Младший возраст знаменует развитие всех познавательных сфер ребенка. Все чаще, педагоги дошкольных организаций встречаются с проблемами непосредственно речевого развития детей данного возраста. Наиболее эффективно развивать речь, а в некоторых случаях «запустить речевые способности детей 3-4 лет» помогает систематическое использование пальчиковых игр.
Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука - это инструмент всех инструментов» и он был прав.
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка. Проблему развития речи детей младшего дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных на данный момент, поскольку именно речь является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку известно, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.
Методическая разработка «Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики» рассчитана на детей от 3 лет. В силу своего возраста овладения детьми общей и мелкой моторики пальцев рук представляют некоторые трудности. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию, аппликации). Психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковые игры с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся и вызывают положительный эмоциональный отклик. Разнообразие заданий, их проблемный характер и игровая направленность, позволяют повысить интерес к разучиванию более сложных упражнений и способствуют лучшей ориентировке в повседневной жизни. Поэтому рекомендуется использовать пальчиковую гимнастику перед проведением практической деятельности по обучению самообслуживания или занятий НОД в детском саду.
Цель методической разработки - развитие мелкой моторики пальцев рук через использования пальчиковой гимнастики в непосредственной образовательной деятельности в детском саду.
Задачи:
- налаживание контакта, эмоционального общения педагога и ребенка;
- учить подражать движениям рук педагога;
- развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук;
- развивать согласованность движений обеих рук;
- сочетать игры и упражнения для развития моторики пальцев с речью;
- развивать внимание, зрительное восприятие, речь;
- воспитывать любовь к малым фольклорным жанрам и русским народным сказкам.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. При недостатках развития мелкой моторики руки дети:
- неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);
- испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры);
- отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом;
- очень медлительны.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т.д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
«Пальчиковые игры» отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр», повторяя движения педагога, обучающиеся активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость пальцев, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, а также способность мобилизоваться, сосредоточиваться и расслабляться.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры - это пальчики. К тому же в игровой форме легче закреплять знания об окружающем мире. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», знакомиться с названиями и особенностями поведения животных, закреплять порядковый счет до десяти.
Картотека пальчиковой гимнастики, содержит описание игр, где используются такие упражнения, как легкое постукивание кулачками друг о друга, сгибание обеих рук в локтях и попеременное их вытягивание вперед. Представленные пальчиковые игры расположены по темам: моя семья, животные, времена года, предметы питания и одежды.
Таким образом, при разучивании пальчиковых игр и многократном повторении малых фольклорных жанров в стихотворной форме, наиболее легкой для запоминания, формируются связи в головном мозге, между развитием мелкой моторики кисти руки, сенсорным восприятием и развитием речи. Пальчиковая гимнастика может использоваться как хорошее лечебное средство при различных заболеваниях, например при повышенной возбудимости: во время игр с пальчиками, воспитанники незаметно для самих себя отвлекаются от всех посторонних мыслей. Они заняты только работой, которую делают и на время забывают о своих недостатках.
Комплекс веселых и полезных пальчиковых игр станет хорошим подспорьем для воспитателей, логопедов дошкольных учреждений, и специалистов, работающих в коррекционных школах, педагогов дополнительного образования, а так же для родителей, желающих самостоятельно играть и заниматься со своими детьми дома.
Методические рекомендации
Используя пальчиковые игры необходимо придерживаться двух принципов обучения - это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволит разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- пальчиковые игры могут дать пищу для ума;
- они всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- они могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- играя в эти игры, все специалисты, работающие с реабилитантами, незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать, обучающемуся самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Прежде чем выполнять игру с пальчиками, включите не громкую расслабляющую музыку. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать своей новизной. Если ребенок возбужден, то включите ласковый плеск волн, пение птиц - это снимет психическое напряжение, успокоит.
Пальчиковые игры проводятся индивидуально или с подгруппой детей. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
Развитие речи и мелкой моторики посредством пальчиковой игры невозможно без руководства педагога. Для проведения данной работы необходимо использовать различные методы и приемы: наглядный метод работы - показ, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики; словесный метод работы - проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики; заучивание наизусть стихотворений, потешек; практический метод работы - пальчиковая игра.
Использование данных методов даёт положительный результат:
- улучшение качества речи;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание;
- развитие эмоциональной сферы.
Этапы разучивания игр:
- Педагог сначала показывает игру с пальцами сам.
- Педагог показывает игру, манипулируя пальцами и рукой обучающегося.
- Педагог и обучающийся выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.
- Ребенок выполняет движения с необходимой помощью педагога, который произносит текст.
- Ребенок выполняет движения самостоятельно, текст произносят вместе.
Сначала нужно подбирать такие игры, в которых предусмотрено взаимодействие руки обучающегося и взрослого. Именно на этом этапе больше всего требуется помощь. Нужно помочь правильно сложить руку, показать сначала движения на своих пальцах, а затем придать такое же положение кисти обучающегося. Не нужно демонстрировать человеку неспособность или неумение, напротив, необходимо вселить уверенность в то, что у него со временем все получится. Как выбрать время для игры? Огромное преимущество перед другими видами развивающих занятий имеет пальчиковая гимнастика. Играть с пальчиками можно тогда, когда появилось желание это делать. Ведь пальчики всегда с собой.
Новое упражнение нужно выполнять в медленном темпе. Слова, сопровождающие движения произносятся четко, неторопливо. При сопряженном произношении обучающиеся усваивают просодические компоненты речи: темы, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, логическое ударение, учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как единое целое, плавно, с выразительным интонированием. Из произведений детской литературы подбираются тексты, имеющие воспитательные ценности, отличающиеся динамизмом, глагольной лексикой, четкой последовательностью событий, действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Дети участвуют в хоровой драматизации, затем, переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью педагога и самостоятельно. Как результат не только развитие мелкой моторики, но и накапливание предметного, глагольного словаря по теме.
Подбирайте игры, которые окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте ставить пальчики как положено. Если снова не выходит - упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.
Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое упражнение имеет название, выполняется 2-3 раза.
Пальчиковая гимнастика может использоваться в работе в разные промежутки времени: в режимных моментах, в утренний и вечерний отрезок времени, а также во время прогулки.
Во время занятия нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности, соблюдать следующие принципы: доступность; безопасность; разнообразность упражнений.
Умелыми пальцы становятся не сразу.
В самом начале любого занятия нужно пальчики разогреть: разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла, несколько раз согнуть и разогнуть их. Тренировку осознанных движений пальцев рук нужно начинать с поглаживаний, разминания, потирания ладоней друг о друга, пощипывания, массажа кистей рук и каждого пальчика, каждой фаланги - именно эти движения составляют основу большинства игр.
В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков (все вместе или поочередно). Обратите внимание на активность безымянного пальца и мизинца. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
Не ставьте несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у людей с ОВЗ ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Произносить тексты пальчиковых игр педагог должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают к творчеству. Именно, осознание личных индивидуальных достижений, оцениваемых обучающимся как успех, как маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения в этом направлении. Ситуация успеха концентрирует в себе несколько воспитательных влияний, определяющих педагогическую эффективность в обучении пальчиковым играм:
- Во-первых, успех порождает чувство удовлетворения деятельностью и желание ее повторения.
- Во-вторых, успех повышает самооценку и достоинство личности.
- В-третьих, успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности.
- В-четвертых, повышает социально-психологический климат в группе.
- В-пятых, успех становится сильнейшим средством личностного развития людей с интеллектуальной недостаточностью.
Использование вариативности выбора и творческий подход педагога к проведению пальчиковых игр, поможет ускорить формирование связи «мозг - рука - речь».
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
- Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
- Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений.
- Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
- У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
- Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
- Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков.
- В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.
- Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.
Группы и виды пальчиковых игр
Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы:
I группа. Упражнения для кистей рук.
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключатся с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические.
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук (Приложение № 1)
В настоящее время, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности - кисти руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка. Речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от - пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции как речь.