ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Экология стала самым громким словом на земле,
громче войны и стихии. Оно характеризует собой
одно и то же понятие вселенской беды, никогда
прежде не существовавшей перед человечеством».
Валентин Григорьевич Распутин
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».
Ханс Кристиан Андерсен
Для какой бы отрасли ни готовился специалист, он должен знать законы экологии, место человека в среде обитания, правильно реагировать на изменения в окружающей среде, уметь подойти к решению экологических задач с высоким и нравственными принципами. Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Экологическое образование связано с воздействием на область рационального мышления, а это является основой формирования мировоззрения. Формировать сознательное отношение к окружающей среде, направленное на охрану и рациональное использование природных ресурсов, невозможно без экологического образования, которое не только формирует знания о природе, но и способствует осуществлению процесса взаимодействия общества и природы.
Экологическое воспитание студентов учреждений СПО в образовательном процессе может быть педагогически эффективным за счет включения в процессы обучения и воспитания таких форм и методов, которые будут ставить студентов в положение исследователей и первооткрывателей. В ГБОУ Колледж связи №54 второй год в учебном плане есть дисциплина «Экологические основы природопользования в профессиональной деятельности», которая вносит огромный вклад в экологическое воспитание подростков.
Сценарий внеурочного мероприятия «Мои экошаги» разработан для проведения мероприятия по привлечению студентов к проблемам окружающей среды.
Цель: повысить интерес учащихся к изучению дисциплины «Экологические основы природопользование в профессиональной деятельности», изучаемой студентами колледжа на первом курсе.
Задачи:
- Формирование экологических знаний;
- Формирование у учащихся творческого подхода к решению экологических проблем.
- Развивать экологическое мышление и сознание, а также - эколого-ориентированные ценности, нравственные качества личности студента, направленные на грамотное использование природных ресурсов и сосуществование в гармонии «Природа и человек», в рамках концепции устойчивого развития общества.
Оборудование:
- Компьютерный класс;
- Проектор или телевизор;
- Листы А4, фломастеры, цветные карандаши
Мероприятие рассчитано на 1,5 часа.
1. Что такое экологический след, как его можно сократить без снижения качества жизни и компенсировать посадкой леса.
Экологический след (англ. ecological footprint) - мера воздействия человека на среду обитания, которая позволяет рассчитать размеры прилегающей территории, необходимой для производства потребляемых нами экологических ресурсов и поглощения отходов.
Концепцию экологического следа создали в 1995 г. канадские ученые. Это были Mathis Wackernagel и William Rees из университета Британской Колумбии. Спустя десятилетие, в 2003 году, М. Вакернагель основал международную организацию «Global Footprint Network» - ее миссией стало продвижение этой концепции. В том же году филиал организации открылся в России.
Виды экоследа человека
По определению, экологический след потребления составляет сумму экоследов производства и торговли на территории конкретного региона или страны.
Измеряется экологический след в ГГА - глобальных гектарах.
Под этой условной единицей понимают 1 га биологически продуктивной суши или воды со среднемировым уровнем биологической продуктивности за конкретный год.
Для того чтобы рассчитать экологический след сначала определяют поток ресурсов и поток отходов.
Затем данные потоки переводят в квадратные метры, а после - в глобальные гектары.
Расчет экоследа
Самый элементарный способ расчета экологического следа - использовать программу-калькулятор. Так можно легко узнать, как образ жизни конкретного человека воздействует на биосферу. Калькулятор экологического следа выдаст площадь биопродуктивной территории, которая в состоянии нейтрализовать последствия давления на природу того или иного индивида. Цифра выйдет тем выше, чем больше энергии, вещей и еды нужно этому человеку.
Разные регионы планеты характеризуются собственными географическими условиями, биоресурсами и плотностью населения. По этой причине экологический след в разных странах неодинаков.
Самый большой он в Европе и Соединенных Штатах.
Среднему американцу необходимо 9,4 миллигектара, средний европеец скромнее - 6,3 мга.
След одного жителя Китая равен 2,1 мга, индийца - 0,8 мга.
В России экологический след меньше, чем в США, в три раза, но проявляет стойкую тенденцию к росту (увеличивается с 1961 года).
Сейчас среднедушевой российский экослед - 3,7 мга.
2. Алгоритм выполнения работы
|
Для проведения мероприятия студентам предлагается пройти на сайт
|
|
Ответить на вопросы |
|
На данном сайте надо ответить на 12 вопросов |
|
После прохождения тестирования учащийся получает данные, о своем экологическом следе |
Проведение анализа экологического следа
Из 40 студентов колледжа, принявших участие в подсчете экоследа у 35 (85%) экологический след значительно превышает биоемкость Земли, и у всех 40 (100%) он превышает биоемкость Москвы. Средний экологический след студентов составил 3,83 га. Самый большой вклад в увеличение экологического следа среди обучающихся вносит потребление еды (31,51%) и пользование транспортом (22,18%).
По итогам тестирования ребятам предлагается изобразить результаты полученные при прохождении тестирования на листе бумаги форматом А4 и написать, что лично они могут сделать для снижения экологического следа. (Инфографика «Мои экологический след»)
Примеры работ студентов
После проведения мероприятия «Мой экологический след» по итогам работы оформляется информационный стенд, где размещаются лучшие работы студентов и познавательная информация по теме «Мой экологический след».
Заключение
Формирование экологического восприятия заключается в умении слышать, видеть и чувствовать природу; формировании понимания значения экологии для человека; формировании ответственности по отношению к окружающей природной среде; в вовлечении студентов в работу по охране природы и среды обитания; воспитании убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному природопользованию. Экологическое воспитание студентов предусматривает целенаправленное формирование экологического стиля мышления, необходимых экологических, юридических, нравственных и эстетических взглядов на природу и место в ней человека, научного понимания проблем экологии материальной и духовной деятельности общества.
В прошлом учебном году мы проводили мероприятие «Мои Экошаги», в этом учебном году изменили сценарий и провели мероприятие среди студентов первого курса по теме «Мой экологический след». Эти мероприятия отличаются.
Внеурочное мероприятие «Мои экошаги» и «Мой экологический след» студентам понравились, они с удовольствием приняли участие в онлайн тестировании, изучили материал по теме, и сделали инфографику, предложили пути уменьшения экоследа.
Внедрить экопривычки в свою жизнь совсем несложно, главное - начать. Просто помните, что даже самые простые действия способны привести к глобальным изменениям. А вот какими будут эти изменения, зависит именно от нас. Человечеству надо учиться такому экологичному поведению, чтобы сохранять ресурсы планеты, и чтобы спасти себя от множества угроз, вызванных климатическими изменениями. Замедление климатического кризиса пока что в наших руках.
Чтобы сократить свой «экологический след» и жить более зеленой жизнью, человечество может использовать энергосберегающие лампы, больше передвигаться пешком или на велосипеде, не есть мяса хотя бы раз в неделю, сдавать ненужные или старые вещи в переработку, покупать товары, сделанные из вторсырья.
Сегодня особенно важно обратить внимание на снижение собственного экологического следа, так как повышение экологического следа стремительно меняет климат планеты и усиливает климатический кризис.
Список используемой литературы
Основные источники:
- Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова, С.В.Суматохин «Экология» 10-11 классы, издательство М., «Вентана - Граф», 2009.-384с.
Интернет-ресурсы:
- https://infourok.ru/ekologicheskoe-vospitanie-studentov-kolledzha-v-ramkah-turistskokraevedcheskoy-deyatelnosti-618492.html
- Заборина М.А. Экологическое воспитание студентов СПО: проблемы и перспективы/ М.А.Заборина// 11сихолого-иедагогические проблемы содержания, организации и управления образовательными и воспитательными процессами. - Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2013, - с.29-32.
- Заборина М.А. Экологическое образование как приоритетное направление профессионального образования/ М.А.Заборина // В мире научных открытий. - Красноярск: Научно-инновационный центр, - № 2, -2010. - с.162-165.
- Заборина, М.А. Экологическое образование: интеграция в учебно-воспитательный процесс учреждений СПО/ М.А.Заборина// Интеграция образования, - Саранск: МГУ им. П.Огарева, 2011, - № 2,- с.42 -44.
- https://docplayer.ru/28533634-Zaborina-mariya-alekseevna-ekologicheskoe-vospitanie-studentov-uchrezhdeniy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html