Цель урока: ознакомить учащихся с последовательностью выполнения основных этапов творческого проекта - от замысла до реализации.
Последовательность его изучения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах.
Задачи:
- ознакомить обучающихся с целью и задачами обучения предмета «Технология»;
- раскрыть содержание предмета и последовательности его изучения;
- раскрыть понятие проект, проектирование, проектная деятельность;
- объяснить цель проектной деятельности;
- сформировать навыки по содержанию, оформлению и выполнению проекта, определиться с выбором моделей;
- ознакомить с этапами выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный);
- дать представление о творческой и созидательной деятельности обучающихся в 5 классе, о составных частях творческого проекта, создания портфолио и защите творческого проекта;
- сформировать культуру общения при работе в группе;
- содействовать воспитанию аккуратности, эстетического вкуса;
- прививать навыки по планированию своей работы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа, работа в составе группы, работа с учебником.
Дидактические средства обучения: мультимедийная презентация «Творческий проект», ПК, учебник технологии, рабочая тетрадь, проектор, чертежные принадлежности, калькулятор.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД): познавательные.
Планируемые результаты обучения:
- Личностные: стремление к совершенствованию своих умений.
- Предметные: понимание и определение понятий «Урок технологии», «Творческий проект», «Презентация», «Защита проекта».
- Метапредметные:
- познавательные: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, выработка алгоритма действий.
- коммуникативные: учебное сотрудничество, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
-
регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
Ход урока
Организационно-подготовительная часть
1. Приветствие учителя, контроль посещаемости.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
Изложение нового материала
Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем разобраться - что же такое творческий проект и как его лучше выполнять. Я вам расскажу и покажу, как оформить творческую работу на примере проекта, выполненного нашей ученицей и как оформить презентацию творческого проекта для его защиты.
Предлагаю ответить на следующие вопросы:
- Знаете ли вы, что такое проект?
- Какие проекты вы выполняли в начальной школе?
- Понравилось ли вам выполнять проекты по вышивке, шитью?
Творческий проект - это самостоятельная творческая итоговая работа, которая служит показателем усвоения вами знаний и навыков в процессе изучения учебного материала. Поэтому, в этой работе необходимо показать все свои знания и умения, которые получили за год, а при изготовлении изделия нужно стараться использовать больше технологических операций, изученных в учебном году.
Рассмотрим подробнее, из каких этапов, и в какой последовательности выполняется творческий проект.
Работу над творческим проектом можно разделить на три этапа:
- Поисковый - подготовительный этап.
- Технологический этап.
- Заключительный этап.
В самом начале вы должны правильно оформить самый первый лист - титульный. Это лицо вашего проекта. Здесь указываете полное название своего образовательного учреждения, название своего творческого проекта, вашу фамилию и имя, класс и кто руководитель проекта, год написания проекта.
План выполнения проекта
I. Подготовительный этап
- Актуальность проблемы
- Цель проекта
- Обоснование выбора темы проекта
- Задачи
- Требования к изделию
- Разработка идеи
- Поиск лучшей иде
- Исследование
- Мой выбор
II. Технологический этап
- Используемые материалы
- Инструменты и оборудование
- Организация рабочего места, правила безопасной работы
- Технология изготовления изделия.
- Снятие мерок
- Построение чертежа
- Технологическая карта
- Экономический расчет
- Экологичность
- Оценка выполненной работы
III. Заключительный этап
- Выводы
- Реклама
- Список литературы
I. Поисковый (подготовительный) этап
1. Поисковый (подготовительный) этап начинается с выбора темы проекта. Для этого необходимо определить, какое изделие необходимо.
2. Следует оценить, достаточно ли у вас знаний и умений, чтобы изготовить данное изделие. Если да то:
- проверить наличие необходимых материалов для его изготовления и оценить их стоимость;
- изложить в письменном виде обоснование выбора темы проекта на основе личных или общественных потребностей в изделии;
- сформулировать требование к изделию, экологичность и др.;
- разобрать возможные варианты изделий в виде рисунков, эскизов, чертежей, опираясь на различные источники информации.
3. Сравнивая достоинства и недостатки разработанных вариантов изделия по указанным выше критериям, выбрать лучший.
Прежде чем приступить к выполнению проекта, давайте посмотрим вокруг. На первый взгляд, может показаться, что все нас устраивает и совсем необязательно что-то менять. Но присмотритесь повнимательнее. Вы всё еще считаете, что брошь - это аксессуар, который носят только бабушки? Тогда вы сильно ошибаетесь! Секрет заключается в том, как вы их носите. Если вы следите за модой, вы наверняка заметили, что в последние годы броши как никогда в тренде. Хотите узнать, как модно носить броши? Ведь брошь - это аксессуар вне времени. Он мгновенно добавит шик всему, куда бы вы ее не прикололи. В России так много мастериц, создающих потрясающе красивые вышитые и плетеные броши, да такие, что просто глаза разбегаются! Чем хороша брошь, так это тем, что она - самая лучшая альтернатива вышивке, причем альтернатива мобильная: вы всегда можете поменять ее «дислокацию» и обыграть по-новому другую вещь. Начнем с того, что сейчас брошь можно носить с чем угодно - можно смело мешать стили одежды и аксессуаров. С различной одеждой можно безбоязненно носить как современные броши, так и винтажные броши любого стиля и любого размера. Но помните, что эти вещи должны быть максимально простыми по крою и с минимумом декора, ведь они должны стать для броши подходящим фоном. Главное преимущество броши - ее можно носить со всем чем угодно, а заодно с ее помощью можно обыграть ту или иную вещь по-новому. Красивые брошки из бисера - идеальный подарок девочке или женщине. Такие украшения привлекают внимание, вызывают интерес и любопытство. Ведь ручная работа - это всегда ценно и оригинально. Необычные броши из бисера станут оригинальным аксессуаром любой модницы. Яркие, красивые украшения всегда притягивали взгляды, а эксклюзивные вещицы становились предметом гордости своих обладательниц. Броши из бисера не теряют свою актуальность по сей день. Ручная работа всегда неповторима и уникальна: даже по одной схеме одна и та же рукодельница никогда не повторит брошку точь-в-точь.
Результатом первого пункта будет написание мини-сочинения на тему "Обоснование выбора и цели деятельности" или "Потребность в изготовлении изделия".
Пример.
Однажды, когда я одевалась для поездки в гости, я поняла, что в моём образе чего-то недостаёт. Добавив бижутерию, я поняла, что дело не в серьгах и кольцах. В моём образе мне не хватало чего-то необычного и неординарного. Я нашла различные варианты украшений, но мой взгляд упал именно на броши ручной работы. Они выделялись среди других работ тем, что были очень красивы и необычны, именно это я и искала.
Я рассматривала разные варианты подобных брошей, искала их в интернете, хотела приобрести. Но некоторые не подходили мне по стилю, а другие по цене. Я решила узнать какова будет себестоимость данной броши, если сделать ее самостоятельно. При подсчетах выяснилось, что затраты на изготовление данной броши будут меньше чем при покупке. И я решила сделать свою коллекцию, так как захотела попробовать себя в этом деле.
Постановка цели и задачи
Необходимо выявить основные цели и задачи выполнения проекта. Например, разработка и изготовление изделия, модернизация, ремонт чего-либо в соответствии с определенными условиями, требованиями.
Пример:
Цель проекта: Научиться работать с канителью и бисером. Сделать необычное украшение.
Задачи.
-
Добавить в свой образ изюминку
- Научиться вышивать бисером
- Научиться работать с канителью
- Сделать свою коллекцию брошей.
- Удивить окружающих
Требования к изделию
Теперь вы должны определить, какими качествами должно обладать изделие:
Например: изделие должно быть: практичным, качественно исполненным, оригинальным, красивым по внешнему виду, компактным, экономичным, подходить к образу и стилю одежды.
Разработка идеи
На этом этапе вы должны разработать несколько вариантов формы и конструкции изделия, проанализировать их и выбрать наиболее подходящий по критериям. Для начала поищите вокруг уже готовые подобные изделия, посмотрите, как они устроены, из каких материалов изготовлены, какую форму имеют и подумайте, как можно изменить изделие, чтобы оно подходило под ваши критерии (Приложение 2).
Можно попробовать изменить форму или материал различных частей изделия
Поиск лучшей идеи
Теперь необходимо проанализировать идеи и выбрать ту, которая больше подходит по разработанным критериям.
Пример: Я рассматривала броши разных форм таких как: животные, цветы и фрукты, но я остановилась именно на фруктах, потому что броши в виде животных и цветов очень детализированы и сложны в работе.
В брошах в виде животных, так же зачастую помимо бисера и различных декоративных камней используют мех и вышивку гладью, которая сложна в работе.
Говоря про броши в виде цветов, стоит учитывать их детализацию. В таких брошах особое внимание отдаётся прорабатыванию лепестков, листьев и стеблей.
Поэтому я решила, что пока я только учусь, стоит выбрать наиболее простой для меня вариант изделия, и возможно в будущем я буду пробовать себя в более сложных работах, таких как, броши в виде цветов или животных.
Исследование
В этом разделе вы должны проанализировать или провести исследование правильности выбора своего изделия. Исследование можно оформить в виде таблицы.
Пример. И все-таки я засомневалась в выборе броши и решила расспросить всех членов моей семьи. Проведём исследование в кругу моей семьи.
Собрать историческую справку изделия.
История украшений из бисера напрямую связана с историей развития человеческого общества, его культуры, традиций, быта, развитием эстетического и художественного вкуса.
Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться. В качестве исходного материала использовались раковины, зубы животных, кости птиц, зёрнышки и многие подобные материалы.
Как ни странно, первоначально украшения носили не женщины, а мужчины, так как они исполняли роль талисманов, способных принести удачу на охоте или защитить от злых духов. Бусы и ожерелья носили шаманы и колдуны, которые использовали их в ритуалах и праздничных церемониях. С развитием человечества стали появляться бусы, изготовленные из камня, а чуть позже из металла. И хоть они и не напоминали сегодняшний бисер, но имели ту же форму, к которой мы привыкли сегодня.
И только в четвертом веке до нашей эры, с изобретением стекла, на свет появились бусы из стекла, которые сразу же привлекли внимание модников того времени. Первыми, кто научился изготавливать бисер, были египтяне, которые не только плели из них ожерелья, но и украшали бусинами платья и головные уборы.
Именно бисеринка считается самой старшей из всех существующих в настоящее время вещей, изготовленных из стекла.
В настоящее время бисероплетение стало очень популярно. Из бисера делают кольца, серьги, различные поделки, в том числе и броши.
Подсчитав все плюсы и минусы, выбираем вариант изделия и начинаем его детальную проработку.
II. Технологический этап
В этом пункте необходимо показать всю технологию изготовления изделия.
1. Необходимо продумать форму изделия.
2. Разработать его конструкцию, способы соединения деталей в изделии.
3. Подобрать материалы для изготовления деталей изделия.
Пример:
Материалы и инструменты:
- Фетр жёсткий (3 цвета)
- Канитель жёсткая и мягкая (2+2 цвета)
- Стразовая цепочка (4 цвета)
- Стразы разной формы и размера (11 штук)
- Бусины: рондели и биконусы (3 цвета)
- Бисер (4 цвета, размер 11 и 15)
- Булавки (3 штуки)
- Материал на изнанку (замша)
- Пин (1 шт.)
- Клей Момент Кристалл
- Мононить
- Игла для бисера
4. Определить наличие необходимых для выполнения работ инструментов.
5. Определить рабочие размеры изделия и его деталей.
6. Разработать или выбрать технологию изготовления деталей и изделия в целом, то есть, какие технологические операции и в какой последовательности нужно выполнять для изготовления изделия. (Приложение 1)
7. Продумать безопасные способы изготовления изделия.
8. Продумать способы декоративно-художественного оформления изделия.
Все можно представить в виде таблиц и звездочек обдумывания.
Расчет себестоимости изделия
В этом разделе вы должны представить расчет затрат на ваше изделие. Рекомендую вам выбирать наиболее рациональный и экономичный расход материалов.
Пример:
Чуть раньше я упоминала, что броши, сделанные своими руками, выходят дешевле, чем если их покупать. Так же я уточняла, что расход на материалы составляет в среднем 650 рублей на одну брошь. Но поскольку материалы полностью не истрачиваются или используются в других работах, то средняя ценовая категория одной броши составляет 350 рублей.
Итог: 1050 рублей на 3 броши.
Экологичность
Выбирайте для своей работы только экологически чистые материалы, чтобы изготовление и эксплуатация вашего изделия не повлекло за собой изменение в окружающей среде и не принесло вред здоровью.
Пример:
Экологическое обоснование
Начнем с экологического обоснования проекта по созданию изделий из бисера.
Бисероплетение не приносит никакого вреда экологии, так как это:
- Практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы.
- Рациональное использование природных ресурсов.
- При работе нет вредного для организма человека запаха.
- Бисероплетение и экономия в семейном бюджете:
- Изделия из бисера модны, востребованы.
Экономия денежных средств в отличие от предметов, украшений, приобретенных в ювелирных салонах
III. Заключительный этап
В конце проекта вы пишете выводы по работе. Необходимо отразить, что работа выполнена по заявленным требованиям.
Пример:
Оценка изделия
Я довольна готовыми изделиями. Броши получились очень красивыми и оригинальными. Они необычно смотрятся на одежде и обращают на себя внимание. Стоит отметить ещё то, что они получились гораздо дешевле, чем в магазине. Так же меня очень порадовал процесс создания этих брошек, я научилась вышивать бисером и канителью и получила красивые, необычные броши, которые всегда украсят мой образ.
Реклама
В этом разделе вы должны дать рекламу своему изделию. Для чего это нужно? Реклама позволяет увеличить интерес к этому предложению. Раньше внимание к товарам привлекали в основном голосом, то сейчас реклама включает в себя множество различных способов донесения необходимой информации до потребителя. Так вот попробуйте разрекламировать свое изделие так, чтобы многие захотели сделать такое же или оттолкнуться от вашей идеи и сделать похожее.
Например:
Наша коллекция брошей вас точно не оставит равнодушными! Яркие и спелые фрукты украсят любой ваш образ и добавят ему солнечного настроения. Каждый взгляд будет обращён на ваше необычное украшение.
Универсальность этих украшений удивляет. Они подходят абсолютно ко всему и добавляют красок. Особенно в пасмурный день, если вы наденете такую брошь, все сразу же обратят на вас внимание, потому что такую брошь невозможно не заметить.
И самый главный плюс нашей коллекции - это её цена. Она очень выгодна и гораздо дешевле, чем любые броши на интернет сайтах. А завершить свою работу я хочу стихотворением о бисере «Жемчуг для ума» и презентацией моих работ выполненных из бисера.
ЖЕМЧУГ ДЛЯ УМА
Я бисером могу заниматься всегда,
Ведь это жемчуг для ума.
Занятия развивают моторику руки,
Улучшился мой почерк, посмотри!
Еще мышление логическое,
Воображение теперь фантастическое.
А какие подарки получаются,
От всех других они отличаются!
Мои подруги и друзья
Увлеклись бисером, как и я.
Почётную книгу хотим мы создать,
Знакомым и близким её показать.
Привлечь мечтаем больше ребят,
Чтоб учиться могли все на «пять».
Занимайтесь творчеством, друзья,
Не тратьте время своё зря!
Вот такой даю совет,
Чтоб развить вам интеллект!
Список интернет-источников
- https://za-chaem.blogspot.com/2015/08/blog-post_425.html
- https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2019/08/25/brosh-iz-bisera
Заключительный этап
- Окончательный контроль готового изделия;
- Испытание изделия;
- Анализ того, что получилось, а что нет;
- Защита проекта.
Практическая часть
- Обучающимся предлагается построить собственный график выполнения этапов творческого проекта в виде «лесенки».
- Выполнить п.1,2 задания 1 в рабочей тетради: Пользуясь текстом учебника, дайте краткое название деятельности.
Название деятельности |
Характеристика деятельности |
|
Достижение цели, решение проблемы |
|
Процесс создания проекта, подготовка комплекта проектной документации |
Рефлексия деятельности
Цель деятельности: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Учитель предлагает выполнить упражнение «Плюс-минус-интересно» (устно или письменно в зависимости от оставшегося времени). Учитель дает установку на следующий урок. Учащиеся продолжат поэтапно выполнять работу над творческим проектом.
Домашнее задание:
- повторить изученный материал;
- выполнить первый этап проекта (выбор темы, обоснование необходимости изготовления изделия)