В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохраняться или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в рамках валеологии детства наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни.
Вопрос воспитания и формирования основных валеологических знаний у детей дошкольного возраста есть и остаётся открытым, поскольку потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Главное - помочь ребенку выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Цели валеологического воспитания дошкольников:
- научить ребенка быть здоровым телом и душой, научить ценить здоровье свое и окружающих;
- воспитать стремление создавать и сохранять свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы;
- сформировать у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- расширить знания и навыки по гигиенической культуре.
Задачи валеологического воспитания дошкольников:
- сформировать у ребенка потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
- сформировать систему знаний о здоровом образе жизни;
- сформировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья;
- сформировать нравственную культуру, самопознание, умения и навыки по физическому и нравственному самосовершенствованию и саморазвитию.
Центр здоровья в младшей группе
«Валеологический центр» или «Центр здоровья» является одним из средств воспитания культуры здоровья дошкольников. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и включает следующие объекты: познавательные, поисково-экспериментальные, наглядный материал об организме человека, правилах личной и общественной гигиены, безопасного поведения (энциклопедии, художественная литература, иллюстрации, развивающие игры, оборудование для опытов и т.д.).
Примерный перечень оборудования для оснащения валеологического центра в младших возрастных группах
Дидактические игры «Моё настроение», «Составь фигуру девочки (мальчика)»; «Наши зубки!», «Строение человека»; Кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки в сравнении); Набор лиц человека, изображённых с разной мимикой (для фланелеграфа); Сюжетные картинки с изображением движений ребёнка; Серии последовательных картинок на формирование КГН; Лэпбук «ЗОЖ».
Разрезные картинки на тему: «Изучаем тело человека»; Муляжи: строение тела человека; Шаблоны фигурок детей, взрослого человека; Дидактическая развивающая кукла Мойдодыр, Доктор Айболит или девочка Чистюля; Правила правильного питания.
В группе детей младшего дошкольного возраста система работы по формированию валеологических знаний построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей данного возраста, и опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика на основе упражнений детской хатха-йоги, обучение пониманию своего эмоционального состояния, наглядных дидактических игр. Большая роль в работе отводится созданию информационной «Среды здоровья» (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка в младшем дошкольном возрасте.
Основные направления формирования валеологических представлений у младших дошкольников:
- воспитание привычек личной гигиены;
- закаливание ребенка и его двигательная активность;
- профилактика и устранения вредных привычек;
- осуществление валеологического мониторинга;
- формирование элементарных валеологических знаний у дошколят.
Принципы организации работы воспитателя по формированию представлений о здоровом образе жизни
- Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практическими методиками. Принцип региональной специфики - обучение дошкольников с учетом климатических условий.
- Принцип вариативности - использование различных оздоровительных технологий в зависимости от задач образовательного процесса, особенностей развивающей среды группы.
- Принцип развивающего характера образования - развитие всей совокупности качеств личности ребенка и его развития.
- Принцип индивидуализации - организация образовательного процесса, при которой индивидуальный подход к дошкольнику и индивидуальная форма его обучения играет главную роль.
- Принцип интеграции - решение оздоровительных задач в системе всего воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Формы и виды деятельности при формировании ЗОЖ.
- Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
- Физкультурные занятия.
- Спортивные соревнования
- Театрализованная деятельность.
- Проектная деятельность. Презентации.
- Праздники и развлечения.
Основные методы и приемы формирования валеологических знаний у дошкольников
- Беседы. Проблемные и бытовые ситуации.
- Слушание художественных произведений, рассматривание иллюстраций.
- Утренняя гимнастика. Динамические паузы.
- Игры-релаксации.
- Пальчиковая и артикуляционная гимнастики.
- Дидактические настольные игры.
Беседа на тему «Строение тела человека»
Процесс формирования элементарных валеологических знаний у детей младшего дошкольного возраста осуществляется посредством игр валеологической направленности. В нашей группе разработана система дидактических игр по формированию валеологических представлений. Были изготовлены такие авторские игры, как «Оденься на прогулку», «Органы чувств», «Изучаем тело человека», «Витамины», «Съедобное и несъедобное», «Опасные предметы», «Что хорошо, что плохо». Весь игровой материал выполнен эстетично и качественно и находится в свободном доступе детей. По средствам дидактических игр дети формируют представления о здоровом питании, КГН, также знакомятся с основными правилами здорового образа жизни.
Дидактическая игра для детей I младшей группы «Изучаем тело человека» (разрезные картинки)
Цель и задачи: Формировать основополагающие позитивные достижения в развитии личности (образ Я), уважительное отношение и чувство принадлежности к своему и противоположному полу. Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе, толерантное отношение к мальчикам и девочкам. Развивать речь детей, закреплять в речи названия частей тела.
Ход игры
Расскажите ребенку о том, что человек - живое существо, которое имеет оболочку, как и у каждого живого существа - тело. Рассмотрите с ребенком картинку человеческого тела (мальчика и девочки), закрепите с ним название всех частей тела, попросите ребенка показать части тела на себе или же на другом ребенке. Предложите ребенку сложить разрезную картинку (мальчика или девочку) из частей картинки. Игра проводится за столом. Играть можно с 1, 2, 3 детьми. В процессе игры можно одному ребенку предоставить право контролировать правильность выполнения заданий игры другими детьми. Если игра проводится с двумя детьми, то выигрывает тот, кто правильно и быстро соберет картинку.
Валеология в детском саду
Наука валеология учит дошкольника заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм, предотвращая возможные заболевания. Так как валеология включает в себя целый комплекс наук, то дети помимо заботы о своем теле, учатся правильно выражать свои эмоции, чувства, заботясь о своем психоэмоциональном состоянии. Учатся не бояться опасностей вокруг, а остерегаться их и искать пути устранения, а также развивают потребность заботиться не только о себе, но и о людях вокруг.
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.