Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через технику Ниткография

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: мелкая моторика, ниткография


Как известно, развитие мелкой моторики ребенка тесно взаимосвязано с формированием детской речи. Развитие у детей тонких движений пальцев рук положительно влияет на активизацию речевых зон коры головного мозга ребенка. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит - развитию речи. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Одним из методов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста является техника «Ниткография».

Ниткография это выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Игры с нитками - прекрасное средство для работы с детьми с речевыми нарушениями. Она позволяет одновременно решать ряд важных задач:

  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму;
  • Развитие речевой активности;
  • Развитие и нормализация эмоционально-волевой сферы;
  • Развитие мышления.

Техника «Ниткография» позволяет не только развивать мелкую моторику, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость; у детей заметно развивается глазомер у детей, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити; желание довести работу до нужного результата.

Ниткография является одним из средств-помощников при изучении лексических тем в детском саду.

Вырисовывая контуры овощей, фруктов, животных и т.п., дети подбирают ниточки соответствующего цвета: «рисуют» красное яблоко, оранжевый апельсин, при этом проговаривают, что у них получилось. В старшем дошкольном возрасте данный метод хорош при изучении букв и цифр (Рисунок 1).

Нитки можно выкладывать на любой поверхности: на столе, на ткани, на ковролине, на картоне или сделать шаблон и заполнить его частично нитками. Лучше всего делать контур на бархатной бумаге, слегка прижимая нитку пальцами. При вертикальном положении листка, нитка сохранит своё исходное положение, она не упадёт. Чтобы картинка долго сохранилась можно пройти по контуру клеем и закрепить нитку.

Рисунок 1. Техника «Ниткография»

Также с помощью техники «Ниткография» можно пересказывать сказки и рассказы. Воспитатель читает текст первый раз, затем задает ребенку вопросы по тексту. После этого ребенок выкладывает контурное изображение главных героев. Текст, прочитывается ещё раз. Ребенок пересказывает рассказ с опорой на свои «рисунки». В дальнейшем, когда у детей появится определенный навык в работе с нитью, переходим к иллюстрации рассказа по ходу повествования.

На следующем этапе соединяем пересказ и изобразительную деятельность. Для этого воспитатель просит детей пересказать знакомый сюжет и проиллюстрировать его следующими одна за другой картинками, выполненными с помощью нити. Также ребенку можно предложить «нарисовать» всё, что ему хочется, а затем сочинить рассказ о том, что он изобразил.

Подводя итоги о выше сказанном, можно сказать, что техника «Ниткография» может быть хорошим средством для развития мелкой моторики - это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения.