Педагогические задачи: создать условия для осуществления выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи; научить различать твердые и мягкие согласные, применять правила написания и обозначения гласных после шипящих; способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать звуки русского языка (согласные твердые/мягкие), условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи, правильно писать сочетания ча-ща; чу-щу; жи-ши под ударением; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
- Познавательные: общеучебные - применение практических навыков постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания гласных после шипящих;
- Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить коррективы в действия; оценивать собственную речь и речь собеседника согласно грамматическим нормам.
- Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, задавать вопросы, комментировать ответы других учащихся, формулировать простые выводы, выбирать правильную интонационную выразительность речи.
- Личностные: владеют элементарными приёмами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; проявляют интерес к учебному материалу; выражают готовность к преодолению трудностей в освоении новых действий.
Оборудование: светофорики (жёлтый, зелёный, красный), конверты с вырезанными слогами (жи-ши, ча-ща, чу-щу), проектор.
Сценарий урока
1. Мотивация учебной деятельности
Психогимнастика
- Изобразите толстощёкого Колобка.
- Надуйте щёки, покажите руками, как катится Колобок.
- Дыхательные упражнения: вдох-живот стал как бочок у Колобка.
- Медленный выдох - расслабление.
- Изобразите грустного Колобка, весёлого.
2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи
- Я предлагаю вам слоги, вырезанные из бумаги. Вы закройте глаза и откройте конверты. Нужно с помощью пальцев определить какой это слог. ( жи-ши, ча-ща, чу-щу)
- Откройте глаза и проверьте, правильно ли вы угадали слог.
- Кто догадался, какая тема урока? (слайд 1)
- Какие цели и задачи поставим перед собой?
3. Работа по теме урока
- Ребята, сегодня мы с вами пройдем по улицам «Города Правил».
- Вот дом, где живут Жи-Ши. (слайд 2)
- Дайте характеристику согласных звуков.
- С какими гласными они дружат? (жи-ши всегда пиши с гласной и)
- Далее идём по улице Ча-Ща. (слайд 3)
- Дайте характеристику согласных звуков.
- С какими гласными они дружат?
- Далее идём по какой улице? (слайд 4)
В сочетаниях чу-щу пишется буква у.
а)Творческое задание: придумать три слова с этими сочетаниями.
- Оцените свою работу. (Ученики в маршрутном листе отмечают смайлик: Я УВЕРЕН, или Я ОШИБСЯ, или нужна помощь)
б) Разгадать кроссворд (работа в группах)
По горизонтали:
- Что происходит по взмаху волшебной палочки?
- Растение из огорода, кислое на вкус?
- Белая холодная звёздочка, тающая на ладошке?
По вертикали:
- Загадка из учебника математики, требующая решения?
- Транспорт, живущий в гараже?
- Хищная рыба, обитающая в реке?
- Оцените свою работу. (Ученики в маршрутном листе отмечают смайлик: Я УВЕРЕН, или Я ОШИБСЯ, или нужна помощь)
в) Выписать слова (самостоятельная работа)
- Выпишите слова, 1 вариант с сочетаниями ча-ща, 2 вариант с сочетаниями жи-ши.
Взаимопроверка.
- Какие слова вы не выписали? Почему?
- Оцените свою работу.
г) Составить предложение
Составляют предложения со словами, придуманными ранее.
- Оцените свою работу.
Физминутка.
д) Чтение пословиц с использованием приёма смысловой догадки.
- Умей дружбой доро…ть. (слайд 5)
- Поспе…шь - людей насме…шь.
(объясни смысл пословицы)
- оцените свою работу.
е) Работа группах: подобрать близкие по значению слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу.
Изумительный - … | чудный |
Грязный -… |
чумазый |
Храбрец -… |
смельчак |
Волшебник -… |
чародей |
- Оцените свою работу.
4) Рефлексия
Итог урока.
- Какую цель поставили в начале урока?
- Достигли её?
- Оцените свою работу на уроке.