Русская народная сказка как условие эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Ее отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и способствует не только развитию эмоционально-нравственного опыта, но и помогает представлять последствия своих поступков и переживать их смысл для себя и окружающих. Использование сказки, как одного из самых доступных средств развития ребенка способствует формированию социальных умений и навыков поведения, развитию межличностных отношений, а также нравственных качеств личности дошкольника. При этом именно развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста определяет их внутренний мир.

Актуальность тематики заключается в формировании общей культуры и личностных качеств у детей дошкольного возраста в процессе использования русской народной сказки как средства духовного обогащения дошкольников, способствующего закладке этических и эстетических чувств. Особенности образовательного и воспитательного процесса в соответствии ФГОС заключается в том, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивает ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Многочисленные исследования, описанные Д.Б.Элькониным, установили, что композиция сказки вводит ребенка в ситуацию действия героя и вызывает у него состояние содействия, совместного проживания жизни героя, переживания его успехов и неудач, тем самым повышая эффективность понимания ребенком литературного произведения. Основной особенностью процесса понимания литературного произведения в дошкольном возрасте, по мнению Д.Б.Эльконина, является то, что он опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям. Понимание возникает в процессе активного сопереживания содействия герою.

Исходя из собственной практики работы с детьми дошкольного возраста в дошкольном учреждении создаются условия для формирования общей культуры и развития личностных качеств дошкольников. Один из наиболее эффективных способов их развития использование народной сказки как средства духовного обогащения дошкольника.

В статье рассмотрим вопросы применения русских народных сказок на занятиях как условие развития эмоционально-нравственных качеств детей дошкольного возраста в рамках модифицированной дополнительной образовательной программы «Детская академия поделок». Программа ориентирована на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, через эстетическое восприятие окружающего мира, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Для развития эмоционально-нравственных качеств дошкольников мы учитываем тот факт, что эффективное восприятия сказки детьми возможно в процессе применения активных методов обучения и разнообразной игровой деятельности, максимально учитывающих индивидуальные, психофизиологические особенности каждого ребенка.

Использование различных форм и методов работы развития личностных качеств у детей дошкольного возраста способствовало созданию методической разработки «Путешествие по сказкам». В методической разработке представлены сказки «Теремок» «Заюшкина избушка», которые включают в себя комплекс дидактического материала, сопровождающего активную игровую деятельность дошкольников. Разработка каждой сказки разделена на две части. Первая часть включает активную игровую деятельность способствующую получению новых для детей дошкольного возраста навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки к обучению в школе.

Для этого рекомендуется чередование различных видов активности, а также гибкий характер взаимодействия с детьми, что предполагает возможность высказывания своего мнения, возрастания заинтересованности дошкольников и формирование атмосферы доверия.

Дидактические игры и упражнения занимают важное место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Примеры таких игр на развитие внимания, воображения, логического мышления: дидактическая игра «Золотой ключик» (герою сказки, чтобы попасть в теремок, необходимо подобрать ключик к замоченной скважине), или игра» Укажи путь» (герою сказки необходимо выбрать путь в теремок), а также упражнения, направленные на физическую активность и формирование умения взаимодействия в группе.

При включении дидактических игр и упражнений в сказке от дошкольника часто требуется активное участие и помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление событий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений.

Таким образом, знакомство с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе способствует получение новых знаний, развитию творческих способностей.

Вторая часть разработки носит прикладной характер, итогом которого станут поделки, изготовленные детьми. Дошкольникам предлагается изготовить любимого сказочного героя из разнообразных материалов. Прикладное творчество имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста. После первой части занятий состоящей из игровой деятельности дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки. Самостоятельный выбор сказочного героя способствует развитию воображения, образного мышления, внимания, мелкой моторики рук.

Основой при проведении занятий с использованием сказок является деятельностный принцип, повышающий игровую активность и познавательную деятельность дошкольников. Создание героев сказки своими руками стимулировало способность самостоятельно творить художественный образ. Активная игровая деятельность развивает нравственные качества детей дошкольного возраста через осмысление событий происходящих в сказке, ситуаций носящих различные эмоциональные окраски. Особую роль играет принятие самостоятельных решений, так, например, в сказке «Заюшкина избушка». Осмыслив поступок лисы, дошкольники сопереживают испытаниям, выпавшим на долю героя, и в ходе активной игровой деятельности проявляют взаимовыручку, ведущую к восстановлению справедливости.

Результаты применения сказки как средство развития личностных качеств детей дошкольного возраста выражается не только в формировании эмоционально-нравственных основ, но и в развитии умения взаимодействовать со сверстниками, и взрослыми, развитию логического мышления, воображении, мелкой моторики, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

В перспективе нашей деятельности мы планируем разрабатывать методический комплекс по использованию сказок на занятиях разной направленности с детьми дошкольного возраста. Знакомство дошкольников с великим и разнообразным миром русских народных сказок - неотъемлемая часть нравственного воспитания и развития эмоциональной сферы детей.