В 9-11-х классах образовательных учреждений уместно использовать блочную или модульную систему планирования учебного процесса, определяющую изменение структуры изучаемого материала по форме и способу проведения урока. Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики.
Обучающий модуль - это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.
Цель разработки модулей - расчленение содержания курса или каждой темы на компоненты в соответствии с педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения.
В учебной практике работы в старших классах чаще всего модульное деление курса и темы состоит из следующих компонентов.
Первые уроки по изучению нового материала имеют форму лекций. Вторые - углубление изучаемого материала с применением самостоятельной подготовки обучающихся в форме семинаров. Третьи направлены на закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных на предыдущих уроках, проходят в форме практикумов. Четвертые - уроки контроля и проверки знаний - уроки-зачёты.
Лекционная форма работы имеет ряд черт, которые делают ее особо важной для уроков в старших классах по истории и обществознанию, т.к. учебники отличаются высоким уровнем теоретического обобщения и интегративной направленностью.
Лекция отличается большой информативной ёмкостью, позволяет учителю использовать кино-, видео-, телелекции, применять все виды наглядности, в том числе и опорные схемы и таблицы в виде опорных конспектов для обучающихся.
Школьные лекции могут быть нескольких типов: вводные, обзорные, иллюстративные, проблемные, обобщающие.
Для развития познавательной активности, осознания и восприятия материала у старшеклассников особую роль в модульно-блочном планировании играет семинар. Применяются два варианта проведения семинаров:
- семинар изучения нового материала. Обучающимся в таком случае дается опережающее задание, указывается список литературы, разрабатывается план подготовки к семинару;
- семинар, на который выносятся вопросы, позволяющие углубить уже имеющиеся знания.
При таком подходе доля самостоятельной работы небольшая, т.к. задания даются на уточнение, закрепление изученного материала, его воспроизводство.
Учитель заранее сообщает тему и задачи семинара, знакомит с вопросами и заданиями, даёт краткую инструкцию по отбору материала, предлагает примерный список литературы. При проведении семинара учитель должен избегать чрезмерного комментирования выступлений обучающихся; завышенного уровня помощи со своей стороны; подмены развёрнутых выступлений школьников фронтальной беседой; превращение семинара в повторительно-обобщающий урок.
Блочно-модульная система позволяет подготовить старшеклассников к системе обучения в высших и средних учебных заведениях.