Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Проблема познавательной активности - одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

До настоящего времени не сложилась целостная картина формирования познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность данной активности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования экспериментирования как педагогического средства формирования познавательной активности старших дошкольников не решены в полной мере.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования.

дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения.

В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.

Детский эксперимент должен иметь следующую структуру:

  • постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  • анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
  • формулирование выводов.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
  • развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
  • детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

  • по характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек;
  • по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и так далее;
  • по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;
  • по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;
  • по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические;
  • по продолжительности: кратковременные (5-15 минут), длительные (свыше 15 минут);
  • по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;
  • по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
  • по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);
  • по характеру познавательной активности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач;
  • по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные, индивидуальные.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними; безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов; показ только существенных сторон явления или процесса; отчетливая видимость изучаемого явления; возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Для изучения сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста целесообразно провести диагностическое обследование. Диагностическое обследование рекомендую проводить по стандартным методикам, соответствующим образовательной программе ДОУ, подобранные с учетом возрастных особенностей детей. Задания, должны предполагать активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания, а также направлены на восприятие, переживание, нахождение и сравнение образов через прослушивание стихов, загадок и рассматривание картинок.

Своевременное выявление уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста позволили выявить группу детей с недостаточной сформированностью познавательной активности и наметить пути решения проблемы через детское экспериментирование, а именно создать педагогические условия по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования. Педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования являются следующие:

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в процессе экспериментирования.

2. Стимуляция любознательности ребенка в процессе познавательной активности по средствам экспериментирования.

3. Передача инициативы от взрослого ребенку.

При разработке содержания заданий мы опирались на предложенные И.Э.Куликовской, Н.Н.Совгир, Л.А.Хрушковой. При подборе заданий для детской деятельности предполагалось, что дети умеют обращаться с тем материалом, который предлагается. В задания вошли 4 блока экспериментов: «Эксперименты с водой», «Эксперименты с воздухом», «Эксперименты с водой и песком», «Эксперименты с почвой».

Основными принципами деятельности были:

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе мы старались использовать материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Для нас важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали свою деятельность, то взрослый предлагал (но не настаивал) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Цели экспериментальной деятельности:

  • развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования;
  • создавать условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования;
  • развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
  • создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
  • учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Обучающие задачи:

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
  • развивать представления об основных физических явлениях развивать;
  • развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость.

Развивающие задачи:

  • расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода - для удовлетворения своих потребностей;
  • расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  • знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

Воспитательные задачи:

  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Ожидаемый результат:

  • Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
  • Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
  • Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

Результативность, эффективность и существенные изменения работы можно проследить по диагностическому обследованию детей которое, также следует проводить по тем стандартным методикам, соответствующим образовательной программе ДОУ, подобранные с учетом возрастных особенностей детей.

Предложенная совокупность факторов педагогического воздействия, включающая в себя принципы обучения и определяемая ими совокупность педагогических методов, приемов, форм организации педагогических условий является эффективным средством развития познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования в рамках дошкольного учреждения.

В заключение следует отметить, что конкретизация сущности познавательной активности как развивающегося сложного личностного образования, раскрытие его структуры, выделение системы критериев, фиксирующих состояние компонентов познавательной активности в процессе детского экспериментирования, позволяет эффективно и целесообразно планировать содержание познавательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Список литературы

1. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Методическое пособие для педагогов ДОУ/ И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

4.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. Методические рекомендации. Методические рекомендации для работников ДО / Л.Н.Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2011.