Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык, жест и знак, ча-ща, чу-щу


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Педагогические задачи: создать условия для осуществления выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи; научить различать твердые и мягкие согласные, применять правила написания и обозначения гласных после шипящих; способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать звуки русского языка (согласные твердые/мягкие), условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи, правильно писать сочетания ча-ща; чу-щу; жи-ши под ударением; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

  • Познавательные: общеучебные - применение практических навыков постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания гласных после шипящих;
  • Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить коррективы в действия; оценивать собственную речь и речь собеседника согласно грамматическим нормам.
  • Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, задавать вопросы, комментировать ответы других учащихся, формулировать простые выводы, выбирать правильную интонационную выразительность речи.
  • Личностные: владеют элементарными приёмами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; проявляют интерес к учебному материалу; выражают готовность к преодолению трудностей в освоении новых действий.

Оборудование: светофорики (жёлтый, зелёный, красный), конверты с вырезанными слогами (жи-ши, ча-ща, чу-щу), проектор.

Сценарий урока

1. Мотивация учебной деятельности

Психогимнастика

- Изобразите толстощёкого Колобка.

- Надуйте щёки, покажите руками, как катится Колобок.

- Дыхательные упражнения: вдох-живот стал как бочок у Колобка.

- Медленный выдох - расслабление.

- Изобразите грустного Колобка, весёлого.

2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи

- Я предлагаю вам слоги, вырезанные из бумаги. Вы закройте глаза и откройте конверты. Нужно с помощью пальцев определить какой это слог. ( жи-ши, ча-ща, чу-щу)

- Откройте глаза и проверьте, правильно ли вы угадали слог.

- Кто догадался, какая тема урока? (слайд 1)

- Какие цели и задачи поставим перед собой?

3. Работа по теме урока

- Ребята, сегодня мы с вами пройдем по улицам «Города Правил».

- Вот дом, где живут Жи-Ши. (слайд 2)

- Дайте характеристику согласных звуков.

- С какими гласными они дружат? (жи-ши всегда пиши с гласной и)

- Далее идём по улице Ча-Ща. (слайд 3)

- Дайте характеристику согласных звуков.

- С какими гласными они дружат?

- Далее идём по какой улице? (слайд 4)

В сочетаниях чу-щу пишется буква у.

а)Творческое задание: придумать три слова с этими сочетаниями.

- Оцените свою работу. (Ученики в маршрутном листе отмечают смайлик: Я УВЕРЕН, или Я ОШИБСЯ, или нужна помощь)

б) Разгадать кроссворд (работа в группах)

По горизонтали:

  1. Что происходит по взмаху волшебной палочки?
  2. Растение из огорода, кислое на вкус?
  3. Белая холодная звёздочка, тающая на ладошке?

По вертикали:

  1. Загадка из учебника математики, требующая решения?
  2. Транспорт, живущий в гараже?
  3. Хищная рыба, обитающая в реке?

- Оцените свою работу. (Ученики в маршрутном листе отмечают смайлик: Я УВЕРЕН, или Я ОШИБСЯ, или нужна помощь)

в) Выписать слова (самостоятельная работа)

- Выпишите слова, 1 вариант с сочетаниями ча-ща, 2 вариант с сочетаниями жи-ши.

Взаимопроверка.

- Какие слова вы не выписали? Почему?

- Оцените свою работу.

г) Составить предложение

Составляют предложения со словами, придуманными ранее.

- Оцените свою работу.

Физминутка.

д) Чтение пословиц с использованием приёма смысловой догадки.

  • Умей дружбой доро…ть. (слайд 5)
  • Поспе…шь - людей насме…шь.

(объясни смысл пословицы)

- оцените свою работу.

е) Работа группах: подобрать близкие по значению слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу.

Изумительный - … чудный

Грязный -…

чумазый

Храбрец -…

смельчак

Волшебник -…

чародей

- Оцените свою работу.

Приложение

4) Рефлексия

Итог урока.

  • Какую цель поставили в начале урока?
  • Достигли её?
  • Оцените свою работу на уроке.