«Игра - это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений, понятий об
окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка, так как в это время идет активное развитие интеллекта, психических процессов, качеств личности. Работа педагогов-дошкольников помочь родителям в воспитании детей, чтобы вырос здоровый, смышленый, всесторонне развитый ребенок. Одним из направлений своей работы мы выбрали развитие познавательных интересов, так как от познавательной активности ребенка дошкольного возраста во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего обучения. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество.
Всё интересное и увлекательное делает процесс обучение дошкольника более продуктивным. Большую роль в развитии познавательной активности ребенка играют интеллектуальные игры. В своей практике мы решили применять викторины. Игра-викторина дает возможность в игровой форме развить у детей умение систематизировать сведения и данные, помогает узнать больше полезной информации, тренирует память, развивает мышление, расширяет кругозор, повышает эрудицию. Интеллектуальная игра предполагает полное погружение ребенка в процесс. Дети во время выполнения задания сосредоточены, внимательны и максимально дисциплинированы.
Викторина - это познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на различные темы. Викторина в детском саду - особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на вопросы. Игра создаёт тот положительный, эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Мы используем викторины для закрепления пройденного материала. Это форма опроса позволяет нам выявить степень владения ребёнком материалом.
В этом году мы систематически проводим викторины по творчеству детских писателей. Предварительно знакомим с биографическими фактами из жизни писателей, читаем произведения данных авторов. Родители активно помогают нам, читая детям или включая для детей аудио рассказы, заданных авторов. Также мы проводили совместные викторины с участием родителей. Были проведены викторины по произведениям С.Я.Маршака, К.Чуковского, П.П.Бажова, М.К.Пришвина, Агнии Барто. Таким образом через викторины мы развиваем у дошкольников читательский интерес, желая лучше подготовится к участию в игре дети слушают любые произведения более внимательно, стараются вникнуть в содержание текста. Произведения классиков детской литературы воспитывают нравственность и патриотические чувства, учат любить свою Родину.
На наш взгляд, благодаря викторинам дети смогут лучше ориентироваться в различных областях знаний, поэтому еще одной областью применения викторин мы выбрали приобщение детей к здоровому образу жизни (ЗОЖ). В викторинах на эту тему, для поддержания интереса детей используем различные загадки, отгадывание ребусов и анаграмм. Расширенное применение интеллектуальных игр позволяет не только поддерживать интерес, но и развивать чувствительность детей к слову, что хорошо позволяет способ применения анаграмм. Лучше всего с их помощью выявляется эрудированность человека, богатство его словарного запаса. Ведь невозможно найти решение анаграммы, не зная слова, в которое она превратится. С ЗОЖ дети знакомятся через проектную деятельность, тематические занятия, просмотр учебных видеороликов. В этом учебном году нами были проведены следующие викторины по ЗОЖ: «Мы о спорте знаем все», «Что ты знаешь о здоровье?», «Зима здоровая пора», «В здоровом теле - здоровый дух». Участие в викторинах такого плана дает детям нашей группы представление о ценности собственного здоровья и о пользе физических упражнений, правильном питании для всех людей, в частности для членов их семьи. Такие знания помогают воспитывать заботливое отношение ко всему окружающему миру. Тема ЗОЖ близко связана с экологическими знаниями, поэтому викторины данной тематики также проводятся в нашей группе.
Экологические викторины и по краеведению помогают детям систематизировать знания об окружающем мире родной природы малой Родины, даёт возможность узнать больше полезной информации, формируют зрительную и слуховую память. Зрительная память, помогая детям познавать окружающий мир, оказывает большое влияние на их интеллектуальное развитие, а хорошее слуховое восприятие дает детям правильное представление о предметах и явлениях. Наш опыт показал, что отгадывание детьми в викторинах загадок и ребусов развивает догадливость, сообразительность, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку. Были проведены следующие викторины: «Птицы нашего леса», «Растения, которые лечат», «Животные, живущие в Сибири», «Улицы Академгородка».
В нашей группе викторины проходят почти еженедельно, дети любят такие игры. Викторины для детей это не просто вопросы из различных разделов знания. Это соревнование, борьба с самим собой, попытка ответить на большее количество вопросов. Интеллектуальные игры повышают настроение и создают благоприятный эмоциональный климат в группе. Мы считаем, что благодаря викторинам дети нашей группы неплохо ориентируются в различных областях знаний. Участие в викторинах для детей увлекательный процесс, они с удовольствием включаются в разгадывание кроссвордов, ребусов и анаграмм. На наш взгляд, использование викторин как приёма образовательного процесса повышает уровень восприятия и позволяет каждому участнику блеснуть своим умом. Отвечая на вопросы, дети развивают речь, учатся правильно формулировать свои мысли. В процессе игры участники взаимодействуют друг с другом, налаживают взаимоотношения со сверстниками. Викторины как игровые технологии позволяют ребенку, будучи лично заинтересованным, отрабатывать навыки работы в команде, тем самым воспитывая в себе ответственность.