Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие маленькой мышки". Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Цель: закрепление правильного произношения звука [ш] в слогах и словах.

Задачи:

  • развивать артикуляционную моторику (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх);
  • закрепление изолированного произношения звука [ш];
  • учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах;
  • развивать фонематический слух, фонематическое восприятие (определять наличие звука [ш] в слогах и словах);
  • упражнять в образовании множественного числа имен существительных;
  • развивать слуховое внимание, память, мелкую и крупную моторику.

Материалы к занятию:

  • игрушка мышки, карта с нарисованным домиком, дорогой, болотом, магазином, карточки с артикуляционной гимнастикой «Заборчик», «Окошко», «Лопата», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Фокус».
    Предметные картинки: мышь, малыш, душ, карандаш, камыш, шуба, машина, ракета, шапка, сапоги, шарф.
    Предметные картинки с предметами во множественном числе: шапки, шарфы, шубы, подушки, башмаки, шляпы, карандаши, игрушки, шоколадки, шары. Простой карандаш.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: «Сегодня к нам в гости придет гость. Отгадай загадку и ты узнаешь кто это».

Живет в норке,
Грызет корки.
Короткие ножки,
Боится кошки.
(Мышка)

Логопед: «Молодец! Маленькая мышка приглашает тебя в путешествие. Чтобы не заблудиться у мышки есть карта, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. В путешествии надо будет выполнять много разных и интересных заданий. Посмотри, здесь на карте все нарисовано. Что ты видишь в самом начале»?

Ребенок: «Дом».

1 часть. Выполнение артикуляционной гимнастики

Логопед: «В этом доме за высоким забором живет мышка. Зайдем к ней в гости».

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.

  • У мышки высокий забор. Упражнение «Заборчик». Улыбнись, поставь зубки на зыбки и удержи данное положение до пяти.
  • Мышка проснулась и открыла окошко. Упражнение «Окошко». На счет раз открываем рот (окошко открыто), на счет два закрываем рот (окошко закрыто).
  • Мышка захотела выйти на крылечко. Упражнение «Лопата». Улыбнись, положи широкий передний край языка на нижнюю губу. Удержи его в таком положении под счет от одного до пяти.
  • Пошла мышка пить чай из чашечки. Упражнение «Чашечка». Улыбнись, приоткрой рот, высуни широкий язык вперед и загни края языка вверх. Удержи до пяти.
  • Мышка пила чай с вкусным вареньем. Упражнение «Вкусное варенье». Улыбнись, приоткрой рот и широким передним краем языка оближи верхнюю губу. Делай движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
  • Потом мышка решила немного поиграть с пушинкой. Упражнение «Фокус». Улыбнись, приоткрой рот, положи широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты, а посередине языка был желобок. Постарайся сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти посередине языка, тогда ватка подлетит вверх.

Логопед: «Ты отлично справился с заданием. Давай начнем путешествие».

2 часть. Изолированное произношение звука [ш]

Логопед: «Посмотри возле домика дорожка. Она вся усыпана сухими листочками. Давай попробуем прошуршать как листочки : ш-ш-ш ( ребенок повторяет 5 раз).

Мышка побежала по дорожке и листочки опять зашуршали. Как они шуршат»?

Ребенок: произносит несколько раз звук [ш], имитируя шорох сухих листьев.

Логопед: «Давай побежим за ней дальше. Посмотри, листочки переворачиваются, а на них картинки: мышь, душ, камыш, малыш, карандаш. Поиграем в игру «Добавь звук [ш]». Я начинаю, а ты добавляешь звук [ш] в конце слова. Показывает картинку мыши, душ и т.д.

Логопед: «Мы…

Ребенок: ш

Логопед: Ду…

Ребенок: ш

Ребенок повторяет упражнение еще несколько раз с другими картинками.

3 часть. Автоматизация звука [ш] в слогах

Логопед: «Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь болото и тут растут камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай и прошурши, как они.

Логопед:

ша-ша-ша;
шо-шо-шо;
шу-шу-шу;
ше-ше-ше;

Ребенок повторяет услышанные слоги.

Логопед: «А кто же тут прячется в камышах? Показывает картину утки. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает.

Ребенок показывает, как летает утка.

Логопед: Повтори:

аш-аш-аш,
ош-ош-ош,
уш-уш-уш,
ыш-ыш-ыш.

Ребенок:

аш-аш-аш,
ош-ош-ош,
уш-уш-уш,
ыш-ыш-ыш.

4 часть. Физкультминутка

Логопед: «Давай поиграем с мышкой, она очень любит играть. Надо только встать из-за стола». Проводится физкультминутка.

«Вышла мышка поиграть»

Вышла мышка погулять - Шаги на месте.
Раз, два, раз, два.
Пошалить и поиграть, Вращение кистями по кругу.
Раз, два, раз, два.
Правой лапкой топнула. Топает правой ногой.
Топ, топ, топ.
Левой лапкой топнула. Топает левой ногой.
Топ, топ, топ.
Сыр на полке увидала, Поднимает руки вверх.
Лапки вверх к нему подняла.
Тянется - потянется- Тянется вверх на носочках.
Сыр ей очень нравится.
Кусочек утащила - Опускает руки вниз.
Вниз лапки опустила.
Рады лакомству мышата- Хлопает в ладоши.
Хлопают в ладошки.
Оглянулись - а за ними
Наблюдает кошка! Поворачивают голову назад.
Мышки испугались - Складывает руки домиком над головой.
В норки разбежались.

5 часть. Автоматизация звука [ш] в словах

Логопед: «Что подсказывает нам карта? Впереди река. Чтобы реку надо построить мостик.

Мостик мы будем строить из картинок, в названии которых слышится звук [ш].

Выбери нужные картинки и выложи из них мостик, чтобы мышка перешла по нему через речку.

Ребенок: выбирает картинки, называет предмет и определяет на слух есть в данном слове звук [ш], или нет. Картинки: шуба, машина, ракета, шапка, камыш, сапоги, шарф.

Выкладывает мостик из картинок.

Логопед: «Мышка по мостику пробежала и забежала в магазин. А там она накупила всего очень много. Посмотри и скажи чего она купила много. Я начну, а ты продолжи. Показывает картинки, а ребенок проговаривает».

Ребенок: «много шапок, много шарфов, много шуб, много подушек, много башмаков, много шляп, много карандашей, много игрушек, много шоколада, много шаров».

Логопед: «Мышка так обрадовалась, что у нее столько покупок и захотела вернуться домой. А как же вернуться домой? Карта нам поможет. На ней есть короткий путь, он обозначен еле заметной линией. Тебе понадобится карандаш, чтобы помочь мышке.

Проведи дорожку карандашом по пунктирной линии. Руку старайся не отрывать».

Ребенок: проводит карандашом по пунктирной линии. Провожая мышку домой.

Логопед: «Вошла мышка в дом и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.

Рисуют дружно малыши,
У них в руках…. карандаши.

Носит яркий гребешок
Наш веселый….петушок.

Вот бежит малышка -
Серенькая ….мышка.

Зашуршали тихо шины -
Это едет к нам ….машина.

Мама просит Машу:
Свари братишке…кашу.

Итог занятия

Логопед «Вот и закончилось наше путешествие с мышкой. Ты молодец, очень хорошо ей сегодня помогал, справился со всеми заданиями. А какой звук помогал тебе на нашем занятии?

Ребенок: звук ш-ш-ш.