Конспект занятия изобразительной деятельностью в нетрадиционной технике Эбру "Волшебные тарелочки" средняя группа

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, МХК и ИЗО, Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, средняя группа, техника рисования Эбру


Основная образовательная область: Художественно-эстетическая.

Интеграция: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование:

  • лотки с раствором для рисования на воде (вязкая, прозрачная жидкость),
  • специальные краски,
  • кисти,
  • шпажки деревянные,
  • шило,
  • специальный гребень,
  • акварельная бумага,
  • салфетки,
  • одноразовые бумажные тарелки,
  • полиэтиленовая скатерть,
  • репродукция портрета восточного волшебника,
  • образцы работ в технике Эбру,
  • ноутбук,
  • проектор.

Цели: Сформировать у дошкольников способность к восприятию окружающего мира и выражению своих впечатлений через художественно-эстетическое творчество, совершенствовать интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

Образовательные.

  • Познакомить дошкольников с нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру».
  • Способствовать творческой активности в процессе изобразительной деятельности.

Развивающие.

  • Учить самостоятельно планировать свои действия.
  • Реализовывать свой замысел в рисунке, используя новую технику изображения.
  • Развивать образное мышление, фантазию, творческие способности детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику.
  • Цветовосприятие, чувчство колорита, композиции, ритма у дошкольников, через продуктивную деятельность.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к новым знаниям и умениям, творчеству, к экспериментированию с изобразительными средствами и материалами.
  • Желание создавать своими руками красивые и аккуратные работы.
  • Способствовать проявлению положительных эмоций, умению передавать их в своих рисунках.

Ход НОД

Приветствие (дети сидят на ковре).

Рисовать я буду!
Рисовать я буду!
Каждому рисунку
Радуюсь, как чуду!

- Ребята, а вы любите рисовать? (Да!)

- Можно-ли рисовать на воде? Как вы думаете? (Нет)

- Почему? (Краски растворятся в воде)

- Оказывается можно! Для этого нужно знать секреты техники рисования на воде, которая называется «Эбру».

Сегодня, ребята, я раскрою их вам! Слушайте внимательно и запоминайте...

Техника «Эбру»(акварисование) - нанесение красок на водную гладь, относится к удивительным видам творчества. Рисование эбру родом из восточных стран. Японские монахи создавали уникальные узоры на воде при помощи чернил, и переносили их на рисовую бумагу. Это искусство особенно нравилось императору.

В 7 веке эта технику начали использовать турки, они искусно изображали пейзажи, абстракцию, представителей животного мира. (Демонстрирую образцы работ в технике Эбру рис.1).

Рис. 1

Эбру отличается от рисования привычными карандашами, красками и фломастерами.

- И знаете чем? Волшебством!

Вот послушайте какую сказку про капельки красок рассказал мне однажды добрый волшебник Сулейман... (показываю портрет восточного мудреца)
Как-то раз к нему обратились волшебные краски, которым надоело исчезать, когда они падают в воду. Волшебник дал им чудодейственный порошок, делающий воду густой и вязкой.

Прыгнула в воду капля красного цвета. И появились на поверхности воды роскошные алые розы! Прыгнула жёлтая - вспыхнули на воде мимозы. А за ней синяя - расцвели на воде нежные незабудки.Зеленая- появились стройные стебли и листочки. Такая красота получилась!!! Капельки развеселились и стали танцевать. Кружились все вместе и парами - получились чудесные узоры на воде! (рис.2)

Рис. 2

- Я сегодня принесла баночки с такими же волшебными красками.

- Ребята, хотите посмотреть на танец волшебных капелек? (Да!)

(Все перемещаются к демонстрационному столику).

- Для рисования волшебными красками на воде нам понадобится: лоток с вязким расствором, специальные краски, деревянные шпажки (демонстрирую детям оборудование рис.3)

Рис. 3

Процесс рисования в технике эбру сказочный и чудесный . Ведь мы рисуем на воде, которая остаётся чистой даже после попадания красок - создаётся только рисунок. (окунаю деревянную шпажку в синюю краску и капаю её на поверхность воды в лотке, капля расплывается в ровный синий круг).

- Ну как, почувствовали волшебство? (Да!)

- К тому же, нарисовать что-то прекрасное получается даже у того, кто творит в первый раз.

- Какой цвет краски выберем следующим (Жёлтую) (капаю в синий кружок на воде жёлтую краску и так далее, пока на поверхности воды не появятся несколько таких пятен).

- Теперь на нужно дружно произнести волшебное заклинание, чтобы оживить краски. Готовы повторять за мной ? (Да)

- Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
На тебя они глядят -
Очень рисовать хотят.

(Произношу слова, делая махи руками. Дети повторяют слова и движения рук за воспитателем)

Деревянной шпажкой делаю плавное движение по поверхности воды от края круга к центру. Тем самым разделяю его на пять-шесть лепестков.

- Посмотрите, дети, на что это изображение на воде похоже? (Цветок)

- Давайте попробуем обратное движение. (На верхней части каждого лепестка провожу от центра к краю изображения. Получаются заострённые кончики у лепестков).

- Красивый цветок у нас получился? (Да)

- Цветок прекрасен! Давайте его перенесём на бумажную тарелочку? Так мы сможем сохранить этот чудесный цветок на долгую память. (ДА!)

- Ребята, хотите посмотреть как краски танцуют? (Да)

- Капаем на воду разноцветные капельки, любых цветов.

Затем соединяем их одним плавным движением. Можно для этого взять гребень, тогда рисунок станет ещё сказочней! Сделаем несколько круговых движений по поверхности воды...

- Смотрите какая красота получается. Похоже на танец? (Да)

- Давайте перенесём этот рисунок на бумажную тарелку? (Да)

- Дети, вам понравилось украшать тарелочки волшебными красками эбру. (Да)

- Хотите сами украсить? (Очень хотим!)

- Для начала нужно размяться:

- Раз, два, три, четыре (Загибаем пальчики по одному, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили («Лепим» меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий. (Показываем круг, сжимая ладони вместе, гладим одной рукой)

И совсем, совсем не сладкий! (Грозим пальчиком)

- Молодцы, ребята!

- Присаживайтесь за столы, где я уже приготовила всё необходимое для волшебства.

- Не забывайте перед каждым окунанием в баночку с чудо-красками, надо убедиться что ваша шпажка абсолютно чистая.

- Капаем на воду немного краски. Если капля будет слишком большая, она не сможет удержаться на поверхности воды и «утонит» - упадёт на дно лотка.

- Старайтесь выбирать цвета гармонично подходящие друг другу. Берите яркие цвета, чтобы получились волшебные по красоте тарелочки (рис. 4,5,6).

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

- Вы сотворили чудо! Все сегодня научились необычному искусству рисования на воде. Как оно называется? (Эбру)

- Вам понравилось рисовать в такой технике? (Да)

-Я предлагаю вам оценить работы. Но не только свою, а работу своего друга или подруги. У меня на столике лежат картонные яблочки. Возьмите по одному и прикрепите его на понравившуюся тарелку. Расскажите почему вы выбрали именно эту работу?

- Вижу, что все дети нашей группы очень старались! Работы получились яркие, красочные и ВОЛШЕБНЫЕ! Предлагаю подарить тарелочки вашим мамам.

- Они будут рады такому сюрпризу? (Да)