Урок английского на английском в начальной школе

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


Наверно каждый учитель иностранного языка понимает, что необходимо стремиться к тому, чтобы уроки по его предмету проходили на изучаемом языке. На начальном этапе обучения это бывает не просто. Ведь помимо введения изучаемого материала, на занятиях происходит много других жизненных ситуаций в которых приходится прибегать к родному языку. Чтобы перейти к преподаванию только на английском языке, необходимо проводить планомерную и структурированную работу по овладению детьми лексикой классного обихода, так называемым Classroom language. Поэтому на своих уроках с маленькими учениками, я обязательно уделяю часть времени работе с выражениями классного обихода.

Все эти фразы можно разбить на две большие группы: Teacher's language и Student's language. На начальном этапе большую часть занимает изучение выражений, которые употребляет учитель. Но постепенно набор фраз для учеников расширяется все больше.

Teacher's language

Ниже представлен набор фраз классного обихода для учителя, работающего в начальной школе. Следует обратить внимание на то, что речь педагога, работающего с младшей возрастной группой должна быть строго нормирована. Особенно важно соблюдать это при работе с самыми маленькими учениками, которые только начинают изучать иностранный язык. Нельзя допускать, чтобы дети были напуганы обилием непонятных слов. Речь преподавателя должна быть понятна учащимся. Не следует излишне усложнять структуру речи и перегружать свои фразы трудной лексикой. Предлагаемый мною набор выражений может расширяться или сокращаться на усмотрение учителя, в зависимости от подготовленности учащихся. Ребята должны воспринимать на слух данные выражения и адекватно на них реагировать.

Начну с самых первых занятий. На них дети учатся приветствовать друг друга и учителя в начале урока:

Hello, children!
Good morning /good afternoon, boys and girls!
Glad to see you!
Hi, everybody!

С самыми маленькими учениками ввожу эти фразы постепенно за несколько занятий, дети отвечают такой же фразой. Если ребята более взрослые, знакомимся с ними на одном уроке.

Следующая фраза необходимая при приветствии.

How are you ?

Предлагаю ребятам несколько вариантов ответа:

I am fine/ OK/ good/wonderful, thanks. And, how are you ?

Представленная ниже группа выражений, употребляемых учителем, поможет организовать деятельность на уроке. Для малышей набор фраз небольшой:

Stand up.
Sit down.
Come to me.
Look.
Listen.
Point.

Для ребят постарше выражения усложняются:

Go to the blackboard.
Take you places.
Get ready for the lesson.
Can you share your book with Ann?
I want you to write down the date.
Let me collect your copy books.
Put you books away.
Now all together.
Louder, please. I cannot hear.
Put your books away quietly.
Are your desks tidy?
Tidy your desks, please.

На первых же занятиях возникает необходимость в понимании фраз при работе с учебником. Эти выражения я объединила в следующий блок.

Для самых маленьких:

Open your books.
Turn over the page.
Look at the picture.
Point to the dog.
Colour.
Draw.
Look.
Choose.
Match.

Для старших ребят объем понимаемых выражений становится больше:

Listen and read.
Ask and answer.
Write sentences.
Complete the sentences.
Read and colour.
Find the words.
Follow in you book while he is reading.
Turn over the page.
Could you read a little faster/ louder?
Will you come to the blackboard?
Open your Workbooks, please.
Have you left your Pupil's Book at home?
Have you done the exercise?
Can you give the story a title?
What can you see in the picture?
Look at the pictures. What is different?
These words will help you to tell the story.
What is wrong in the picture?
Put you books away.

Обучение в начальной школе невозможно без игровой деятельности. Для участия в играх дети должны понимать указания учителя. Следующие фразы помогут в организации игрового процесса на уроке.

Для малышей:

Let us play a game.
Form a line/a row/a circle.
Let us start.
All together.
Now it is your turn.

Для старших детей:

Let us play a game.
Does anybody know this game?
Let us get in two teams.
Choose the name for your team.
Do it on your own.
Now it is your turn.
Who else is in this team?
Guess what I am doing.

Невозможно провести хороший и эффективный урок, без поддержания соответствующей дисциплины. Эти фразы помогут сохранить порядок на уроке:

Attention, please!
Keep silence.
Do not be so noisy.
Tidy your desk, please.
No whispering, please!

В случае успешного выполнения заданий на уроке, важно похвалить ученика. Это стимулирует мотивацию и повышает самооценку ребенка, поощряя его к дальнейшей деятельности:

OK. Well done.
Great!
Excellent!
Very well!
I like your work.
That is right.
No mistakes! It is wonderful.
Now it is much better.

Если же ребенок допустил ошибку или не вполне корректно выполнил задание, учитель может высказать свои замечания с помощью следующих выражений:

It is not quite so.
That is not right.
That is a serious mistake.
That is wrong.
Check this sentence, please.
The spelling is wrong.

Student's language

Теперь представлю речевые конструкции для детей. Это более сложный блок работы, т.к. необходимо ввести данные выражения в активную лексику учеников. Для этого нужно не только выучить данные фразы, но и постоянно мотивировать ребят к их использованию в речи.

Я создала списки выражений по разным ситуациям на уроке. Используя их, дети смогут максимально говорить на английском, не прибегая к помощи родного языка. Хочется обратить внимание на то, что однократного представления того или иного выражения недостаточно для того, чтобы дети начали использовать их в речи. Я ввожу группы выражений постепенно и повторяю их в течение ряда уроков, пока они не будут усвоены детьми. Поощряю использование выученных фраз во время урока.

Обращаю внимание учащихся на то, что почти каждое высказывание нужно начинать со слов вежливости. Если обращаешься с просьбой - следует начинать с "Excuse me!", если задаешь вопрос - начинай с "Sorry!

Первая группа предложений посвящена разным жизненным ситуациям на уроке:

Excuse me!
May I come in?
May I go out?
May I ask a question?
Can I have a piece of paper, please?
Can I borrow a pen, please?
Sorry, I am late!
Sorry, I left my book at home.

В следующем блоке собраны выражения, которые дети могут употребить в случае возникновений затруднений в работе или если они хотят сообщить о выполнении задания:

Sorry!
I did not get it.
Sorry, I do not understand.
I do not know.
I have not done yet.
I have finished!
I am ready!
Wait a minute, please!
Just a minute!

Если ученик не понял задание или не знает, как пишется слово, он может использовать одно из следующих выражений:

Sorry!
What shall I do?
What is the task?
Shall I go on?
Shall I read/write/…?
Where are you reading?
What page is it?
How do you spell…?
What is the Russian/English for…?

Представленный ниже блок выражений позволит ребятам попросить о помощи:

Excuse me!
Can you help me, please!
Is it right?
Can you check this, please!
Can you write / spell it, please!
Can you explain it for me, please!

Во время игры могут понадобиться следующие выражения:

Who is the first/second/…?
Whose turn is it?
It is my turn! It is not your turn!
Throw the dice!
We have finished.
Can we play again ?

В конце урока обычно звучат фразы:

The lesson is over.
Thank you for the lesson.
Have a break now.

Для удобства работы с данными выражениями я делаю плакаты, которые вывешиваю на стенд в классе. Помимо работы с данными выражениями на уроке, что обычно происходит на электронной доске, дети имеют возможность видеть их в любое время. Пока фразы не будут усвоены полностью, я их не убираю. Они всегда перед глазами ребят в качестве опоры.

Есть в моем арсенале наглядности и листы, на которых данные выражения напечатаны по одному. Их удобно повторять в случайном порядке. При отработке данной лексики я активно использую прием Back translation с русского на английский. Набор карточек с фразами позволяет разнообразить эту работу.

Полезно сделать памятку-опору для учащихся. Можно записывать эти выражения в словарь или раздать детям уже готовые памятки. Имея такой список, дети могут повторять данные фразы дома при подготовке к уроку.

Представленные выражения классного обихода являются примерным набором, который можно использовать в начальной школе. Овладение учащимися данной лексикой очень облегчает процесс проведения уроков на английском языке.