Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута как условие успешного (результативного) участия одаренного ребенка в исследовательских исторических конкурсах (практический аспект)

Разделы: История и обществознание, Профессия — педагог

Ключевые слова: одаренные дети


Гении не падают с неба, они должны
иметь возможность образовываться и развиваться

И.Бабель

Одним из приоритетов современного образования является выявление одаренных детей и создание условий для их развития. Таков социальный заказ государства и общества.

В "Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827) обозначены базовые принципы и основные задачи школы по выявлению и развитию одаренных детей: «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов».

Одной из главных задач современной школы становится создание такой модели образования, которая обеспечит максимальное развитие каждой личности в диапазоне её интеллектуальных, творческих и психологических ресурсов. Актуальной становится идея целенаправленного образования детей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

В настоящее время выделяют несколько видов одаренности (каждый человек талантлив по-своему): практическую, познавательную (интеллектуальную), художественно-эстетическую, коммуникативную, духовно-ценностную. Педагогов общеобразовательных учреждений, учителей-предметников, прежде всего интересует одаренность ребенка в интеллектуальной области по определенному направлению: математическому, биологическому, историко - обществоведческому и т.д.

Важно разделять понятия «способный ученик» и «одаренный» ученик. Как правило, «способными» являются дети - «отличники», которые показывают стабильную и высокую успеваемость по всем предметам. Зачастую целью таких учащихся является успешная сдача ЕГЭ и получение медали. Исходя из личного 25-летнего педагогического опыта, могу утверждать, что наиболее высокие результаты на экзаменах, в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах показывают не они, а дети, которым интересен данный учебный предмет (не только ради оценки), и у которых есть определенные задатки и дарования в данной области познания. Качествами одаренных детей, которые невозможно не заметить уже при первом знакомстве: любопытство; умение «погружаться» в тему, концентрироваться на мысли; большой словарный запас (они много читают); желание «докапываться до сути» в каждом вопросе.

Одно из главных направлений деятельности каждого педагога - создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей. Осуществить это без индивидуализации образовательного процесса невозможно. Даже в профильных классах ученики могут с большим интервалом выполнять задания, обладать разной подвижностью мышления. В классы для изучения предметов по выбору ребята набираются не по результатам обучения в течение 9-ти предыдущих лет, а лишь по возрасту и желанию (иногда - родительскому). На общем фоне выделяются учащиеся с более развитым интеллектом, гибким мышлением, чем у их сверстников, с выдающимися способностями к творчеству, с организаторскими талантами и т.д.

Создание ИОМ - индивидуального образовательного маршрута становится способом, который позволит максимально раскрыть личностный интеллектуальный и творческий потенциал одарённого ученика. Учащиеся, как правило, выражают заинтересованность в данном виде деятельности и соглашаются с предложенной педагогом работой, если она действительно соответствует их интересам и целям.

Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута включает в себя несколько этапов:

  • Диагностика педагогом уровня развития и выявление индивидуальных особенностей обучающегося.
  • Совместно с обучающимся - определение фундаментальных образовательных объектов, цели и образовательных задач.
  • Определение содержание образовательного маршрута.
  • Определение модели образовательного процесса.
  • Выстраиванием ИОМ - планирование и программирование индивидуальной образовательной деятельности и определение результатов её реализации.
  • Образовательная деятельность в рамках ИОМ.
  • Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
  • Рефлексивно-оценочный этап: индивидуальные образовательные продукты деятельности, сопоставление их с целями ИОМ, оценка деятельности и конечного продукта.

Реализация индивидуального образовательного маршрута может происходить в форме работы в урочное и неурочное время.

Таблица №1
Формы работы в урочное и внеурочное время

Формы работы во внеурочное время

Формы работы в урочное время

Участие в олимпиадах.

Предметные недели.

Внеурочные курсы

Конкурсы

Научно-практические конференции.

Проектная деятельность

Творческие задания

Опережающие задания

Дополнительные задания

Задания с использованием компьютерной технологии

В рамках темы статьи хотелось бы остановиться на выстраивание индивидуального образовательного маршрута во внеурочное время, а именно - через участие в исследовательских конкурсах и проектах, где наиболее полно могут проявить себя дети с гибким аналитическим мышлением, умеющие нестандартно мыслить, творчески подходить к решению задач, создавать новые интеллектуальные продукты.

Именно исследовательская деятельность является уникальной сферой развития мотивации ребенка к познанию, сферой самореализации и личностного роста. При осуществлении исследования дети имеют выбор, который создает условия для развития индивидуальности, учит самостоятельному решению жизненных задач. Исследовательская деятельность формирует у учеников умения и навыки практического применения теоретических знаний, развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, требует освоения различных методов. О, что приобретается на основе собственного опыта приводит к более глубокому осмыслению исторического материала, глубоким знаниям по изучаемому предмету и объекту исследования.

Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута одаренных детей во внеурочной работе по истории с 2020 по 2022 годы в профильных классах МКОУ «СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный» ориентировалось на научно - исследовательскую работу школьников. В каждом этапе ИОМ содержатся элементы технологий и методов системы обучения и воспитания, которые усиливают познавательную мотивацию, развивают интеллектуальные способности и самостоятельность мышления одаренного ребенка.

Создание ИОМ по внеурочной деятельности с акцентом на исследовательскую работу учащихся выглядит так.

На 1 диагностическом этапе необходимо было «найти» одаренных детей, которые проявляют интерес к исследовательской деятельности и готовность к выполнению проектных и исследовательских работ. Важным является момент, чтобы одаренный ребенок рассматривал такой вид деятельности как средство личностного развития, выступал как субъект выбора дифференцированного образования, предъявляя свои образовательные потребности, познавательные и иные индивидуальные особенности.

Поскольку я преподаю историю и обществознание в старших профильных классах, первичная диагностика проводилась в 10 (социально-гуманитарном) классе МКОУ «СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный». Основными данными для диагностики стали:

  • Анализ особых успехов и достижений ребенка (показатели в предметных олимпиадах, проектно-исследовательской работе за предыдущие годы и др.);
  • Личный интерес ребенка к предмету (участие в исторических и обществоведческих школьных, муниципальных мероприятиях, беседы с учителями-предметниками, преподавшими в средних классах);
  • Диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
  • Образовательные потребности и мотивы;
  • Предпочитаемые виды деятельности.

Наконец - и это, пожалуй, самое главное - особенности и потребности самих детей и их родителей в достижении необходимого образовательного результата, их желание заняться исследовательской работой и готовность к долгому кропотливому труду.

По результатам диагностического анализа мной был составлен «свой» банк данных, в который были включены одаренные дети по истории и обществознанию в 10 профильном классе. Из составленного списка детей выделялись 3 группы:

  • потенциальный резерв (нет особой заинтересованности при выполнении сложной, требующей напряжения работе: «могут, но не всегда хотят»);
  • «активисты» (активно работают на уроках и участвуют в мероприятиях, но не отличаются особыми способностями: «хотят, но не всегда могут»);
  • творчески одаренные учащиеся («хотят и могут»).

Индивидуальные образовательные маршруты были разработаны для 2-х учащихся из профильного социально - гуманитарного класса, которые показывали высокую степень заинтересованности в предмете «история», а также стабильные и качественные результаты в его освоении. Решающую роль сыграло желание самих учеников участвовать в реализации собственного образовательного маршрута, осознание ими необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самореализации и помощи в выборе профилирующего направления дальнейшего обучения.

На 2 этапе происходило определение объектов для исследования, цели и образовательных задач исследования.

Объектом для исследования были выбраны памятники культуры, которые находятся на территории г. Ужур и Ужурского района и занесены в Перечень объектов культурного наследия Красноярского края, а также события истории г. Ужура и Ужурского района в годы Гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Были сформулированы краткосрочные и долгосрочные цели индивидуальных образовательных маршрутов.

Краткосрочной целью являлось успешное участие в исторических конкурсах и олимпиадах различных уровней.

Долгосрочная цель - успешная сдача ЕГЭ по истории и поступление в вузы (юридические факультеты).

Были поставлены задачи индивидуального образовательного маршрута:

  • «расширение» и «углубление» знаний в определенной области;
  • повышение мотивации обучающегося к получению новых знаний
  • повышение функциональной грамотности по предмету;
  • создание собственных исследовательских работ и проектов.

3 этап стал этапом определения содержания образовательного маршрута. На этом этапе происходило определение уровня выполняемой работы, отбор конкурсов и олимпиад, в которых предполагалось участвовать, установление межпредметных и внутрипредметных связей. Были выбраны краевые и федеральные исследовательские конкурсы, в которых предполагалось участвовать в течение 2-х лет, в период обучения в профильных старших классах.

Для 10 класса было выбрано участие в краевом исследовательском конкурсе «Наш край - наше наследие» (организаторы - Министерство образования Красноярского края и КГКУ «Центр про сохранению культурного наследия Красноярского края». На второй год реализации индивидуального образовательного маршрута для 11-го класса - краевой конкурс исследовательских работ «Мое Красноярье» (организаторы - Министерство образования Красноярского края и КГБОУ ДО «Красноярский краевой центр туризма и краеведения») и всероссийские конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» (НИУ ВШЭ).

На этом этапе учащиеся знакомились с различными видами конкурсных работ. Например, в чем отличие исследования от исследовательского проекта, как планировать работу, формулировать тему и выбирать методы исследования, делать обзор литературы и подводить результаты, работать в архиве и брать интервью и др. Тогда же происходило формулирование ожидаемых результатов, определение перспектив своей деятельности и прогнозирование успешности своей работы.

4 этап - определение модели образовательного процесса.

На этом этапе были определены содержание учебного материала, методы и средства обучения, организационные формы обучения, роль педагога и деятельность учащегося. Можно представить данный этап в форме таблицы.

Таблица №2
Определение модели образовательного процесса при построении ИОМ

Содержание учебного материала

Краеведческий материал

    Памятники культуры, которые находятся на территории Ужурского района и занесены в Перечень объектов культурного наследия Красноярского края.
  • События истории г. Ужура и Ужурского района в годы Гражданской войны
  • События истории г. Ужура и Ужурского района в годы Великой Отечественной войны

Технологии и методы обучения

Исследовательские; проблемные; творческие задания по разработке новых идей; поисковые; эвристические; задания по анализу чужой деятельности и др.

Организационные формы обучения

    Изучение архивных материалов в архива администрации г. Ужур;
  • Анализ материалов краеведческого музея «Оберег» в г. Ужур;
  • Исследование рукописей мемуаров жителей города Ужура - очевидцев событий;
  • Работа с материалами «Службы по государственной охране объектов культурного наследия» и «Центра по сохранению памятников культурного наследия Красноярского края»;
  • Встречи и беседы со старожилами Ужурской земли, должностными лицами органов местного самоуправления г. Ужур и Ужурского района.

Деятельность педагога

    Роль педагога заключается в том , чтобы направить, дать алгоритмы индивидуальной деятельности учащегося, основы ведения исследовательской деятельности, а также грамотного представления конечного продукта исследования;
  • вооружить учащегося соответствующими способами деятельности;
  • помочь с поиском средств работы;
  • выделить критерии анализа работы;
  • рецензировать работу;
  • оценить деятельность учащегося.

Деятельность учащегося

    Постановка проблемы;
  • выдвижение гипотезы;
  • изучение теории, посвящённой данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение; научный комментарий, собственные выводы.

5 этап посвящен выстраиванию ИОМ - планированию и программированию индивидуальной образовательной деятельности и определение результатов её реализации.

В 2020 году были разработаны индивидуальные образовательные маршруты для 2-х учащихся 10 класса, которые были реализованы в течение 2-х лет. Важно отметить, что определить четкий и законченный индивидуальный образовательный маршрут сразу на 2 года было невозможно, поскольку ИОМ должен отражать процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка. Поэтому индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося носил пролонгированный (продолженный, продленный) характер и был скорректирован по результатам 10-го класса после подведения итогов работы.

В частности после завершения первого учебного года в 10 классе, были подведены итоги по внеурочным формам работы и подведены результаты. Были отмечены положительные достижения каждого ученика в течение учебного года в исследовательской деятельности: один стал лауреатом краевого конкурса исследовательских работ «Наш край - наше наследие», работа второго награждена дипломом участника. Ребята приняли участие в международном историческом квесте «За пределами», который проводился Всероссийским общественным движением «Волонтеры Победы» и был посвящен 75-летию начала главного суда над нацистами - Нюрнбергского процесса в онлайн режиме и как команда заняли достойное место в онлайн-проекте.

На 2021-2022 учебный год (11 класс) для учащихся были выстроены скорректированные индивидуальные образовательные маршруты (в том числе и по внеурочной деятельности), составлены индивидуальные планы исследовательской деятельности школьников по истории на следующий учебный год.

Таблица №3
Формы работы учащегося 11 класса ___________ во внеурочной деятельности на _________учебный год (пример)
(заполняется учеником)

Деятельность

Срок

Форма представления результата

Участие в школьном этапе ВСОШ по истории и обществознанию

сентябрь

Участие в муниципальном этапе ВСОШ по истории и обществознанию

октябрь

Участие в образовательной игре «Огневые рубежи» по истории Красноярского края в период Великой Отечественной войны, сохранение памяти о народном подвиге красноярцев

ПЛАН

октябрь

Научно-исследовательская деятельность

Сентябрь - апрель

Участие в конкурсах

Ноябрь - апрель

Участие в конференциях и форумах

Январь - март

Самообразование (работа с учебной и дополнительной литературой)

В течение года

Учеба на онлайн-урсах

Ноябрь, январь - февраль

Посещение вебинаров и онлайн-форумов

Октябрь, март

Таблица №4
Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика__________
по предмету история на __________ учебный год
(заполняется учителем - предметником)

Месяц

Форма обучения/ участие в мероприятии

Форма отчета/ демонстрации результатов

сентябрь

Учебные экспедиции: встречи, интервью;

Сбор фотоматериалов;

Изучение гайда (инструкции, руководства) по исследовательской деятельности (особенности и правила исследовательской работы; отличие исследования от проекта; знакомство с библиотекой исследователя - изучение полезных ресурсов);

Анализ научно-исследовательской литературы по теме исследования.

Выбор направления, объекта и предмета исследования;

Определение темы и проблемы исследования;

Формулировка актуальности исследования;

Формулирование гипотезы исследования.

октябрь

Работа материалами архива, краеведческого музея;

Встречи и интервью с работниками органов местного самоуправления;

Встречи и беседы со старожилами Ужурской земли, должностными лицами органов местного самоуправления г. Ужур и Ужурского района:

Посещение вебинара по написанию исследовательской работы конкурса «Высший пилотаж» на интернет платформе НИУ ВШЭ;

Анализ научно-исследовательской литературы по теме исследования.

Выбор методов исследовательской работы;

Составление плана-проспекта исследовательской работы;

Установка собственных дедлайнов, которые позволят вовремя закончить работу.

ноябрь

Исследование рукописей мемуаров жителей города Ужура - очевидцев событий;

Учебная экспедиция в с. Соленоозерное республики Хакасия;

Посещение онлайн-курсов «Практикум молодого исследователя», «Публичные выступления: важные ньюансы», «Техника и дизайн эффективной презентации» на итернет-площадке НИУ ВШЭ.

Анализ и отбор собранного материала;

Обдумывание результатов и выводов в работе.

декабрь

Работа с материалами «Службы по государственной охране объектов культурного наследия» и «Центра по сохранению памятников культурного наследия Красноярского края».

Подготовка текста исследовательской работы;

Оформление работы по заданным критериям.

январь

Работа в онлайн-лабораториях исследовательской школы «Топос» на интернет платформе «Центра туризма и краеведения Красноярского края»;

Определение значимости и актуальности темы исследования, рассмотрение исследовательских связей, обсуждение представленного учащимся материала с учителем и наставниками онлайн - школы «Топос» на конкурс «Мое Красноярье»

Отправка работы на Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» (НИУ ВШЭ).

Регистрация и предоставление готовой исследовательской работы на отборочный этап всероссийского конкурса «Высший пилотаж»

февраль

Работа в онлайн-лабораториях исследовательской школы «Топос» на интернет платформе «Центра туризма и краеведения Красноярского края»;

Корректировка плана исследовательской работы на краевой конкурс исследовательских работ «Мое Красноярье»

Отправка работы на стартовый этап краевого конкурса исследовательских работ «Мое Красноярье».

Предоставление краткого описания исследовательской работы, темы исследования, краткого хода и плана исследования, предполагаемого результата.

март

Получение результатов стартового этапа краевого конкурса исследовательских работ «Мое Красноярье» и отборочного этапа всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»;

Подготовка к финальному этапу всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»;

Участие в онлайн-форуме исследовательской школы «Топос» «Центра туризма и краеведения Красноярского края»;

На основе рейтинга отборочного этапа краевого конкурса исследовательских работ «Мое Красноярье» подготовка к финалу конкурса.

оформление презентации и доклада на всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»;

разработка выступления в формате сторителлинг и оформление презентации к публичной онлайн-защите финального этапа конкурса:

апрель

Публичная онлайн-защита на интернет-платформе краевого конкурса исследовательских работ «Мое Красноярье»;

Публичная онлайн-защита на интернет-площадке всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»

Рефлексивно-оценочная работа: оценка презентации и выступления, ответы на полученные в ходе обсуждения вопросы.

6 этап индивидуального образовательного маршрута - это образовательная деятельность в рамках ИОМ. На этом этапе педагог и ученик реализуют намеченный маршрут во внеурочной (главным образом исследовательской деятельности). С учителем проводятся консультирования и собеседования. Организуются поездки и встречи (в архив, музеи, населенные пункты, связанные с темой исследования). Учащийся участвует на интернет - платформах в онлайн-курсах и вебинарах, предоставляет промежуточные отчеты в форме докладов и отдельных частей работы с последующим их обсуждением и рецензированием.

В ходе 7 этапа происходит диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута. В этот момент работа с фактическим материалом в ходе исследования завершена, полученная информация проанализирована, классифицирована и систематизирована. Организуется работа по выявлению возникших проблем и недочетов, замечаний, полученных в ходе обсуждения исследовательской работы. Готовится презентация своей работы на отборочный и финальный этапы исследовательских конкурсов и творческих проектов.

8 рефлексивно-оценочный этап. Учащиеся представляют индивидуальные образовательные продукты деятельности в виде готовых исследовательских (или проектных) работ. Происходит сопоставление их с целями индивидуального образовательного маршрута, оценка деятельности и конечного продукта. Иначе говоря, происходит подведение итогов и определяется эффективность проведенной работы

В 2021-2022 году 2 учеников 11 профильного социального-гуманитарного класса МКОУК «СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный» Красноярского края, с которыми была организована учебная деятельность по индивидуальному образовательному маршруту показали следующие результаты: Вунгалов Даниил стал победителем финального этапа всероссийского конкурса «Высший пилотаж 2022» в направлении «История» и получил дополнительные баллы к ЕГЭ по истории; занял 1 место в краевом конкурсе исследовательских работ «Мое Красноярье 2022» в номинации «Историческое краеведение, военная история»; 2 место в школьной научно - практической конференции с проектом «Ученики Орфея»; получил благодарность за участие в краевом молодежном форуме «Научно - технический потенциал Сибири» в номинации «Научный конвент».

Конопихин Вадим занял 3 место в краевом конкурсе исследовательских работ «Мое Красноярье 2022» в номинации «Историческое краеведение, военная история»; 1 место на школьном этапе ВСОШ по истории и призовое - на муниципальном этапе; на школьной научно-практической конференции занял (вместе с командой) 3 место с проектом социальной направленности «Мир русских сказок».

Результаты ЕГЭ по истории Вунгалова Даниила - 94 балла, Конопихина Вадима - 87 баллов. Оба ученика поступили на бюджетные места в высшие учебные заведения Красноярского края.

Таким образом, маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одаренных личностей. Он максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Успехи детей сравниваются не с другими, а только с их собственными предыдущими достижениями. Главное, в построенном таким образом индивидуальном образовательном маршруте - признание за каждым учеником права на значительную самостоятельность, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями, которые отвечают его интересам и потенциальным возможностям.

Огромную роль при разработке индивидуального образовательного маршрута играют внеурочные формы обучения: участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, проектах. Особую актуальность при построении индивидуального образовательного маршрута для одаренного ребенка приобретает сегодня исследовательская деятельность. В ходе неё одаренный ребенок осваивает мир практически. Исследование обеспечивает более высокий уровень системности знаний и развитие самостоятельной позиции. В дальнейшем это поможет ему решать проблемные ситуации и выстраивать свой путь.

Кроме того, введение в ИОМ элементов исследовательской технологии дает еще одно неоспоримое преимущество: исследовательская деятельность учащихся позволяет позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Доминирующая роль педагога в процессе усвоения знаний и опыта устраняется. Происходит формирование нового вида педагогического общения - научного и по-настоящему творческого сотрудничества учителей и учащихся, между учеником и учителем вырабатывается стиль поведения единомышленников и коллег.

Есть мнение, что одаренным является каждый ребенок, просто школа не всегда может рассмотреть его способности и таланты. В книге Бориса Акунина «Азазель» леди Эстер - педагог и попечительница экстернатов для детей-сирот излагает свою педагогическую философию: «…Я глубоко убеждена, что каждый человек неповторимо талантлив, в каждом заложен божественный дар… кто такой гений? Это просто человек, которому повезло. Его судьба сложилась так, что жизненные обстоятельства сами подтолкнули человека к правильному выбору пути. Классический пример - Моцарт. Он родился в семье музыканта и с раннего детства попал в среду, идеально питавшую заложенный в нем от природы талант. А теперь представьте себе…. что Вольфганг Амадей родился бы в семье крестьянина. Из него получился бы скверный пастух, развлекающий коров волшебной игрой на дудочке… каждый, каждый без исключения ребенок таит в себе сокровище, только до этого сокровища надобно уметь докопаться!».

Одаренные представляют сегодня огромную ценность для общества. Они испытывают радость от умственного труда, способны быстро осмысливать и переосмысливать информацию, могут практически применять знания, сосредотачиваться на нескольких видах деятельности и во многих областях достигать высоких результатов. Не разглядеть способности ребенка - большая ошибка. А ошибки учителей дорого обходятся людям, как уверяла одна из героинь любимого всеми фильма Ильдара Рязанова. Трудно представить, что Альберт Эйнштейн, школьные учителя которого считали, что он ни на что не способен, так никогда бы не проявил свои способности в математике и физике. Или того хуже… Советский и российский писатель - сатирик Виктор Шендерович как то написал: «Одного юношу не признали как художника. Стал фюрером. Надо быть внимательнее к талантам».

Литература

  1. Cборник методик по выявление способностей и одарённости детей. Одарённые дети. Сестрорецк, 2014.
  2. Акимова Е.А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е.А.Акимова // Учитель в школе. - 2009. - № 3. - С. 85-86.
  3. Бахир М.А. К вопросу о роли учителя при организации исследовательской деятельности учащихся в геологическом образовании // Геология в школе и вузе: геология и цивилизация: VII Международная конференция: Сборник научных трудов. Т.III. / Под ред. Е.М.Нестерова.
  4. Горовая В.И., Тарасова С.И. Подготовка учителя к исследовательской деятельности. М.: Илекса; Ставрополь: Ставрополь. - Выс.школа, 2002.
  5. Климова Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: Дис. д-ра пед. наук. - Оренбург, 2001.
  6. Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. - №2.
  7. Коноплева Н. Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -2004. - № 3. - с. 54-59.
  8. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" 3 апреля 2012 года. https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/
  9. Можиловская И.М. История проблемы одаренности [Электронный ресурс] // Научно-теоретическая конференция «Проблемы одаренности учащихся»: материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории // Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО». - 2008.
  10. Платонов С.М.Детская одарённость. Санкт-Петербург, Издательство Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, 2011 г.
  11. Рабочая концепция одаренности. - 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003. - 95с. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. - С. 105-107.
  12. Хуторской А.В. «Индивидуальная образовательная траектория в эвристическом обучении», Вестник института образования человека, 2914 г., №2, https://eidos-institute.ru/journal/2014/200/Eidos-Vestnik2014-211-Khutorskoy.pdf.