Инструкторская и судейская практика

  • Правила игры в волейбол, знания разметки площадки, расстановку, количество игроков, жестов главного судьи, судьи по линиям.

Контрольно-переводные испытания

Передача сверху у стены, передача снизу у стены, передача сверху над собой, передача снизу над собой, верхняя прямая подача, прием мяча в защите.

Восстановительные мероприятия

  • Система профилактика-восстановительных мероприятий носит комплексный характер и включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия.
  • Под психолого-педагогическими средствами подразумевают творческое использование тренировочных и соревновательных нагрузок; применение средств общей физической подготовки с целью переключения форм двигательной активности и создания благоприятных условий для протекания процесса восстановления.
  • К медико-биологическим средствам относятся: специализированное питание, распорядок дня, дыхательная гимнастика. Во время тренировочного процесса ребят рассказывается о восстанавливающей роли сна, пищевой рацион, правильное дыхание, спортивные мази и др.

Воспитательная работа

В программе секции по волейболу ведущее место занимают вопросы подготовки всесторонне развитых, трудолюбивых, дисциплинированных активных и инициативных граждан. Реализация воспитательных задач осуществляется в процессе систематических, регулярных, тренировочных занятий, в процессе спортивных соревнований. Волевые качества воспитываются на преодолении трудностей. При совершенствовании техники, тактики игры, в процессе физической подготовки надо предусматривать развитее личностных качеств ребят. Важная воспитательная работа тренера - создание дружного, сплоченного коллектива, воспитание их в духе коллективизма, дружбы и товарищества.

При всем многообразии нравственных привычек процесс их формирования сводится к следующим правилам:

  • необходимо знать, какие привычки помогают спортсмену проявить себя в тренировке и соревнованиях;
  • ориентироваться на положительный образец;
  • формирование нравственных привычек требует ежедневного упражнения в их применении;
  • необходимо добиваться отрицательного отношения к дурной привычке.

Процесс формирования нравственного поведения связан с необходимостью использовать методы педагогической коррекции посредством поощрения и наказания.

Вся система тренировочной и соревновательной деятельности должна создавать прочную основу для здоровья,
позволяющего поддерживать высокий уровень интеллектуальной работоспособности.

Основные условия воспитательной работы:

  • комплексное использование индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия учащихся;
  • стимулирование самостоятельности учащихся, адекватных их нравственно-волевой зрелости;
  • создание субъект - субъектных отношений между учащимися и педагогами;
  • систематический анализ и моральная оценка педагогом и учащимся результатов и мотивов поступков и действий каждого.

Педагогический и медико-биологический контроль (в течение занятий)

Педагогический контроль:

  • контроль за физическим развитием обучающегося;
  • контроль за физической и технической подготовленностью.

См. продолжение Программы