Среди средств развития познавательных способностей младших школьников с ОВЗ особое место занимает дидактическая игра. Дидактические игры могут наполнить содержанием как урочную деятельность, так и внеурочную деятельность учащихся.
Все виды дидактических игр можно классифицировать по критерию их воздействия на отдельные психические процессы:
- интеллектуальные - направлены на активизацию процессов мышления;
- эмоциональные - их содержание направлено на переживание позитивных эмоций, связанных с работой в команде, познанием, достижением успеха в решении учебных задач;
- регулятивные - направленные на формирование произвольной регуляции, волевых качеств, умение ставить цели и принимать решения;
- творческие - направленные на активизацию воображения, творческих способностей, креативности;
- социальные - способствующие формированию навыков общения, социально-бытовой ориентировке, нравственных качеств [4].
Дидактические игры так же можно классифицировать по другим критериям: по тому, каково их обучающее содержание, по степени познавательной активности детей в игре, по тому, каким способом организуется взаимодействие учащихся в игре, по тому какую роль играет в дидактической игре педагог.
Важной характеристикой дидактических игр является их образовательный потенциал. Разнообразие игровых действий, с помощью которых решаются игровые задачи, усиливает интерес детей к познанию окружающего мира.
Важно подчеркнуть комплексный характер того развивающего воздействия, которое оказывает дидактическая игра по различным направлениям.
Вне зависимости от вида используемой дидактической игры ее применение на уроках с детьми с ОВЗ дает возможность достичь следующих результатов:
- сформировать познавательный интерес;
- выявить исходный уровень подготовленности учащихся;
- выявить уровень усвоения материала в практических навыках;
- отработать знания, умения, навыки;
- развить начальный уровень рефлексии, простейшие операции анализа, синтеза, обобщения [3].
Дидактические игры необходимо проводить с соблюдением следующих условий:
- игра должна соответствовать логике учебно-воспитательного процесса;
- игра должна иметь запоминающееся название;
- в дидактической игре должны присутствовать игровые элементы;
- игровые правила следует соблюдать;
- дидактические игры для младших школьников должны включать в себе элементы, которые лучше запоминаются в групповой форме (считалки, рифмы, стихи).
Выполнение этих правил позволит сделать процесс обучения интересным и привлекательным для детей [2].
Дидактическая игра является ценным средством формирования познавательных способностей и заинтересованности в знаниях, поскольку учебный материал выступает в интересной и увлекательной форме, а его узнавание приносит чувство удовлетворения. В рамках дидактической игры дети учатся преодолевать трудности [1].
Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляют собой основу обучения. Дидактические игры создают условия для развития произвольного внимания и произвольной памяти, для развития волевых способностей, способствуют развитию смекалки, находчивости, сообразительности. В дидактической игре развиваются коммуникативные умения.
Дидактическая игра способна создать благоприятные условия, чтобы развивался двигательный аппарат и психомоторика. В дидактической игре можно сформировать нужные навыки поведения, соответствующего правилам. Дидактическая игра обладает условиями для действия механизма идентификации и сопереживания, условия для того, чтобы примерить на себя разные роли. Дидактическая игра работает на развитие умения планировать, осуществлять оценку предстоящих действий и прогнозировать ситуацию, позволяет развивать навыки сотрудничества, что в наибольшей степени возможно в командных дидактических играх.
Дидактические игры создают условия для формирования таких личностных качеств как терпение, настойчивость, самоконтроль, сила воли.
В дидактической игре развивается мышление. В предлагаемых задачах детям часто приходится думать и говорить о тех вещах, которые они непосредственно не воспринимают. Таким образом, в игре дети так же обучаются тому, чтобы использовать уже имеющийся опыт и знания о предметах и явлениях.
В рамках дидактических игр получает развитие логического мышления. В дидактических играх дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: задачи описания, отгадывания по описанию, выделение признаков сходств и различий, простейшие задачи классификации.
Подбор дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках, обусловлен тем, что использование игр на уроках имеет свои особенности, стимулирующие активизацию познавательной деятельности:
- учитель, возглавляющий игру, не имеет авторитарной роли, он выполняет только функцию организации игры;
- в игре в ходе взаимодействия создается обучающая ситуация;
- происходит персонализация игрового обучения;
- обстановка игры создает наибольшие возможности для активности обучаемого: она поощряет обучаемого в поиске сначала вопроса, а затем ответа;
- в игре создаются условия для проявления сообразительности детей с ОВЗ;
- каждая игра имеет не только свои особенности, но и индивидуальна в каждом отдельном варианте.
Дидактическая игра применяется в процессе обучения детей с ОВЗ математическим представлениям, речи и альтернативным коммуникациям, окружающему социальному миру. На уроках, где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы.
Литература
- Аубакирова А.О., Смыкова М.Н., Кульмаганова А.А. Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. - Краснодар: Новация, 2016. - С. 200-202.
- Бацалева Т.И. Развитие познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами игровых технологий// Социальная сеть работников образования.- Опубликовано 10.10. 2016.- Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/10/10/razvitie-poznavatelnoy-sfery-detey-s
- Ефремова О.А. Дидактическая игра как средство формирования активного словаря у младших школьников с нарушениями интеллекта// Специальное образование, 2016.
- Казанцева Г.П. Роль дидактических игр и пособий в коррекционном обучении детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2018.