Железы внутренней секреции: щитовидная железа и надпочечники

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Технологическая карта урока (Приложение 1)

Цели урока:

  • сформировать представление о месторасположении, внешнем строении и функциях щитовидной железы и надпочечников;
  • способствовать осознанию последствий, связанных с нарушениями функций эндокринной системы, необходимости соблюдения мер профилактики гипотиреоза;
  • содействовать развитию умений выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы;
  • создать условия для воспитания гуманистических качеств по отношению к больным людям.

Вызов

Цель. Создать условия для эмоциональной подготовки к дальнейшей работе.

Учитель. Несколько уроков мы с вами изучали один из двух видов регуляции процессов в организме - нервную. Сегодня мы начнем знакомство со вторым самым древним способом. Помимо нервной системы нашим организмом управляют совсем маленькие органы, которые выделяют одни из важнейших веществ нашего организма. Это железы и гормоны. Помогут нам в этом известные исторические личности: великой полководец Юлий Цезарь, художники эпохи Возрождения Пауль Рубенс и Леонардо да Винчи и великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

Учитель вывешивает картинки с изображением щитовидной железы и надпочечников и предлагает определить тему урока. Учащиеся записывают тему урока. Определяют цели урока по словам; норма, гиперфункция и гипофункция.

Осмысление

Этап 1

Цель. Создать условия для развития умений логически мыслить и сопоставлять факты.

Учащиеся выполняют задание № 1 в рабочем листке, соотносят с правильными ответами и записывают в тетрадь свойства гормонов (Приложение 2)

(Слайд 2)

Процесс

Свойства гормонов

1. 1 г адреналина усиливает работу 100 млн изолированных сердец лягушки; 1 г инсулина снижает уровень сахара в крови 125 тыс. кроликов

А. Воздействие через кровь и лимфу

2. Каждый гормон влияет на определенные органы или процессы

Б. Высокая биологическая активность

3. Небольшие размеры молекул гормонов позволяют легко проникать через стенки капилляров в ткани

В. Разрушение в органах и тканях

4. Железы должны постоянно вырабатывать гормоны

Г. Специфичность

1. Б
2. Г
3. А
4. В

Этап 2

Цель. Создать условия для изучения особенностей строения и функции щитовидной железы.

Учитель предлагает выполнить задание «Верите ли вы?», изучить текст, обосновать свой выбор, заполнить таблицу. (Приложение 2)

(Слайды 3-7)

1. Щитовидная железа имеет форму бабочки и находится выше щитовидного хряща.

2. Основные гормоны тироксин и трийодтиронин.

3. Ткань щитовидной железы образована клетками покровного эпителия.

4. Эндемический зоб связан с избытком йода в пище.

5. Признаки базедовой болезни - зоб и пучеглазие.

6. Недостаток гормона в детском возрасте вызывает развитие карликовости без нарушения умственного развития.

7. Признак микседемы - отечность конечностей.

Щитовидная железа имеет форму бабочки и находится на передней поверхности шеи ниже щитовидного хряща. Она состоит из двух долей, соединенных между собой перешейком. Ткань щитовидной железы представлена большим количеством мелких пузырьков - фолликулов, которые образованы клетками железистого эпителия и окружены густой сетью кровеносных капилляров. В них синтезируются йодсодержащие гормоны трийодтиронин и тироксин.

Йод поступает в организм главным образом с пищей и водой. Однако в некоторых странах, в том числе и в Беларуси, в природной среде йода недостаточно. Хронический йододефицит приводит к развитию эндемического зоба - ткани щитовидной железы разрастаются, и в области шеи появляется утолщение. Для профилактики нарушений щитовидной железы йод добавляют в поваренную соль. Также рекомендуется употреблять в пищу продукты, богатые йодом, например, морские водоросли, рыбу, креветки, салат, гречку, шпинат, яйца, картофель и морковь.

Заболевания щитовидной железы связаны, как правило, с избытком либо недостатком продуцируемых ею гормонов. Повышенное образование гормонов щитовидной железы сопровождается развитием базедовой болезни. Наиболее часто она встречается у женщин. Ее характерными внешними признаками являются зоб и пучеглазие. У больных повышается тем­пература тела и учащается сердечный ритм. Они суетливы, многословны и раздражительны. Несмотря на возросший аппетит, существенно теряют массу тела.

Дефицит гормонов щитовидной железы не менее опасен, чем их избыток. Детском возрасте он вызывает развитие кретинизма, который проявляется в задержке роста, умственного и полового развития. А у взрослого человека развивается микседема - заболевание, сопровождающееся отечностью лица и конечностей, ломкостью и выпадением волос, сухостью и бледностью кожи.

Учитель рассказывает о причинах и симптомах базедовой болезни, микседемы и карликовости. Учащиеся заполняют таблицу. (Слайды 8-14)

Показывает картины художников, определяем болезни у героинь известных картин. (Слайд 15)

Учитель. Сотни лет не перестаёт восхищать людей портрет этой молодой женщины «Джоконда», своей загадочной улыбкой написанной Леонардо да Винчи величайшего художника эпохи Возрождения. У Леонардо очень мало завершённых картин. Мона Лиза или Джоконда - счастливое исключение. Эмигрировав во Францию, Леонардо взял с собой этот портрет и не расставался с ним до конца своей жизни. После смерти Леонардо портрет перешёл к королю Франции Франсиску I и был помещён в Лувре, где и хранится до сих пор. Столь же знаменита и репродукция Пауля Рубенса «Портрет Сусанны Фоурмент.

Рассмотрите картину Питера Паули Рубенса «Соломенная шляпка» и картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Определите у женщин по внешним признакам симптомы нарушений в работе щитовидной железы.

Знакомит с продуктами, содержащими йод. (Слайды 16-17)

Организует проведение эксперимента по определению йода в морской капусте.

  1. Найдите в справочнике по химии информацию о веществе, необходимом для работы желез внутренней секреции.
  2. Проведите эксперимент по его обнаружению:
  3. Возьмите чашку с морской капустой и пестиком разотрите ее.
  4. Слейте получившуюся вытяжку в колбу.
  5. Добавьте несколько капель клейстерной воды.
  6. Тщательно размешайте.
    1. Изменил ли цвет раствор? Каким цветом он стал?
    2. Фиолетовый цвет указывает на присутствие в данной вытяжке йода.
    3. Если цвет не поменялся, значит, в морской капусте йода нет. Йод может разрушаться при длительном хранении морской капусты.

Физкультминутка

Этап 3

Цель. Создать условия для изучения особенностей строения и функции надпочечников (Слайды 18-19)

Учитель предлагает выбрать 5 утверждений, самых важных по мнению учащихся.

  1. Надпочечники - парные железы, расположенные на верхних полюсах почек.
  2. В надпочечниках различают наружный слой - корковое вещество и внутренний слой - мозговое вещество.
  3. Корковое вещество представлено клетками, вырабатывающими гормоны альдостерон, кортизол, а также мужские и женские половые гормоны.
  4. Альдостерон участвует в регуляции водно-солевого обмена. Снижение его секреции приводит к обезвоживанию организма.
  5. Кортизол является одним из регуляторов углеводного обмена. Он стимулирует образование глюкозы и повышает ее уровень в крови.
  6. Недостаточная продукция гормонов коры надпочечников является причиной бронзовой болезни.
  7. Ее характерными признаками являются мышечная слабость, повышенная утомляемость, потеря аппетита и массы тела, нарушение чувствительности конечностей. Наиболее яркий симптом заболевания - бронзовая окраска кожи.
  8. Половые гормоны коры надпочечников способствуют развитию вторичных половых признаков.
  9. Наибольшее значение эти гормоны имеют в детском возрасте, когда внутрисекреторная функция половых желез еще незначительна.
  10. Важно знать, что и у мужчин и у женщин, помимо гормонов своего пола, в незначительном количестве вырабатываются половые гормоны противоположного пола.
  11. В случае избыточного образования гормонов противоположного пола у мужчин замедляется рост бороды и усов, по женскому типу начинает от­кладываться жир, повышается тембр голоса,
  12. У женщин увеличивается мышечная масса, грубеет голос, начинают расти усы и борода.
  13. Мозговой слой надпочечников вырабатывает гормоны адреналин и норадреналин.
  14. Эти гормоны учащают дыхание, сердечный ритм, сужают просвет кровеносных сосудов кожи, кишечника и расширяют сосуды в работающих мышцах, повышают содержание глюкозы в крови.
  15. Адреналин и норадреналин часто называют гормонами страха и гне­ва.

Учащиеся заполняют таблицу(Слайды 20-30)

Учитель. Юлий Цезарь ничего не знал о гормонах, но как опытный полководец, в лучших воинских частях оставлял только тех солдат, которые при виде врага краснели, а не бледнели. И делал правильно. Норадреналин - расширяет кровеносные сосуды - человек краснеет.

Адреналин - сужает кровеносные сосуды - человек бледнеет.

- Вернёмся к исторической справке о Юлии Цезаре почему выбор солдат по его «методике» был правильным?

Рефлексия

Цель. Организовать работу по закреплению основных понятий урока.

Используя конструктор (таблички с названием желез и болезней), учащиеся составляют цепочку схему по изученному материал на доске и в тетрадях. По желанию выполняют тест. (Приложение 3)

Домашнее задание

Цель. Содействовать развитию потребности поиска информации в дополнительных источниках.

Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. (Слайд 31)

§ 16, изучить,

По желанию выполнить

Индивидуальные домашние исследования!

Выявление нарушений функции щитовидной железы.

  1. Перед зеркалом внимательно рассмотрите свой язык. Вытяните вперед руки и раздвиньте пальцы. Мелкая дрожь пальцев и языка - один из признаков избытка гормонов щитовидной железы.
  2. Встаньте двумя ногами на сиденье табурета или стула, не держась за его спинку. При недостатке гормонов щитовидной железы это сделать обычно не удается из-за слабости мышц ног.
  3. Чтобы узнать, достаточно ли йода у вас в организме, нарисуйте на внутренней поверхности предплечья йодную сеточку и заметьте через сколько часов она исчезнет. В норме рисунок должен оставаться на коже более 2 ч, если пропадает раньше - йода не хватает.

Железы

Строение

Вырабатываемые гормоны

Норма

Гиперфункция

Гипофункция

Щитовидная

2 доли, мостик

Тироксин, трийодтиронин

Регулирует обмен кальция и фосфора

Базедова болезнь (развитие зоба, пучеглазие, похудение)

Микседема (снижение обмена веществ, ожирение)
В детстве - карликовость и кретинизм

Надпочечники

Парные железы,
корковый и мозговой слои

Корковый слой - кортикоиды

Регулируют обмен веществ и выделение половых гормонов

Раннее половое созревание

Бронзовая болезнь (слабость, похудение)

Мозговой слой - адреналин и норадреналин.

Усиливает работу сердца, сужает кровеносные сосуды

Учащает сердцебиение, повышает АД

Не наблюдается

Литература и ресурсы

  1. Борисов О.Л., Антипенко А.А., Рогожников О.Н. Биология: Учебное пособие для 9 класса. - Минск: Народная асвета, 2019.
  2. Загашев И.О., Заир-Бек СИ. Критическое мышление: технология развития. - Спб: Альянс Дельта, 2003.
  3. Загашев И.О., Заир-Бек СИ., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - 2-е издание. - Спб: Альянс Дельта совм. С издательством «Речь», 2003.
  4. Мицкевич Л.С. Биология: план-конспект уроков: 9 класс. - Минск: Аверсэв, 2021.
  5. Биология. Сборник тестов «Централизованное тестирование», Минск, «Аверсэв», 2018.