Физическое развитие детей через подвижные игры и средство профилактики правонарушений

Разделы: Биология, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Цель работы:

  • Выявить влияние использования подвижных игр на подвижность детей и заинтересованность предметом физическая культура, а также выявить взаимосвязь изучения и применения подвижных дворовых игр и частотой правонарушений среди учащихся начальной школы.
  • Определить эффективность использования подвижных игр на уроке физической культуры среди учащихся начальных классов.

Задачи:

  • Проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по выбранной теме.
  • Изучить и подобрать соответствующие игровые методики.
  • Выявить изменения, в результате применения подвижных игр, как средства развития двигательных качеств младших школьников на уроках физической культуры, и взаимосвязь между использованием игр и частотой правонарушений среди учащихся.

Объект исследования: взаимосвязь использования подвижных игр на уроке и повышением или понижением двигательных качеств младших школьников.

Гипотиза исследования: использование подвижных игр, как средство развития двигательных качеств младших школьников.

Актуальность исследования

Тема данной исследовательской работы очень актуальна на сегодняшний день. Мало кто сейчас задумывается над тем как организовать досуг детей, как научить их не бездействовать, а развиваться, для чего им необходимо не просто отбывать время сначала в школе, а потом дома за компьютером. Мало кто обращает внимание на то, что дети скучают и просто слоняются или совершают такие поступки, которых никто не ожидает. В последнее время по сводкам МВД участились преступления разного характера и степени тяжести, виновниками которых стали несовершеннолетние дети в возрасте от 9 до 13 лет. В чем же причина? Это возникло не только вследствие того, что родители мало внимания уделяют своим детям в силу занятости и зарабатывания денег, не в силу засилья жестоких фильмов и компьютерных игр, а по причине того, что дети не могут организовать свой досуг, не умеют дружить не знают игр, добрых, хороших и веселых игр.

Если раньше наши папы и мамы на улице играли в игры, правила которых знали все, к примеру: казаки - разбойники, краски, море волнуется раз, колечко, цепи и т.д., то сейчас дети этих игр не знают. В садике игры были упущены, учителям на переменах некогда, в школу заказывается мало спортивного инвентаря для учеников каждого класса.

Введение

Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся [13].

Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Поэтому результатом физического воспитания школьников должны стать высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека [11].

Игра - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми [6,17].

Исследование №1

Задача: Провести день «День здоровья» посвященный дворовым играм.

Обязательное условие: все игры должны быть подготовлены и проведены при помощи учителей физической культуры.

Описание и результат исследования:

В нашей школе было решено провести «День здоровья», посвященный дворовым играм, где каждый учитель в целях проведения эксперимента, должен был разучить со своим классом дворовые игры и провести их. И что же из этого получилось?

Несколько классов играли в игры, некоторые пришли к выводу, что банальные эстафеты вполне могут заменить игру и провели соревнования, а кто-то и вовсе решил полностью положиться на детей и предложил детям самим играть и обучать друг друга. В ходе подготовки к этому дню многие учителя обратились к учителям физкультуры за помощью. Это наглядный показатель того, что учителя физкультуры являются практически единственными людьми, которые способны научить детей играть. И не потому, что учитель физкультуры имеет достаточную подборку по данному вопросу и ему легче сориентироваться в данном случае, просто не было желания у классных руководителей заниматься этим.

Результат исследования:

Исследование №2

Задача: Провести с детьми тестовую работу, по подготовке дворовых игр дома при активной помощи родителей.

Обязательное условие: Приготовленная игра должна быть написана на листке форматом А4, иметь полное описание правил игры, подготовка данной работы должна осуществляться вместе с родителями.

Дополнительное условие: запрещено описывать игры, изученные на уроке физической культуры.

Описание и результат исследования:

В дальнейшем был проведен тестовый эксперимент с учащимися параллели 3х классов, где им было предложено вместе с родителями приготовить одну дворовую игру по желанию. Для проведения эксперимента и подведения его итога, каждому учащемуся 3х классов нужно было приготовить мини брошюру с описанием одной из дворовых игр, главным условием было не использовать игры, изученные на уроке физкультуры. Итог данного исследования наглядно показал, что ни сами дети, ни родители не справились с поставленной задачей. Лишь единицы учащихся принесли требуемый материал, часть детей, не смотря на условие не использовать изученные игры, описали их же, оставшаяся часть была полностью не готова из-за отсутствия помощи родителей.

Исследование №3

Тестирование детей ведущим специалистом школы (социальным педагогом школы).

Задача исследования: Провести тест-опрос детей параллели 3х классов, направленный на выявление данных, о проведении детьми свободного времени дома и на улице, о взаимоотношении с одноклассниками, и построению режима дня школьников. Так же в тестах указать место и время проведения свободного времени учащимися.

Описание исследования и результат: социальным педагогом школы были разработаны и проведены тест-вопросы, на которые дети должны были ответить в течение 10 мин, отметив наиболее подходящие для своего образа жизни варианты ответов.

По окончании тестов и их обработке, социальный педагог сделала вывод, что дети в свое свободное время находятся в основном дома или специализированных учреждениях, используют для общения с друзьями в основном ПК или телефон. Дети проводившие время на улице, практически не используют дворовые игры для организации своего досуга, вследствие незнания и не умения организовать подобный вид деятельности.

Подавляющее большинство детей предпочитают места, не предназначенные и не отведенные специально для игр, местам опасным как в социальном плане, так и в опасном для здоровья ребенка (стройка, гаражи, автостоянки, подъезды…).

Вопрос

Ответ

1

Нравится ли тебе урок физкультуры?

2

Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

3

Часто ли ты играешь в подвижные игры у себя во дворе?

4

Любишь ли ты быть ведущим, когда играешь с друзьями в подвижные игры?

5

Напиши несколько названий подвижных дворовых игр, которых ты знаешь.

Пример: «Салочки», «Краски»

6

Где ты играешь с друзьями чаще всего после школы в свободное время?

7

Какие игры лучше: компьютерные или дворовые игры?

Вывод: В ходе данного исследования было выявлено, что дети младших классов не владеют информацией о подвижных дворовых играх (кроме тех, которые были изучены на уроке физической культуры), не умеют активно и с пользой организовать свой досуг, и вследствие чего проводят его пассивно, не развивая свои физические качества, и не взаимодействуют с друзьями, отчего страдает коммуникативная составляющая развития младшего школьника. Не получают достаточной помощи от родителей и классных руководителей в плане организации активного досуга, что приводит к неправильной организации свободного времени, проводимого детьми на улице и повышению правонарушений младших школьников.

Заключение

А что для ребенка игра? Это модель жизни, отношений, познание мира, чувств, эмоций. Игра - это жизнь понарошку, где можно все исправить, добиться результатов, победить или получить опыт проигрыша. Посмотрите, чем занимаются дети, гуляя во дворе, ходят по дорожкам, засунув руки в карманы, или сидят на лавочках, рассказывая всякие пошлости или шлифуя очередной гадостный план. Игры необходимо срочно вернуть к жизни. По наблюдениям ведущих специалистов и психологов, дети, которые мало играют - в детстве страдают от скуки, а повзрослев с трудом могут построить взаимоотношения, подавить тщеславие, не могут уступать, выручать, организовать, а иногда и работать с коллективом. Вот и приходится учителю физкультуры решать глобальные вопросы общества.

Самое основное в игре сама её организация. Часто игра распадается, не успев начаться. Дети не могут выбрать ведущего, не знают точных правил, спорят или хуже того начинают кулаками решать спор, игра превращается в потасовку. Нельзя жалеть на уроке и перемене время для игр, нужно уделять время на правила, разучивать считалки. Играть в игры доступные, веселые, не требующие большого количества инвентаря. И если дети смогут организовать игру во дворе по примеру игры на физкультуре, то учитель может смело поставить себе отлично. Значить он смог научить, правильно объяснить и отвлечь детей от правонарушений. Ведь играя в старые добрые игры, дети вряд ли пойдут бить стекла, обижать животных или планировать, как ограбить друзей или родителей.

Игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, т.к. в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.

Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию - все эти качества могут успешно формироваться под влиянием занятий подвижными играми.

Список литературы

1. Аникина, Т.А. Избранные главы по возрастной физиологии: учеб.пособие / Т.А.Аникина, Л.Г.Ковтун. - Казань, 1992. - 223 с.

2. Г.А.Баландин, Н.Н.Назарова. - М.: Советский спорт, 2002. - 295 с.

3. Бреев, М.П. Урок физической культуры в школе // Технология и педагогический анализ: учеб. пособие / М.П.Бреев. - Новосибирск, 2000. - 234 с.

4. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта [Текст] / Г.Д.Горбунов. - М., 1986. - 251 с.

5. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинга и уроки здоровья. 1-5 классы: учеб. пособие для преподавателей / Н.И.Дереклеева. - М.: Вако, 2004. - 274 с.

6. Жуков, М.Н. Подвижные игры [Текст] / М.Н.Жуков. - М.: Академия, 2000. - 165 с.

7. Каджаспиров, Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5-11 классы: методическое пособие / Ю.Г.Каджаспиров. - М.: Дрофа, 2003. - 176 с.

8. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания. 1-11 класс / В.И.Лях, А.А.Зданевич. - М.: Просвещение, 2004. - 264 с.

9. Янсон, Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников: книга для учителя / Ю.А.Янсон. - М., 2000. - 381 с.