Цель занятия: Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования и воздухом.
Образовательные задачи: Развивать интерес к окружающему миру, расширять знания о воздухе.
Развивающие задачи:
- Активировать диалогическую речь и обогащать словарный запас по теме;
- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Воспитательные задачи: Воспитывать аккуратность в работе, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Оборудование. Воздушные шары, емкости с водой, трубочки, кораблики бумажные, изготовленные самими детьми.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: Сегодня к нам в группу прилетели два воздушных шарика: один весёлый, румяный, толстый, а второй бледный, худой и грустный. Как вы думайте, почему второй шарик такой?
Ответы детей. (Плохо надутый).
Воспитатель. А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Ответы детей. (Надуть его).
Основная часть
Воспитатель. Откуда же берется воздух?
Ответы детей (Мы его выдыхаем).
Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. Теперь представьте ладонь ко рту и выдохните. (Дети выполняют).
Воспитатель. Что вы почувствовали?
Дети (Движение воздуха).
Воспитатель. Надуйте ваши шарики, чтобы они стали круглыми и упругими. (Дети надувают шарики и зажимают их пальцами).
Воспитатель. Теперь отпустите шарики в небольшие тазики с водой, которые стоят на столах, отверстием вниз и разожмите пальцы, что появляются в воде? (Пузырьки).
Воспитатель. Откуда они берутся? (Из шариков выходит воздух).
Воспитатель. Возьмите трубочку, подуйте в нее, подставьте ладонь.
Что вы почувствовали? (Струю воздуха).
Воспитатель. Выдохните в трубочку отпущенную в воду. Что происходит? (Выходит пузырьки - это воздух).
Воспитатель. Значит из трубочки и из шарика выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем. Воздух вокруг нас. Для чего он нужен человеку? (Чтобы дышать).
Воспитатель. А как попадает воздух в легкие человека? (Через рот и нос).
Воспитатель. Воздух можно почувствовать.
Вспомните: Как это мы не делали? (Подставляли ладонь под струю воздуха).
Воспитатель. А еще воздух можно увидеть? Как мы это делали? (Дули в трубочку, отпущенную в воду и видели пузырьки).
Физкультминутка
Проводится воздушная игра «Воздушные шары».
Воспитатель. Представьте, что вы самолеты. Чтобы взлететь, нужно вдохнуть как можно больше воздуха. (Топливо).
Вдохнули топливо. Вдохнули? А теперь полетели! Крылья самолетов покачиваются, самолеты летят плавно и красиво. Но воздух кончается, и самолеты приземляются на аэродром. Дети садятся за столы. Перед ними бумажные кораблики, сделанные ими самими, и тазики с водой.
Воспитатель. Опустите кораблики на воду. Смотрите: Они не плывут.
Что мы можем сделать, чтобы кораблики поплыли? (Подуть на них).
Воспитатель. Попробуйте. Что же двигает наши кораблики? (Воздух).
Воспитатель. А откуда берется воздух? (Мы его выдыхаем).
Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее? (Посильнее подуть).
Воспитатель. Попробуйте сделать глубокий вдох и сделать сильный выдох. Получилось! А теперь возьмите пушинку и попробуйте подуть на него. Что произошло? (Она полетела).
Воспитатель. Скажите, на что легче было дуть - на кораблик или на пушинку? (На пушинку).
Воспитатель. Почему? (Она легче кораблика).
Воспитатель. Как его нужно дуть, чтобы воздушный шарик стал круглым и тугим? (Нужно сильно дуть).
Воспитатель. А где вы возьмете воздух. (Мы его вдохнем).
Заключительная часть
Воспитатель. Молодцы, вы все верно поняли. Тогда вдохните побольше воздуха и надуйте свои шарики, чтобы они стали круглыми и веселыми. Поиграйте с шариками. Наше занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в эксперименте.