В настоящее время перед школой стоит цель построения образовательного процесса таким образом, чтобы формировать у учащихся готовность к саморазвитию, непрерывному образованию посредством активной учебно-познавательной деятельности. Приоритетные задачи образования: развитие у детей нравственности, креативности, богатого духовного мира, потребности в самоактуализации, самосовершенствованию, именно развитие личности каждого ребенка - это может быть достигнуто средствами искусства, которое дает возможность создать условия для формирования личностных качеств и познавательных универсальных учебных действий школьников. Создавать атмосферу творчества и проявления личности учащегося, как «творца» идеи возможно на уроках музыки и изобразительного искусства. Реализация этих задач осуществляется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий является проектная методика.
Метод творческого проекта является незаменимым инструментом в изучении предметов искусства. Так как на уроках искусства происходит созидание через творчество, разнообразные виды художественной деятельности, позволяющие каждому ребенку раскрыть свой внутренний мир, способность создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому ведущую роль должны играть творческие методы обучения.
Образовательные программы учебных предметов «Музыки» и «Изобразительного искусства», выстроенные по принципу тематизма, позволяют проводить интеграцию между этими областями, через создание интегрированных творческих проектов осуществляемых посредством активной учебной деятельности учащихся.
Опыт работы в школе показал, что создание таких проектов позволяет сгенерировать благоприятную среду для развития личностного творческого потенциала каждого учащегося.
В завершении учебного года, в рамках образовательной программы учебного предмета «Музыка» в заключительной теме «Синтетические виды искусства», «Я - артист» нами была проведена работа над творческим проектом «Театральное закулисье», где продуктом являлось постановка музыкального спектакля мюзикла А.Ермолова «Волк и семеро козлят на новый лад». В постановке спектакля участвовали дети 1-х классов.
Проблема изучения темы «Синтетические виды искусства» заключается в сложности особенностей музыкально театрального жанра, таких, как опера, балет и мюзикл. Изучение содержания материала, понимание учащимися сложности жанра, особенности его воплощения в жизнь на сцене, особенности профессий театра, реализующих постановку спектакля, осуществлялось через погружение учащихся в художественно-творческий процесс, где каждый ребенок получил свою роль не только, как артист, но и роль художника-оформителя, дизайнера и костюмера, интегрировав в активной деятельности музыку и изобразительное искусство.
Таким образом целью данного творческого проекта стало: создание условий для формирования у детей основ музыкально-художественной и эстетической культуры посредством постановки музыкального спектакля.
Задачи:
- раскрытие роли взаимодействия музыкального и изобразительного искусства в театральной постановке.
- приобретение новых знаний и умений о театральном искусстве посредством художественно-творческого процесса, через активную деятельность учащихся.
- овладение средствами и приемами музыкально-художественного оформления спектакля.
Важной задачей в подготовке и реализации этого творческого проекта - постановки музыкального спектакля было, создать условия для творческой деятельности каждого учащегося для формирования компетентностей детей в области музыкального и изобразительного искусства. Развития музыкальных способностей детей: музыкального слуха и чувства ритма, умения двигаться под музыку и эмоционально переживать ее. Развития способностей в области изобразительного искусства, декоративной и конструктивной деятельности. Все это удовлетворяет духовно-эстетические потребности каждого ребенка, обогащает эмоциональную сферу, развивает образное представление и фантазию.
На подготовительном этапе были распределены роли постановки и организации музыкального спектакля с учетом индивидуальных музыкальных способностей, интересов и жизненного опыта каждого учащегося. Были сформированы группы по интересам по реализации спектакля необходимых творческих профессий (помощники режиссера, художники по декорациям, костюмам, гриму, художники по рекламе: афиша и пригласительные билеты).
На основном этапе постановки спектакля огромную роль сыграли различные специфические методы и приемы, техники формирования знаний, умений и навыков областей музыкального и изобразительного искусства.
В процессе разучивания сольных, хоровых партий, работы над ролью каждого учащегося и постановки сцен не мало важную роль играют методы и приемы работы над дыханием, дикцией, звукообразованием, подачи звука и актерским мастерством.
Представляем некоторые приемы используемые при организации подготовительного этапа репетиций в постановке спектакля.
Работа над дыханием
«Мыльные пузыри» Участник делятся на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились, как можно больше и отрываясь от соломинки улетали. Вторая команда следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э. Фаджен «Мыльные пузыри» [5]
- Ой, какие!
- Ой, смотри!
- Раздуваются!
- Летят!
- Отрываются!
- Блестят!
- Мой со сливу!
- Мой с орех!
- Мой не лопнул дольше всех!
«Три вида выдыхания»
1-й вид обслуживает спокойную, плавную, звучащую речь:
Свистит ветер -ССССССССС…
Шумят деревья - ШШШШ……
Летит пчела - ЖЖЖЖЖЖ…….
Комар звенит - ЗЗЗЗЗЗЗЗ
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь:
Работает насос - С!С!С!С!
Метет метель - ШШШШ!
Сверлит дрель - ЗЗЗЗЗЗЗ!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе:
Кошка сердится - Ф!Ф!Ф!Ф!
Пилит пила - С!С!С!С!
Заводится мотор - Р!Р!Р!Р!
Артикуляция и дикция
В сценической речи используются чистоговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания [2].
Работа над чистоговорками:
- в ритмическом сопровождении (с перкуссией тела). Участники встают в круг, чтобы видеть друг друга (движения синхронные) проговаривают текст в заданном ритме
- заполнение сцены. Движение по сцене с проговариванием чистоговорки (каждый участник двигается по сцене, не сталкиваясь друг с другом (чертим траекторию движения).
- пропевание скороговорок и чистоговорок на разные интервалы с теми же задачами движения по сцене
- «Сплетня» С помощью интонирования разных чистоговорок участники передают новость с разными эмоциями (испуг, гнев, радость, возмущение и т.д.)
Пример: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»
Диалоги: «Расскажите про покупки!
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки мои
Упражнения со звуком (звукообразование и подача звука, развитие интонации)
- «Я» - приветствие» (из упражнений Е.Ласковой) Учащиеся деляться на два полукруга (встают напротив). Каждый, по очереди, прикладывает руку к груди. Затем выбрасывает медленно ее вперед и вверх со звуком «Я». Задача послать звук вместе с рукой как можно дальше с постепенным движением голоса на верх (от грудного резонатора в головной).
- «Музыкальный волейбол» Участники делятся на две команды. Каждая команда голосом попеременно перекидывает воображаемый мяч на слоги (интонационно поступенное движение вверх и вниз в пределах октавы). Сочетание согласных с гласным: РИ; РЭ; РА; РО; РУ
- Распевка - игра. Интонируя на разные интервалы (в пределах квинты), учащиеся изображают воображаемое действие попевки
Ра- ра-ра - вот высокая гора.
Ро-ро-ро - у Тани новое ведро.
Ру-ру-ру - мышка спряталась в нору.
Ры-ры-ры - у нас воздушные шары.
Ре-ре-ре - спит собака в конуре.
Ри-ри-ри - загорелись фонари.
Рю-рю-рю - я в окошко посмотрю
Ря-ря-ря - мы поймали пескаря.
Развитие масочного звука
«Колокола».Участники имитируют голосом звучание большого колокола: бом-м!.. бом-м-м!.. бом-м-м!.. Короткий удар гласной «о» на удобном низком звуке и долгое гудение на звуке «м»(Следить за звучанием в передней позиции, на губах).Затем перебросить звук в верхний регистр - зазвонили малые колокола, образуя веселый перезвон: бим-бим-биммм... бим-бим-биммм... бим-бим-бимм... (Звук должен свободно возникать на кончиках губ без мышечного напряжения на удобной высоте).Объеденить звучание всех «колоколов» в среднем тоне: баммм... баммм... баммм... баммм... баммм...
Участникам предлагается положите одну руку на грудь, а другую на темя, контролируя оба резонатора, которые должны звучать одновременно. При верной позиции звука должна ощущаться сильная вибрация в области «маски» (носовые пазухи, зубы, губы).
Развитие диапазона голоса
«Маляр» учащимся предлагается идти голосом за текстом, помогая движением руки:
Крашу краской я карниз:
Вверх - вниз, вверх - вниз! (работает кисть руки),
Вверх - вниз, вверх - вниз! (рука движется от локтя),
Вверх - вниз, вверх - вниз! (рука движется от плеча) -
«Спор» - задача заключается в развитии диапазона, тренировке постепенного повышения и понижения голоса, («потолок» голоса и «дно»).
Первый: Чем шире наш диапазон,
Тем больше выразит нам он.
Второй: Давай поспорим.
Заодно
Проверим «потолок» и «дно».
Первый: Широк ли твой диапазон?
Второй: Широк ли? В две октавы он!
Первый: Мой шире!
Второй: Мой!
Первый: Мой шире!
Второй: Мой!.. - И так далее.
Участники начинают спор спокойно, без раздражения. Каждый уверен в превосходстве своего голоса. Поэтому спорят, произнося слова монотонно, упрямо, без эмоций (на «стоне»). Второй ни в чем не уступает первому («Повышаешь голос, а я выше! Ты еще повысил. И я не уступлю!»). Наконец, кто почувствовал, что выше идти не может, в речевой - утвердительной интонации (переходит от «стона» на «лай»). Голос идет вверх и вниз по диапазону. Речь не должна топтаться на месте. Она движется, постепенно, развивается, стремится к главному
Мой шире! Вот твой «потолок» (головной регистр).
Пойдем-ка вниз с тобой, дружок.
Тот, кто ощутил предел голоса в грудном регистре, говорит:
Первый: Твой шире! Вот мое и «дно».
Второй: И я закончу заодно (грудной регистр).
Все эти игровые приемы актерского тренинга в комплексе решают представленные задачи по развитию интонации, диапазона, звуообразования, подачи звука, развивают творческое мышление и художественное воображение каждого участника творческого процесса [9].
В изобразительной части интегрированного проекта работа велась по нескольким направлениям : программно-урочная деятельность по введению в темы и во внеурочной деятельности по подготовке к спектаклю. На основе полученных знаний дети поняли, что спектакль-это не только выступление на сцене, но и подготовка декораций , костюмов, знакомство с героями и разучивание ролей, творческое переживание, совместная пристройка друг к другу. И конечно же творческие собственные находки, которые ребята могли показать в том числе, на основе зрительского, экскурсионного опыта.
Изучая программные темы параллельно в подготовке к спектаклю: "Узоры, которые создали люди", "Как украшает себя человек" дети применили полученные знания на этапе разработки костюмов. Мы использовали такой прием, как конструирование бумажной одежды на защипах для сценических героев, волка, козлят. Творческой группе костюмеров были предложены бумажные шаблоны сказочных животных, которые ребята обводили и по форме моделировали платья или мужские костюмы. Украшая изделия, дети опирались на свои знания о цвете и форме, узорах, видах орнаментов, орнаментов традиционного русского костюма. Свобода в выборе материалов, насмотренность, возможность творческого общения, добрая атмосфера способствовали генерации собственных уникальных идей и стилистических решений.
Интересным этапом в подготовке к спектаклю было создание головных уборов на основе предложенных шаблонов. После изучения тем: "Все дети любят рисовать", "Изображать можно и то, что невидимо", "Все имеет свое строение" ребята создавали бумажные маски козлят, закрепляя умение работать с бумагой, графические навыки, владение живописными выразительными средствами, умение выразить эмоциональное настроение героя. В дальнейшем маски были использованы на репетициях, в свободное время для игр. Но в спектакле были заменены на парики для свободы действий. Таким образом был получен опыт гибкого отношения к ресурсам театральной деятельности, отказом от неудобного, поиском наиболее удачного варианта.
Изучение программных тем, в том числе "Изображение вокруг нас", "Красоту надо уметь замечать", "Постройки в нашей жизни", "Постройка предметов" вылилось в итоговый практический урок по разработке эскизов декораций. Здесь мы применили упражнение "Дом из бревен", которое заключалось в постройке дома из полосок крафтовой бумаги и декоративного оформления всей композиции. Трудясь над коллажом, дети использовали различные фактуры, разнообразные приемы работы с бумагой (резали, рвали, прорезали, сгибали, складывали, гофрировали, сминали), работали с плоскими деталями, создавали объем, играли с полученными формами, составляя композицию, вживляли в нее сказочных героев, удивляя оригинальностью решений.
В этих уроках (итоговых и практических) я не настаивала на обязательной форме организации, групповой или индивидуальной, парной. Дети могли выбирать ее по своему предпочтению
Активное и пошаговое освоение сценарного пространства позволило детям отыграть спектакль на хорошем для данного возраста уровне. Делать это осознанно, с большой долей самостоятельности и получить позитивный опыт подготовки к спектаклю и публичного выступления.
В связи с этой интегрированной творческой работой каждого учащегося в процессе постановки, художественного оформления и презентации творческого продукта, у детей было сформировано представление о особенностях построения музыкального спектакля, где важным принципом рождения, становления и существования является творческий коллективный союз композитора, режиссёра, актёра и художника. В результате, каждый учащийся внес свою творческую лепту в рождение и жизнь этого спектакля.
Таким образом, метод творческого проектирования является способом погружения в художественно-творческий процесс постановки музыкального спектакля каждого учащегося, дает возможность всестороннего развития личности, получить умения ставить цели и задачи, достигать их, умения создавать новое и оригинальное, делиться творческим опытом, умения сотрудничать в коллективе и отвечать за результат.
Такая деятельность позволяет ребенку получить неоценимый жизненный опыт публичности.
Используемая литература
- Гурков А.Н. Школьный театр. - Росно н/Д: Феникс, 2005
- Дмитриева В. Скороговорки и чистоговорки для развития речи / АСТ, Астрель, 2008
- Доронова Т.Н. Играем в театр. - М., Просвещение, 2004
- Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе: сиситема реализации-Волгоград: Учитель, 2012-135с
- Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки / Изд. «Гном и Д», 2010
- Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин.-М.:ТЦ Сфера, 2008 - 128с.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя-2-е изд. - М.:Просвещение, 2011-192с.
- Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении//Приложение к журналу "Профессиональное образование", 2004. №12. 110с
- Феофанова И. «Актерский тренинг для детей от 4 до 14 лет» Мастер класс от лучших педагогов - Москва; 2012 - 144с
- Щербакова С.Г., Выткалова Л.А - Организация проектной деятельности в школе. - Система работы, Изд «Учитель»-Волгоград, 2009-187с.
- Талантливы во всем | Создаем спектакль волк и семеро козлят | Британская Международная Школа. 2021
-
https://www.youtube.com/watch?v=d1YlocUiSLw&ab_channel=
BRITISHINTERNATIONALSCHOOL%7C%7C%D0%91%
D0%A0%D0%98%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%A1%
D0%9A%D0%90%D0%AF%D0%9C%D0%95%D0%96%
D0%94%D0%A3%D0%9D%D0%90%D0%A0%D0%9E%
D0%94%D0%9D%D0%90%D0%AF%D0%A8%D0%9A%
D0%9E%D0%9B%D0%90