Тип урока: комбинированный урок.
Цель и значение темы:
- Познакомить учащихся с экономическими отношениями в обществе, создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.
- Научить определять условия функционирования рынка и подвести к пониманию положения, что конкуренция - двигатель рынка.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать понятия и термины и уметь их применять при решении познавательных заданий: типы экономических систем, субъекты рыночных отношений, законспроса и предложения, конкуренция; анализировать схемы и графики;
- высказывать собственное мнение, суждения, делать выводы, развивать умение выделять главное, составляя опорные схему и таблицы.
Метапредметные:
- выявлять причинно-следственные связи и видеть их положительные и отрицательные последствия;
- аргументировать ответ на основе материалов параграфа;
- сопоставлять и отбирать информацию и готовить ответ по предложенной теме;
- представлять текстовую информацию в виде таблице.
Личностные:
- проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой;
- выражать положительное отношение к процессу познания;
- адекватно понимать причины успешности или неуспешности учебной деятельности;
- воспитание чувства само- и взаимоуважения.
Ресурсы урока:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- мультимедийная разработка урока,
- учебник «Обществознание» 8 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова, 2020;
- рабочая тетрадь к учебнику.
Основные понятия, термины: рыночная экономика, частная собственность, конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Главные вопросы экономики, типы экономических систем»
Учитель: Назовите основные вопросы экономики. Что такое экономическая система?
Что лежит в основе классификации экономических систем? Какие существуют типы экономических систем?
Давайте подумаем, нужно ли управлять экономикой, нужны ли правила поведения на рынке, как рождаются цены?
Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Да, мы будем говорить о рыночной экономике и рыночном механизме регулирования экономикой.
Изучение новой темы
План:
I. Черты рыночной экономики
II. Свободное ценообразование
III. Виды рынков
I. Черты рыночной экономики
1. Работа с понятием
Учитель: Рыночная экономика - это экономическая система, основанная на принципах свободы предпринимательства, частной собственности, рыночного ценообразования и конкуренции.
Задание: Исходя из определения, которое мы записали в тетрадь, выделите основные черты рыночной экономики.
2. Свобода производителя и потребителя
Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое свобода производителя и потребителя?
Свобода предпринимательства - это свобода хозяйственной деятельности, когда предприниматели могут заниматься любым делом, которое не запрещено законом.
Свобода предполагает и личную ответственность производителей и покупателей за принимаемые решения, и те, и другие затрачивают собственные средства и рискуют ими.
Экономическая свобода - это не только свобода любой деятельности, включающая право выбора, но и связанный с этим риск и ответственность.
3. Частная собственность
Учитель: Ребята, сформулируйте суть понятия «частная собственность».
С точки зрения экономической науки, собственность - это отношения между людьми по поводу присвоения определённых вещей. Они возникают лишь при условии существования как минимум двух человек.
Быть собственником - это значит иметь признаваемое другими людьми право владеть, пользоваться и распоряжаться теми или иными вещами.
Владеть - это фактическое обладание вещью, возможность воздействовать на неё. Если у вещи есть конкретный владелец, то пользование ею всеми другими людьми затруднено.
Пользоваться - возможность применять вещь по её назначению, присваивать и извлекать её полезные свойства.
Распоряжаться - это право и возможность собственника поступать со своими вещами любым желаемым способом.
4. Конкуренция
Задание: Ребята, прочтите учебник на стр. 174 и ответьте на вопрос, что такое конкуренция.
Конкуренция - экономическое соперничество между производителями товаров за более выгодные условия производства и сбыта товара, за источники сырья с целью получения более высокой прибыли.
Учитель: Ребята, назовите положительные и отрицательные последствия конкуренции.
Конкуренция способствует повышению производительности труда, снижению затрат на производство продукции и повышению её качества.
Но в то же время конкурентная борьба на рынке может привести к разорению предпринимателей и значительным потерям.
II. Свободное ценообразование
1. Спрос
Учитель: Ребята, чтобы понять, как формируется цена, необходимо познакомиться с понятием «спрос» и «предложение».
Как вы думаете, что такое «спрос»?
Спрос - это не просто желание покупателя приобрести какую-то конкретную вещь, но и возможность это сделать. Поэтому говорят о платёжеспособном спросе покупателей.
Давайте изобразим это соотношение цены и спроса на графике.
Учитель: Итак, при повышении цены товара, спрос на него снижается, то есть спрос находится в обратной зависимости от цены. Это и есть закон спроса.
А можно еще каким-либо способом влиять на формирование или изменение спрос?
Неценовые факторы спроса: число покупателей;
- ожидания изменения цены;
- потребительские предпочтения;
- мода, вкусы потребителя, полезность товара;
- доход потребителя.
2. Предложение
Учитель: Как вы думаете, что такое «предложение»?
Предложение - это желание и возможность продавцов произвести и продать товар.
Закон предложения: повышение цены на товар ведёт к росту его предложения. То есть предложение находится в прямой зависимости от цены.
Неценовые факторы предложения:
- цены на ресурсы;
- технология производства;
- число продавцов на рынке;
- ожидания изменения цен;
- налоги и дотации.
3. Рыночное равновесие
Учитель: На рынке происходит невидимая глазу работа по выравниванию цен, что приводит к ситуации рыночного равновесия.
Рыночное равновесие - состояние на рынке, когда покупка и продажа определённого товара как для покупателя, так и для продавца взаимовыгодна.
В такой ситуации продавец продаёт ровно то количество товара, которое готов приобрести покупатель по выставленной цене и качеству.
Если на графике кривую спроса обозначить буквой D, а кривую предложения буквой S, то равновесная цена будет находиться в точке их пересечения.
Состояния рыночного равновесия достичь сложно. При любом колебании рынка данное состояние нарушается, и возникает:
- либо избыток товара, то есть тот товар, который не продали за определённый промежуток времени;
- либо его дефицит, когда покупатель желает приобрести большее число товара, чем есть у продавца.
Учитель: Таким образом, рынок является эффективным способом регулирования экономической жизни общества.
III. Виды рынков
Задание: Ребята, составьте таблицу о видах рынков на основе предложенной классификации
Основания для классификации |
Виды рынков |
По объектам |
Рынок товаров и услуг
|
По масштабам |
Мировой рынок
|
По степени соблюдения закона |
Легальный рынок
|
IV. Закрепление изученного материала
Работа в рабочей тетради на стр. 73-74 задание 5, 6.
Домашнее задание:
- Прочитать параграф 20 и ответить на вопросы 1-7 (устно).
- Выучить новые понятия.
- Работа в рабочей тетради на стр. 71 задание 3 (письменно).