Технологическая карта урока (Приложение 1)
Цели урока:
- сформировать представление о месторасположении, внешнем строении и функциях щитовидной железы и надпочечников;
- способствовать осознанию последствий, связанных с нарушениями функций эндокринной системы, необходимости соблюдения мер профилактики гипотиреоза;
- содействовать развитию умений выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы;
- создать условия для воспитания гуманистических качеств по отношению к больным людям.
Вызов
Цель. Создать условия для эмоциональной подготовки к дальнейшей работе.
Учитель. Несколько уроков мы с вами изучали один из двух видов регуляции процессов в организме - нервную. Сегодня мы начнем знакомство со вторым самым древним способом. Помимо нервной системы нашим организмом управляют совсем маленькие органы, которые выделяют одни из важнейших веществ нашего организма. Это железы и гормоны. Помогут нам в этом известные исторические личности: великой полководец Юлий Цезарь, художники эпохи Возрождения Пауль Рубенс и Леонардо да Винчи и великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.
Учитель вывешивает картинки с изображением щитовидной железы и надпочечников и предлагает определить тему урока. Учащиеся записывают тему урока. Определяют цели урока по словам; норма, гиперфункция и гипофункция.
Осмысление
Этап 1
Цель. Создать условия для развития умений логически мыслить и сопоставлять факты.
Учащиеся выполняют задание № 1 в рабочем листке, соотносят с правильными ответами и записывают в тетрадь свойства гормонов (Приложение 2)
(Слайд 2)
Процесс
|
Свойства гормонов |
1. 1 г адреналина усиливает работу 100 млн изолированных сердец лягушки; 1 г инсулина снижает уровень сахара в крови 125 тыс. кроликов |
А. Воздействие через кровь и лимфу |
2. Каждый гормон влияет на определенные органы или процессы |
Б. Высокая биологическая активность |
3. Небольшие размеры молекул гормонов позволяют легко проникать через стенки капилляров в ткани |
В. Разрушение в органах и тканях |
4. Железы должны постоянно вырабатывать гормоны |
Г. Специфичность |
1. Б
2. Г
3. А
4. В
Этап 2
Цель. Создать условия для изучения особенностей строения и функции щитовидной железы.
Учитель предлагает выполнить задание «Верите ли вы?», изучить текст, обосновать свой выбор, заполнить таблицу. (Приложение 2)
(Слайды 3-7)
1. Щитовидная железа имеет форму бабочки и находится выше щитовидного хряща.
2. Основные гормоны тироксин и трийодтиронин.
3. Ткань щитовидной железы образована клетками покровного эпителия.
4. Эндемический зоб связан с избытком йода в пище.
5. Признаки базедовой болезни - зоб и пучеглазие.
6. Недостаток гормона в детском возрасте вызывает развитие карликовости без нарушения умственного развития.
7. Признак микседемы - отечность конечностей.
Щитовидная железа имеет форму бабочки и находится на передней поверхности шеи ниже щитовидного хряща. Она состоит из двух долей, соединенных между собой перешейком. Ткань щитовидной железы представлена большим количеством мелких пузырьков - фолликулов, которые образованы клетками железистого эпителия и окружены густой сетью кровеносных капилляров. В них синтезируются йодсодержащие гормоны трийодтиронин и тироксин.
Йод поступает в организм главным образом с пищей и водой. Однако в некоторых странах, в том числе и в Беларуси, в природной среде йода недостаточно. Хронический йододефицит приводит к развитию эндемического зоба - ткани щитовидной железы разрастаются, и в области шеи появляется утолщение. Для профилактики нарушений щитовидной железы йод добавляют в поваренную соль. Также рекомендуется употреблять в пищу продукты, богатые йодом, например, морские водоросли, рыбу, креветки, салат, гречку, шпинат, яйца, картофель и морковь.
Заболевания щитовидной железы связаны, как правило, с избытком либо недостатком продуцируемых ею гормонов. Повышенное образование гормонов щитовидной железы сопровождается развитием базедовой болезни. Наиболее часто она встречается у женщин. Ее характерными внешними признаками являются зоб и пучеглазие. У больных повышается температура тела и учащается сердечный ритм. Они суетливы, многословны и раздражительны. Несмотря на возросший аппетит, существенно теряют массу тела.
Дефицит гормонов щитовидной железы не менее опасен, чем их избыток. Детском возрасте он вызывает развитие кретинизма, который проявляется в задержке роста, умственного и полового развития. А у взрослого человека развивается микседема - заболевание, сопровождающееся отечностью лица и конечностей, ломкостью и выпадением волос, сухостью и бледностью кожи.
Учитель рассказывает о причинах и симптомах базедовой болезни, микседемы и карликовости. Учащиеся заполняют таблицу. (Слайды 8-14)
Показывает картины художников, определяем болезни у героинь известных картин. (Слайд 15)
Учитель. Сотни лет не перестаёт восхищать людей портрет этой молодой женщины «Джоконда», своей загадочной улыбкой написанной Леонардо да Винчи величайшего художника эпохи Возрождения. У Леонардо очень мало завершённых картин. Мона Лиза или Джоконда - счастливое исключение. Эмигрировав во Францию, Леонардо взял с собой этот портрет и не расставался с ним до конца своей жизни. После смерти Леонардо портрет перешёл к королю Франции Франсиску I и был помещён в Лувре, где и хранится до сих пор. Столь же знаменита и репродукция Пауля Рубенса «Портрет Сусанны Фоурмент.
Рассмотрите картину Питера Паули Рубенса «Соломенная шляпка» и картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Определите у женщин по внешним признакам симптомы нарушений в работе щитовидной железы.
Знакомит с продуктами, содержащими йод. (Слайды 16-17)
Организует проведение эксперимента по определению йода в морской капусте.
- Найдите в справочнике по химии информацию о веществе, необходимом для работы желез внутренней секреции.
- Проведите эксперимент по его обнаружению:
- Возьмите чашку с морской капустой и пестиком разотрите ее.
- Слейте получившуюся вытяжку в колбу.
- Добавьте несколько капель клейстерной воды.
- Тщательно размешайте.
- Изменил ли цвет раствор? Каким цветом он стал?
- Фиолетовый цвет указывает на присутствие в данной вытяжке йода.
- Если цвет не поменялся, значит, в морской капусте йода нет. Йод может разрушаться при длительном хранении морской капусты.
Физкультминутка
Этап 3
Цель. Создать условия для изучения особенностей строения и функции надпочечников (Слайды 18-19)
Учитель предлагает выбрать 5 утверждений, самых важных по мнению учащихся.
- Надпочечники - парные железы, расположенные на верхних полюсах почек.
- В надпочечниках различают наружный слой - корковое вещество и внутренний слой - мозговое вещество.
- Корковое вещество представлено клетками, вырабатывающими гормоны альдостерон, кортизол, а также мужские и женские половые гормоны.
- Альдостерон участвует в регуляции водно-солевого обмена. Снижение его секреции приводит к обезвоживанию организма.
- Кортизол является одним из регуляторов углеводного обмена. Он стимулирует образование глюкозы и повышает ее уровень в крови.
- Недостаточная продукция гормонов коры надпочечников является причиной бронзовой болезни.
- Ее характерными признаками являются мышечная слабость, повышенная утомляемость, потеря аппетита и массы тела, нарушение чувствительности конечностей. Наиболее яркий симптом заболевания - бронзовая окраска кожи.
- Половые гормоны коры надпочечников способствуют развитию вторичных половых признаков.
- Наибольшее значение эти гормоны имеют в детском возрасте, когда внутрисекреторная функция половых желез еще незначительна.
- Важно знать, что и у мужчин и у женщин, помимо гормонов своего пола, в незначительном количестве вырабатываются половые гормоны противоположного пола.
- В случае избыточного образования гормонов противоположного пола у мужчин замедляется рост бороды и усов, по женскому типу начинает откладываться жир, повышается тембр голоса,
- У женщин увеличивается мышечная масса, грубеет голос, начинают расти усы и борода.
- Мозговой слой надпочечников вырабатывает гормоны адреналин и норадреналин.
- Эти гормоны учащают дыхание, сердечный ритм, сужают просвет кровеносных сосудов кожи, кишечника и расширяют сосуды в работающих мышцах, повышают содержание глюкозы в крови.
- Адреналин и норадреналин часто называют гормонами страха и гнева.
Учащиеся заполняют таблицу(Слайды 20-30)
Учитель. Юлий Цезарь ничего не знал о гормонах, но как опытный полководец, в лучших воинских частях оставлял только тех солдат, которые при виде врага краснели, а не бледнели. И делал правильно. Норадреналин - расширяет кровеносные сосуды - человек краснеет.
Адреналин - сужает кровеносные сосуды - человек бледнеет.
- Вернёмся к исторической справке о Юлии Цезаре почему выбор солдат по его «методике» был правильным?
Рефлексия
Цель. Организовать работу по закреплению основных понятий урока.
Используя конструктор (таблички с названием желез и болезней), учащиеся составляют цепочку схему по изученному материал на доске и в тетрадях. По желанию выполняют тест. (Приложение 3)
Домашнее задание
Цель. Содействовать развитию потребности поиска информации в дополнительных источниках.
Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. (Слайд 31)
§ 16, изучить,
По желанию выполнить
Индивидуальные домашние исследования!
Выявление нарушений функции щитовидной железы.
- Перед зеркалом внимательно рассмотрите свой язык. Вытяните вперед руки и раздвиньте пальцы. Мелкая дрожь пальцев и языка - один из признаков избытка гормонов щитовидной железы.
- Встаньте двумя ногами на сиденье табурета или стула, не держась за его спинку. При недостатке гормонов щитовидной железы это сделать обычно не удается из-за слабости мышц ног.
- Чтобы узнать, достаточно ли йода у вас в организме, нарисуйте на внутренней поверхности предплечья йодную сеточку и заметьте через сколько часов она исчезнет. В норме рисунок должен оставаться на коже более 2 ч, если пропадает раньше - йода не хватает.
Железы |
Строение |
Вырабатываемые гормоны |
Норма |
Гиперфункция |
Гипофункция |
Щитовидная |
2 доли, мостик |
Тироксин, трийодтиронин |
Регулирует обмен кальция и фосфора |
Базедова болезнь (развитие зоба, пучеглазие, похудение) |
Микседема (снижение обмена веществ, ожирение)
|
Надпочечники |
Парные железы,
|
Корковый слой - кортикоиды |
Регулируют обмен веществ и выделение половых гормонов |
Раннее половое созревание |
Бронзовая болезнь (слабость, похудение) |
Мозговой слой - адреналин и норадреналин. |
Усиливает работу сердца, сужает кровеносные сосуды |
Учащает сердцебиение, повышает АД |
Не наблюдается |
Литература и ресурсы
- Борисов О.Л., Антипенко А.А., Рогожников О.Н. Биология: Учебное пособие для 9 класса. - Минск: Народная асвета, 2019.
- Загашев И.О., Заир-Бек СИ. Критическое мышление: технология развития. - Спб: Альянс Дельта, 2003.
- Загашев И.О., Заир-Бек СИ., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - 2-е издание. - Спб: Альянс Дельта совм. С издательством «Речь», 2003.
- Мицкевич Л.С. Биология: план-конспект уроков: 9 класс. - Минск: Аверсэв, 2021.
- Биология. Сборник тестов «Централизованное тестирование», Минск, «Аверсэв», 2018.