Продолжительность: 40 минут.
Цели и задачи:
- сформировать у учащихся представление о терроризме как историческом и политическом явлении;
- объяснить сущность терроризма, его виды и цели;
- осветить проблему терроризма в России и мире;
- формировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения;
- ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях теракта;
- развивать эмоциональную сферу учащихся, учить их сопереживанию и состраданию к людскому горю.
Оборудование:
- Компьютер (или ноутбук), проекционный экран, проектор, телевизор с USB.
- Мультимедиафайлы (презентация, видеоролик).
- Раздаточный материал.
- Для сценки: АК-74, граната, нож, пистолет.
- Оформление доски: тема, план, плакаты.
План.
- Организационный момент. Просмотр детских рисунков по теме мероприятия. /5 мин/
- Обзор крупных терактов. /7 мин/
- Правила поведения при обнаружении подозрительного предмета (просмотр видеоролика «опасная находка»). /5 мин/
- Правила поведения при террористическом акте (презентация). /8 мин/
- Сценка. /7 мин/
- Просмотр и изучение раздаточных материалов. /6 мин/
- Подведение итога. /2 мин/
Содержание мероприятия
Организационный момент
Учитель приветствует детей. Сообщает тему, цели, задачи и план проведения, демонстрирует рисунки, подготовленные детьми по теме мероприятия.
Перечень основных терактов последнего времени
Выступления заранее подготовленной группы обучающихся. (просмотр презентации).
1 сентября 2004 года в Беслане (Северная Осетия) отряд террористов под руководством Расула Хачбарова численностью более 30 человек осуществил захват здания средней общеобразовательной школы №1. В заложниках оказалось 1128 человек, в основном, дети. 3 сентября 2004 года была осуществлена стихийно начавшаяся операция по освобождению заложников. Итогом террористической акции стали 335 погибших и умерших от ран, в том числе 318 заложников, из которых 186 ‑ дети. Ранены 810 заложников и жителей Беслана, а также сотрудников спецназа ФСБ, милиции и военнослужащих.
23 октября 2002 года в 21 час 15 минут в здание Театрального центра на Дубровке ворвалась группа вооруженных боевиков во главе с Мовсаром Бараевым. В это время в ДК шел мюзикл "Норд‑Ост", в зале находились более 900 человек. Террористы объявили всех людей ‑ зрителей и работников театра ‑ заложниками и начали минировать здание. Террористы объявили себя смертниками и требовали вывода российских войск из Чечни. Утром 26 октября 2002 года спецназ начал штурм, во время которого был применен нервно‑паралитический газ, вскоре Театральный центр был взят спецслужбами. Мовсар Бараев и большая часть террористов уничтожены. Число обезвреженных террористов составило 50 человек - 18 женщин и 32 мужчин. Трое террористов были задержаны. В результате теракта погибли 130 человек.
11 сентября 2001 года девятнадцать террористов, имеющих отношение к ультрарадикальной международной террористической организации "Аль‑Каида", разделившись на четыре группы, захватили четыре рейсовых пассажирских авиалайнера в США. Террористы направили два из этих лайнеров в башни Всемирного торгового центра, расположенных в южной части Манхэттена в Нью‑Йорке. В результате этого обе башни обрушились, вызвав серьезные разрушения прилегающих строений. Третий самолет был направлен террористами в здание Пентагона, расположенного недалеко от Вашингтона. Пассажиры и команда четвертого авиалайнера попытались перехватить управление самолетом у террористов, лайнер упал в поле около города Шенксвилл в штате Пенсильвания. Жертвами терактов стали 2973 человека, в том числе 343 пожарных и 60 полицейских.
Назовите последние совершённые в мире теракты.
- 27 ноября 2009 года. Взрыв бомбы и сход с рельсов "Невского экспресса" - 700 пассажиров. 26 погибших и более сотни раненых.
- 29 марта 2010 года. Два взрыва террористок-смертниц в Московском метро. Погибло 44 человека и 88 ранено.
- 2011, 24 января - взрыв в аэропорту «Домодедово». Погибло 35, ранено 130 чел.
- 2012, 19 августа в населенном пункте Сагопши Малгобекского района Ингушетии террорист-смертник устроил взрыв на похоронах полицейского, погибшего в результате обстрела накануне. В результате подрыва погибли 8 человек, еще 15 человек были ранены. Все погибшие были сотрудниками структур МВД, пострадавшие - мирные жители, которые попали в эпицентр взрыва.
- 2012, 3 мая возле поста полиции на выезде из Махачкалы был совершен двойной теракт. Вначале взорвалась машина со смертником. Спустя небольшой промежуток времени прогремел второй взрыв - бомба была заложена в автомобиле "Газель". В итоге погибли 13 человек, более 100 пострадали.
- 2013, 13 декабря - взрыв в троллейбусе г. Волгограда. Погибло 11 чел. И ранено более 20.
- 2013, 29 декабря - взрыв на ж/д вокзале г. Волгограда. Погибло 15 чел., более 40 ранены.
- 2013, 21 октября - взрыв в маршрутном автобусе г. Волгоград. Погибло 7 чел., более 30 ранены.
Учитель беседует с детьми о том, как нужно себя вести, чтобы избежать или уменьшить риск террористического акта. Внезапно открывает жалюзи и указывает на подозрительный предмет (на подоконнике лежит коробка с надписью «БОМБА»). Также обращает внимание на заложенные заранее в аудитории (зале) «подозрительные» предметы (коробки, свёртки, пакты, сумки и т.д.) Далее - просмотр видеоролика «Правила поведения при обнаружении подозрительного предмета».
«Правила поведения при террористическом акте» (просмотр презентации)
Терроризм - политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror - страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение». Общепринятого юридического определения этого понятия не существует. В российском праве определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий.
Далее учитель анализирует ситуацию. Что теперь грозит преступникам?
Статья 205. Террористический акт.
- Террористический акт, т.е. совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях - наказываются лишением свободы на срок от8 до12 лет.
- Те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с применением огнестрельного оружия, - наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.
- Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет.
Примечание: Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
Ответственность предусмотрена также за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, а также содействие террористической деятельности.
Учитель просит открыть разложенный на партах раздаточный материал (папки по терроризму) и рассмотреть содержимое папок, повторить темы, затронутые в ходе мероприятия.
Итог
Учитель подводит итог мероприятия, анализирует работу участников, напоминает основные правила поведения в случае террористической угрозы.