Тренинги со школьниками 7–11 лет

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: тренинг


Правила тренинга с подростками.

  1. Больше получает тот - кто больше даёт.
  2. Говорит только один человек, его не перебиваем, слушаем.
  3. Вежливость - привилегия царских особ.
  4. И последние обязательно станут первыми.
  5. Мы не на уроке - оценок не будет.
  6. Каждый человек имеет право на свое мнение.
  7. Предлагать только себя!

Упражнения для коррекции поведения

Упражнение «Интервью»

Цель: знакомство участников группы.

Участники разбиваются по парам. Задача - познакомиться друг с другом, поочередно исполняя роль интервьюера. Вы можете спрашивать друг у друга о том, что считаете возможным, интересным и необходимым для знакомства.

В течение 10 минут интервью берет один человек, затем участники меняетесь ролями. По окончании беседы происходит представление всем друг друга. Примерный перечень вопросов может быть таким:

  1. Твое имя?
  2. Любимый цвет?
  3. Любимая пора года?
  4. Любимое имя: мужское, женское?
  5. Что ты больше всего ценишь/не ценишь в других людях?
  6. Чего ты больше всего боишься?
  7. Чем тебя легко огорчить?
  8. Чем тебя легче всего обрадовать?
  9. Чем ты любишь заниматься, когда остаешься один?

Игра «Рай и ад»

Цель: учить детей разрешать конфликтные ситуации, не прибегая к насилию и дракам; учить признавать свою долю ответственности за возникновение конфликта и находить пути примирения.

Ход проведения

Выступающий: один молодой воин пришёл к мудрому старцу и спросил: О, мудрец, раскрой мне тайну жизни.В чем разница между раем и адом?»

Мудрец помолчал секунду и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Человек, подобный тебе, никогда не сможет понять этого. Ты слишком невежествен!»

Услышав эти слова, молодой воин извинился за горячность, спрятал меч и сказал: «Ты прав. Наверное, я действительно еще слишком глуп, если не смог увидеть разницу между ответом и грубостью.» - «А вот то,что ты принял мои слова, - это и есть рай», - сказал мудрец.

Услышав такой ответ,молодой воин стал злым и свирепым, словно лев. «да за такие слова я готов тебя убить!» - заорал он и тут же схватился за меч. Но в это мгновение мудрец сказал: «Мои слова не были прямым ответом на твой вопрос. Так я хотел узнать, как ты реагируешь на грубость. Твоё желание убить меня за грубость показало мне, что ты живёшь по принципу «око за око, зуб за зуб». А это и есть ад! Потому что на твою силу, злобу и агрессию я могу ответить тем же. Но разве можно будет тогда увидеть конец обидам, гневу и злости?» Услышав эти слова, молодой воин извинился за горячность, опустил меч и сказал: «Ты прав. Наверное, я дествительно еще слишком глуп, если на смог увидеть разницу между ответом и грубостью».

- А вот тебе и вторая половина ответа: «Рай - это когда человек готов протянуть руку в знак примирения. Именно в этом его сила и мудрость».

Обсуждение:

  1. Почему старец сказал, что насилие, агрессия - это ад?
  2. Что ты делаешь, когда кто-нибудь хочет что-то отобрать?
  3. Что ты делаешь, когда кто-то обижает тебя словом?
  4. Драка- это хороший способ разрешить спор?
  5. Что ты можешь сделать, чтобы спор не превратился в драку?
  6. Как ты думаешь, прощение - это признак силы или слабости?
  7. Почему так важно прощать других?

Выводы: Только слабый человек живет по принципу: «око за око, зуб за зуб», сильный всегда готов протянуть рук в знак примирения.

Упражнение «Я сильный - я слабый»

Ведущий: я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения.

(имя ребёнка), вытяни пожалуйста вперёд руку. Я буду опускать твою руку вниз, нажимая сверху. Ты должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно «Я сильный!» Теперь делаем то же самое, но ты должен говорит: «я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло....

Обсуждение: какие твои ощущения? Когда было легче?

Вот видите, как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Упражнение «Драка»

Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снятие эмоционального напряжения и выражение агрессии, которую тревожные дети стараются никогда не выплёскивать.

Проведение: Помогите ребёнку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую трёпку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребёнок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш ребёнок, сильно сжав зубы)

От волнения перед дракой ребёнок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребёнок и расслабился (пусть ваш ребёнок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.

Игра «Давай поругаемся!»

Цель: Игра направлена на снятие психоэмоционального напряжения.

Помогает трансформировать негативные эмоции в конструктивное взаимодействие. Также способствует развитию творческого мышления и расширению словаря ребенка.

Психолог предлагает ребенку «поругаться», при этом обзывать друг друга можно только овощами и фруктами. Потом психолог предлагает «хвалить» друг друга, называя разными цветами.

Упражнение «Ящик с обидками»

Цель: посредством активных действий выплеснуть негативные переживания.

Материалы: картонный ящик и газета.

Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику.

Когда ребёнок устанет и немного успокоится, можно вместе с ним собрать бумажные комки и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.

Упражнение «Скульптура чувств»

Сейчас вы будете работать в по 3 человека. Один человек - скульптура, другие - скульпторы. Скульпторы в тайне от скульптуры получают задание вылепить эмоцию, без слов. Они ставят статую в нужную позу, придают лицу нужное выражение. От скульптуры требуется только одно: назвать себя, т.е. указать какое чувство выражается данной позой и мимикой. Если ответ совпадет с заданием, то «скульптура» отправляется на выставку шедевров. Если зрители тоже угадали название скульптуры, то авторы получают звание «Лучшие выразители чувств».

Музыка

Список чувств:

  1. Вина
  2. Гордость
  3. Злость
  4. Грусть
  5. Любопытство
  6. Радость

Вопросы для анализа: Какую эмоцию было легче угадать? Трудно ли было выполнять задание?

Оказывается, ребята, умение разбираться в чувствах других людей помогает человеку читать мысли и даже предвидеть будущее.

Упражнение «Вместо ссоры - помирились»

- Разбейтесь на пары, повернитесь друг к другу спиной. Представьте себе, что вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Пальцы сожмите в кулаки, глубоко вдохните, сожмите челюсти, затаите дыхание, надуйте щеки. Надуйте щеки как можно сильнее. Затем быстро развернитесь к тому, кто с вами в паре, и пальцами «сдуйте» его надутые щеки. Смешно, весело, ругаться уже неохота. Ура! Можете обнять своего друга.

Анализ упражнения: - Какие чувства вы испытывали, стоя спиной друг к другу? А какие - после того, как развернулись и «сдули» щеки друга?

Завершение занятия

Притча о гвоздях

«Я хочу пожелать тебе» в кругу.