Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать Вас на своём мастер-классе: «Технология дифференцированного обучения на материале 8-9 классов с учетом вопросов подготовки к ГИА основной школы».
Цель: использование технологии дифференцированного обучения с учетом вопросов подготовки к ГИА основной школы.
Просмотр видеоролика. Приложение 1
Цель образования - передать следующим поколениям ценности культуры и научить их жить в быстро меняющемся мире. (Е.А.Ямбург)
Вы никогда не задумывались, что к дифференцированию прибегают всякий раз, когда встаёт вопрос о скорости изменения какой-либо функции по мере изменения аргумента, когда эта скорость оказывается непостоянной, а определять её требуется точно для любого значения аргумента. В качестве аргумента можно рассматривать ученика, а скорость изменения какой-либо функции - это результат усвоения материала на разных уровнях.
Энгельс писал: «Лишь дифференциальное исчисление даёт естествознанию возможность изображать математически не только состояния, но и процессы: движение».
Таким образом, можно сказать, что технология дифференцированного обучения - это движение, движение вперед.
Целью дифференцированного обучения является: создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей.
Сущность дифференцированного обучения состоит в усвоении программного материала на различных уровнях.
- Ставлю на стол пустую банку.
- Что Вы можете сказать об этой банке?
- Ну, она пустая.
- Совершенно верно.
Достаю камни и укладываю их в банку до тех пор, пока она не заполнится ими до верха.
- А теперь что Вы можете сказать об этой банке?
- Ну, а теперь банка полная.
Достаю горох и засыпаю его в банку.
- А теперь?
- Теперь банка полная.
Достаю песок и засыпаю его в банку.
- А теперь?
- Вот теперь банка полная!
Банка - это наши знания. Камни - это базовые знания, самый фундамент без которого никуда. Горох - достаточные знания. Песок - высокий уровень знаний. Если бы я начала засыпать банку песком, то в неё бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, которые являются главным и основным в дальнейшем развитии.
Чаще всего дифференциацию я осуществляю при закреплении и повторении ранее изученного материала, поскольку имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся. В своей практике я использую такой способ дифференциации как дифференциацию содержания учебных заданий по уровню трудности (предполагает либо усложнения, либо упрощения заданий для отдельных групп) и организационный по степени самостоятельности; по уровню помощи. А из методов дифференцированного обучения считаю самым практичным и результативным: метод свободного выбора.
Дифференциация должна делаться в соответствии с теми восприятиями, которые есть в сознании людей, а не против них. Это цитата из книги ДЖ.Траута, С.Ривкин «Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции».
«На уроке ученик в основном сидит, а ведь он должен идти. Значит, нужен путь. Интересный всем и каждому» Е. Ильин. Этот путь он может проделать с помощью технологической карты ученика.
Участникам мастер класса предлагается выполнить задания, сделав самостоятельный выбор уровня усвоения учебного материала с использованием технологической карты ученика, а также согласно предложенным критериям оценить свою работу (самооценка работы).
Технологическая карта учащегося
Тема: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
Ф.И._________ _________ класс__________
Задания, которые нужно выполнить на уроке письменно |
Рекомендации учителя |
Вместе |
Сам |
Вопросы |
1.Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 25 см, а синус одного из острых углов равен 0,6. Найдите катеты этого треугольника. |
Применить при решении задачи материал п. 66 и теорему Пифагора. |
|||
2.Найдите острые углы прямоугольного треугольника, если его катеты равны 2,5 см и 2,5 см. |
Применить при решении задачи материал п. 67. |
|||
3.Найдите острые углы прямоугольного треугольника, если высота, проведённая к гипотенузе, равна 5 см, а проекция одного из катетов - 15 см. |
Повторить п.63. Составить план решения и записать решение. |
|||
4. Найдите острые углы прямоугольного треугольника, если проекции катетов на гипотенузу равны 2 см и 6 см. |
Составить план решения и записать решение. |
Технологическая карта учащегося
Тема: «Квадратные уравнения»
Ф.И.______________________ класс__________
Задания, которые нужно выполнить на уроке письменно
|
Рекомендации учителя |
Вместе |
Сам |
Вопросы |
1 группа |
||||
Решите уравнения:
|
Используйте при решении конспекты уроков. |
|||
Решите задачу. Длина прямоугольника на 5 см больше ширины, а его площадь равна 36 см2. Найдите стороны прямоугольника. (2б.) |
Запишите краткую запись по условию задачи. Составьте математическую модель и решите её. |
|||
2 группа |
||||
Решите уравнения:
|
Используйте при решении конспекты уроков |
|||
Решите задачу. Найдите длины сторон прямоугольника, периметр которого равен 32 см, а площадь равна 55 см2. (3б.) |
Составьте математическую модель и решите её. |
|||
3 группа |
||||
Решите уравнения:
1. х2 + х = 90 (1б.)
|
Применяя полученные знания выполните задание |
|||
Решите задачу. Когда от квадратного листа фанеры отрезали прямоугольную полосу шириной 2 м, площадь листа составила 24 м2. Найдите первоначальную площадь листа. (4б.) |
Применяя полученные знания решите задачу |
Критерии оценивания:
- 1 группа: 4-5 баллов «3»;
- 2 группа: 5-6 баллов «4»;
- 3 группа: 6-7 баллов «5».
За решение всех уравнений выставляется не более 4 баллов.
Дифференциация работы по степени самостоятельности проявляется на организационном, а не на содержательном уровне, то есть не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие - самостоятельно.
Обычно работа строится следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, уясняют его смысл и правила оформления. После этого часть детей, чаще всего это третья группа (школьники с высоким уровнем обучаемости и обученности), приступает к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы вторая группа детей (школьники со средним уровнем обучаемости и обученности) начала работать самостоятельно. Те дети, которые испытывают затруднения, чаще всего это первая группа (школьники с низким уровнем обучаемости), все задание полностью выполняют под руководством учителя. Этап проверки может быть проведен фронтально.
Таким образом, степень самостоятельности учеников различна. Для третьей группы предусмотрена самостоятельная работа, для второй - полусамостоятельная, для первой фронтальная работа под руководством учителя. При этом школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступать к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.
«Технологическая карта» для учителя, работающего по ФГОС, стала неотъемлемой частью в планировании урока.
Для учащихся, на мой взгляд, тоже нужна технологическая карта. Технологическая карта ученика должна являться своеобразным стимулом самообразования, так как позволит ученику видеть изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.
В условиях самостоятельной работы ученик может заниматься в индивидуальном стиле. Такая работа активизирует учащихся в том смысле, что все ученики, даже пассивные и ленивые должны выполнять задания сами, не дожидаясь, пока кто-то другой их выполнит, как это нередко бывает при фронтальной работе. Поэтому работа с технологическими картами дает положительный результат, т.к. учащийся занимается в индивидуальном режиме, подходящем именно для него. Продуктивность данного опыта заключается в том, что обучаемые овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными программой, повышается мотивация учения.
Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше» Б.Н.Никитин.
Таким образом, технологическая карта обеспечивает условия учащемуся для планирования, организации своей учебной деятельности, контроля хода ее выполнения, анализа, оценки полученных результатов, коррекции выявленных пробелов в знаниях.
Данная технология позволяет:
- учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого ученика, отчего улучшается взаимодействие по линии ученик-учитель;
- делать процесс обучения максимально комфортным для каждого ученика;
- максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным ученикам;
- поддерживать и повышать мотивацию обучения данному предмету.
Трудности в использовании технологии:
- трудности постоянной и всеобъемлющей диагностики развития способностей обучающихся;
- необходимость разработки и постоянного совершенствования разнопланового и разноуровневого дидактического материала.
Рефлексия