Урок биологии "Решение генетических задач на моногибридное скрещивание"

Разделы: Биология


Цели: формирование умений записывать схемы скрещиваний, оперировать генетической символикой, решать генетические задачи.

Планируемые результаты обучения:

  • предметные:
    • владение генетическими понятиями, знание причин и мер профилактики появления наследственных нарушений у человека;
    • объяснение механизмов наследственности и изменчивости, уметь решать генетические задачи;
  • метапредметные:
    • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
    • владение навыками познавательной деятельности;
    • способность и готовность к решению генетических задач в новой ситуации;
    • развивать умение работать в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать разные источники, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации;
  • личностные:
    • совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы, готовность и способность к образованию;
    • сотрудничество со сверстниками и учителем;
    • бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Межпредметные связи: математика.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Мотивация: обсуждение пословицы «Услышал и забыл. Увидел и запомнил. Сделал и понял»

2. Актуализация знаний (10 мин)

  1. Давайте с вами вспомним что мы изучали на прошлом занятии? (1 и 2 законы Менделя)
  2. О чём говорится во 2 законе Менделя? (Предполагаемый ответ обучающихся: при скрещивании гетерозиготных особей, происходит расщепление по фенотипу 3:1)
  3. Какое значение имеют законы Менделя для человечества? (Предполагаемый ответ: можно прогнозировать наследование признаков у живых организмов)
  4. Каким способом мы сможем спрогнозировать наследование того или иного признака? Что мы для этого должны уметь делать? (Ответ: решать задачи) Всё верно. Поэтому наш урок посвящён будет именно этой теме. Давайте её сформулируем. (Решение генетических задач на моногибридное скрещивание по второму закону Менделя) - 1 слайд. Что означает слово «Моногибридный»?
  5. Какую цель мы должны достигнуть к концу урока, исходя из названия темы? (Научиться решать задачи)
  6. Прежде чем приступить к нашей теме, нам необходимо вспомнить некоторые понятия. Для этой цели я предлагаю пройти небольшой тест. Время на решение 2 мин. (см. Приложение 1)
  7. Взаимопроверка, проверка правильности ответов (2 мин) (см. Приложение 2)
  8. Фронтальная проверка ответов

Приступаем к решению задач.

3. Изучение нового материала (10 мин)

Форма работы - групповая

Задача № 1. На примере этой задачи я покажу вам правильное оформление. Следующие задачи вы будете решать самостоятельно, придерживаясь этого оформления (5 мин).

Работа в группах по решению задач (5 мин). Каждой группе раздаются карточки с условиями задач. По истечению времени, от каждой группы по очереди выходит один представитель и воспроизводит решение задачи. Обучающиеся других групп записывают решение задач в рабочих тетрадях.

1 группа

Миоплегия (периодические параличи) наследуется как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.

2 группа

Ген черной окраски тела крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски. Какое потомство можно ожидать от скрещивания чёрного быка и гибридной коровы?

3 группа

У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Выясните какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами.

4 группа

Голубой цвет глаз доминирует над зелёным. Голубоглазый мужчина, мать которого имела зелёные глаза, женился на зеленоглазой женщине. Выясните вероятность рождения детей с признаками матери.

5 группа

Умение владеть правой рукой доминирует над умением владеть левой. Женщина левша вышла замуж за мужчину правшу, у которого брат был левшой. Выясните, какова вероятность рождения детей с признаками отца.

Вывод (учащиеся формулируют самостоятельно):

  • признаки (желательные и нежелательные) передаются по наследству
  • могут проявляться неожидаемые признаки, т.е. рецессивные

Задание на дом: решить задачу.

Умение владеть правой рукой доминирует над умением владеть левой. Женщина левша вышла замуж за мужчину правшу, у которого брат был левшой. Выясните, какова вероятность рождения детей с признаками отца.