Проектная деятельность на занятиях английского языка в системе дополнительного образования (из опыта работы)

Разделы: Иностранные языки, Дополнительное образование


Особенностью современного образовательного процесса является ориентация на личностно-ориентированное обучение. Во главу угла ставится личность ребенка, его способность самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, а затем применять полученные знания в жизни.

Одним из важнейших направлений личностно-ориентированного обучения является проектная деятельность, как способ развития творческих способностей и познавательной активности обучающихся.

Разработанный еще в первой половине двадцатого века метод проектов вновь приобрел свою актуальность в современном информационном обществе.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С.Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность обучающимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Метод проектов позволяет обучающимся выступать в роли авторов, проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная деятельность повышает творческий потенциал детей, расширяет не только их общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. Зачастую ребята не ограничиваются лишь учебником по английскому языку при подготовке проекта, а обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом и педагогом, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта.

В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. В своей работе я применяю проектную методику уже более 15 лет. При организации проектной деятельности на занятиях английского языка выделяю следующие этапы работы над проектом:

  • Подготовка к проекту (выбор темы, обсуждение проблемы).
  • Организация участников проекта (формирование групп, распределение обязанностей внутри группы)
  • Выполнение проекта (поиск информации, ее обсуждение, выбор способа представления проекта)
  • Презентация проекта (представление материала, защита проекта).
  • Подведение итогов проектной работы (оценивание работы).

Форму презентации обучающиеся выбирают сами. Презентация проектной деятельности возможна в разных вариантах. Это зависит от темы, цели и количества участников проекта. Демонстрация результатов может быть индивидуальной в виде рассказа, рисунка, стихотворения, открытки, электронной презентации, реферата, а может быть групповой, например, оформление плаката или коллажа, поздравления для учителей и родителей, спектакль, праздничный проект.

Для того чтобы максимально использовать воспитательный потенциал проектной деятельности, организую работу в данном направлении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их интересов и особенностей мотивационной сферы.

На занятиях практикую использование различных по длительности проектов: мини-проектов, рассчитанных на один урок или его часть, краткосрочных проектов, которые длятся 1-3 недели, а также долгосрочных проектов, требующих для их выполнения длительного времени (от 1-2 месяцев до полугода и более).

Проекты могут быть индивидуальными (например, коллаж или альбом "Разрешите представиться - это я", "Мое фамильное дерево", «Моя семья и спорт») и групповыми ("Мы о себе", "Наше любимое время года", «Праздники Великобритании»).

Для развития разного вида способностей и навыков обучающихся организую проектную деятельность, используя различные типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные; стараюсь подбирать определенный тип проекта в каждом конкретном случае.

Начинаю знакомство детей с элементами проектной методики с 1-го года обучения. В нашей студии английского языка "Friends" это первоклассники, т.к. обучение начинается с 1 класса. На 1-м году обучения использую в основном мини-проекты, при этом задания подбираю нетрудные, яркие, интересные, соответствующие уровню знаний и умений первоклассников.

Примеры проектов детей 1-го года обучения

1. "Мы анкетируем друг друга". Детям предлагаются различные варианты анкетного опроса, например:

а) "Опроси своих друзей и выясни, кто что умеет делать (кататься на лыжах, коньках, плавать, играть в футбол и т.д.). Заполни следующую таблицу (детям выдается распечатанная таблица с яркими картинками видов спорта):

б) "Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто что любит есть (пить) за завтраком (обедом, ужином).

2. «Я рисую чудо-дерево»

Данный проект дети выполняют на 1-м году обучения после прохождения тем «Цвета», «Еда», «Счет до 10», «Животные» и отработки простейшей лексики по теме «Природа». Инструкции детям даю на английском языке: "Please, draw the yellow sun! Draw the blue sky!.. Draw a big green tree. Please, draw 3 apples in the tree (5 lemons, 7 bananas и т.д.)". Под «чудо-деревом» прошу детей нарисовать трех животных на выбор и раскрасить их.

На следующем занятии дети защищают свой проект, рассказывая по-английски, что они нарисовали. После этого устраиваем выставку детских работ.

1-й год обучения мы заканчиваем по традиции постановкой музыкальной сказки на английском языке «Теремок» - "The House in the Woods", которая является по сути долгосрочным творческим коллективным проектом. Абсолютно каждый ребенок получает роль со словами, и часто наш теремок расширяется до невероятных размеров: в нем есть и кошка, и собака, и курочка с петушком, и цыпленок… Каждый ребенок получает возможность проявить себя на сцене. Дети с воодушевлением включаются в данный вид проектной деятельности: разучивают стихи и песни для музыкальной сказки, свои роли, придумывают сами, как их обыграть, часто вместе с родителями участвуют в изготовлении своих костюмов животных.

Данный творческий проект завершается презентацией коллективной деятельности - показом музыкальной сказки «Теремок» в концертном зале нашего Центра детского творчества на итоговом празднике Лета в конце учебного года, который по традиции проводится для родителей обучающихся, самих детей и других гостей праздника.

Такие коллективные проекты являются чрезвычайно плодотворными, они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество обучающихся, что является оптимальным условием формирования навыков устной коммуникации, социального взаимодействия и развития творческих способностей детей.

На 2-м году обучения проектная деятельность несколько усложняется и становится более разнообразной. Следует отметить, что проекты на 2-4-м годах обучения являются в основном краткосрочными продолжительностью 1-4 недели.

На предварительных занятиях я рассказываю ребятам о предстоящей работе, обязательно показываю проекты других ребят, сделанные ранее, даю рекомендации по оформлению работ. Прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, используемая в проекте. На 2-3 годах обучения дети выполняют проекты на альбомных листах А3или А4, оформляя свою работу с помощью собственных рисунков, аппликаций, фотографий по тематике проекта. Защита проектов проходит на занятии: ребенок представляет свою работу, а остальные дети задают на английском языке вопросы по ее содержанию. В последствии обязательно устраивается выставка проектных работ обучающихся.

Примеры проектов детей 2-го года обучения:

"My Family Tree"
(«Мое фамильное дерево»)

"My Family and Sport"
(«Моя семья и спорт»)

Примеры проектов детей 3-го года обучения:

"My Pet"
(«Мой питомец»)

"My Favourite Animal"
(«Мое любимое животное»)

.

.

Примеры проектов детей 4-го года обучения:

  1. «Моя школа»
  2. «Дом моей мечты»
  3. «Виртуальное путешествие в Лондон»
  4. «Мое хобби» и др.

Дети 2-4 года обучения с удовольствием участвуют в творческом проекте по страноведению - изготовлении своими руками открыток - «валентинок» к дню Св. Валентина - празднику страны изучаемого языка. Затем оформляется коллаж и проводится конкурс «валентинок». В роли членов жюри выступают старшие обучающиеся студии - ученики 7-9 классов, которые очень ответственно относятся к этому поручению.

Начиная с 4-5 годов обучения, ученики оформляют материалы своей проектной деятельности при помощи информационно-компьютерных технологий.
Ребята сами набирают тексты проекта на компьютерах, совершенствуют навыки работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными версиями англо-русских и русско-английских словарей, учатся делать компьютерные презентации в PowerPoint.

В течение года обучающиеся данного возраста создают информационные проекты по темам «Здоровый образ жизни», «Известные люди страны изучаемого языка», «В мире английской литературы», «Виртуальное путешествие по англоговорящим странам» и другие.

Каждый год в апреле в нашей студии английского языка "Friends" проводится традиционный экологический фестиваль, приуроченный к международному дню Земли, где обучающиеся базового и углубленного уровня, начиная с 5 класса, выступают с защитой своих проектных работ на английском языке по темам «Наш дом Земля», «Животные в опасности».

Еще одним примером долгосрочного коллективного творческого исследовательского проекта, подготовленного обучающимися нашей студии, может служить литературно-музыкальная композиция «Не убивайте мир!» - "Don't kill the world!".

Обучающиеся сами сделали «Книгу Земли», подобрали уникальный материал об исчезающих видах животных и растений, цифры и факты, которые просто никого не могли оставить равнодушными.

Коллектив учащихся нашей студии "Friends" с данной композицией стал Победителем городского фестиваля в жанре «Страноведение».

Театральные постановки и инсценировки на английском языке также являются примерами проектной деятельности. Каждый учебный год в студии английского языка "Friends" завершается постановкой мюзикла или сказки - презентацией коллективного творческого проекта. Это и традиционно исполняемая первоклассниками сказка «Теремок» (речь о ней шла выше), и музыкальная «Сказка о курочке Джейн», и мюзикл «Великан-эгоист» по О.Уайльду и другие постановки, которые с успехом прошли на сцене нашего Центра детского творчества.

Ежегодно в конце декабря проводится новогодний праздник студии английского языка "Friends", в котором принимают участие практически все обучающиеся с1 по 11 класс - более 100 человек. Это еще один пример коллективного творческого проекта. Представление организуется для младших школьников и сопровождается мультимедийной презентацией, приглашаются зрители. Обучающиеся 7-11 классов участвуют в написании сценария, помогают в организации и проведении праздника, исполняют роли ведущих, Санта Клауса, Снегурочки и деда Мороза. В течение 1,5 часов дети совершают виртуальное путешествие по новогодней планете, читают стихи, исполняют песни, танцуют, участвуют в конкурсах. Каждый ребенок получает шанс проявить себя на сцене, раскрыть свои способности. Такого рода творческий проект имеет огромное воспитательное значение, т.к. содействует развитию творчества и фантазии детей, их коммуникативных способностей, стимулирует интерес обучающихся к изучению английского языка, а главное - позволяет раскрыть личностные качества и таланты каждого ребенка.

На протяжении многих лет наши ученики принимают активное участие в различных городских конференциях, фестивалях и конкурсах, где успешно выступают со своими исследовательскими проектами, становясь победителями и призерами, лауреатами и дипломантами.

Практика публичной защиты проектных работ на различного рода конкурсах и конференциях имеет огромное воспитательное значение для обучающихся, т.к. помогает им развить умения аргументировать и связно излагать свои мысли, улучшить навыки владения ораторской речью, преодолеть страх выступления перед большой аудиторией слушателей, а главное - поверить в себя, свои силы и возможности.

Большой популярностью среди наших обучающиеся пользуются и различные творческие проекты, в которых дети с радостью принимают активное участие. Примером может служить Конкурс чтецов в рамках Фестиваля юных лингвистов, в котором обучающиеся выступают со своими творческими проектами - инсценировками стихотворений на английском языке. С помощью педагога и родителей дети переводят текст оригинала на русский язык тоже в стихотворной форме, участвуют в подборке музыкальных сопровождений и создании мультимедийных презентаций к стихам. Дети неоднократно становились победителями, лауреатами и дипломантами фестиваля в данной номинации.

В течение ряда лет наши ученики участвуют в Московском открытом конкурсе детско-юношеского литературного творчества "Волшебное слово" с творческими проектами, конечным продуктом которых является художественный перевод литературного произведения с английского языка на русский.

Многие проекты наших обучающихся опубликованы в печатных изданиях городского и всероссийского уровня, а также в электронных СМИ - в материалах всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» (2009-2016 гг), на различных всероссийских сайтах в сети Интернет.

Публикация своих работ для ребят - мотивация к дальнейшему изучению предмета, стимул к дальнейшей творческой и исследовательской деятельности.

В 2020-2021 годах проектная деятельность в нашей студии английского языка "Friends" была организована в рамках дистанционного обучения с широким применением ИКТ технологий. Мы с обучающимися освоили новый вид проекта - телекоммуникационный творческий учебный проект. Примером такого проекта может служить коллективный видеопроект "StayatHome: theHealthyWayofLife", выполненный учащимися 5 класса на английском языке. Каждый ребенок выбрал одно из «золотых правил» здорового образа жизни, самостоятельно раскрыл его суть на английском языке, обыграл в позитивном юмористическом стиле и подготовил видеофрагмент. Стоит заметить, что родители обучающихся помогали им в организации и проведении видеосъемки. В последствии все отдельные видеофрагменты детей были объединены в один видеофильм «Здоровый образ жизни: всегда и везде», который впоследствии был опубликован в электронных СМИ.

Еще одним примером творческого телекоммуникационного проекта может служить коллективный проект «Помните!», подготовленный обучающимися 5 класса и посвященный годовщине победы в Великой Отечественной войне. Данный видеопроект был также опубликован.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что использование технологии проектной деятельности на занятиях английского языка дает возможность реализовать именно те подходы к обучению и воспитанию, которые помогают ребенку раскрыть свой творческий потенциал и самореализоваться.

Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:

  • значительное повышение уровня владения языковым материалом, совершенствование устной и письменной речи, развитие коммуникативных навыков;
  • повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка;
  • повышение уровня самостоятельности обучающихся и их творческой активности, уровня сплоченности коллектива; повышение общего интеллектуального развития обучающихся, расширение их кругозора.

Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать. Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

Список используемой литературы

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М: АРКТИ, 2004.
  2. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центp Академия. 2000.
  4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала "Методист"./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. - М.: АМК и ПРО, 2004.
  5. Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка / О.В.Теслина // Иностранные языки в школе. - 2002. - №3. - С. 41-46.
  6. Цимбал А.М. Проектная технология в основной и старшей школе в процессе преподавания английского языка. Критическое мышление. Гражданское образование. - Х.: Вид. группа "Основа"; 2008 - 173с.
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_проектов