Рыночная экономика

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Тип урока: комбинированный урок.

Цель и значение темы:

  • Познакомить учащихся с экономическими отношениями в обществе, создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.
  • Научить определять условия функционирования рынка и подвести к пониманию положения, что конкуренция - двигатель рынка.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать понятия и термины и уметь их применять при решении познавательных заданий: типы экономических систем, субъекты рыночных отношений, законспроса и предложения, конкуренция; анализировать схемы и графики;
  • высказывать собственное мнение, суждения, делать выводы, развивать умение выделять главное, составляя опорные схему и таблицы.

Метапредметные:

  • выявлять причинно-следственные связи и видеть их положительные и отрицательные последствия;
  • аргументировать ответ на основе материалов параграфа;
  • сопоставлять и отбирать информацию и готовить ответ по предложенной теме;
  • представлять текстовую информацию в виде таблице.

Личностные:

  • проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой;
  • выражать положительное отношение к процессу познания;
  • адекватно понимать причины успешности или неуспешности учебной деятельности;
  • воспитание чувства само- и взаимоуважения.

Ресурсы урока:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная разработка урока,
  • учебник «Обществознание» 8 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова, 2020;
  • рабочая тетрадь к учебнику.

Основные понятия, термины: рыночная экономика, частная собственность, конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена.

Ход урока

Организационно-мотивационный этап

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Главные вопросы экономики, типы экономических систем»

Учитель: Назовите основные вопросы экономики. Что такое экономическая система?

Что лежит в основе классификации экономических систем? Какие существуют типы экономических систем?

Давайте подумаем, нужно ли управлять экономикой, нужны ли правила поведения на рынке, как рождаются цены?

Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Да, мы будем говорить о рыночной экономике и рыночном механизме регулирования экономикой.

Изучение новой темы

План:

I. Черты рыночной экономики

II. Свободное ценообразование

III. Виды рынков

I. Черты рыночной экономики

1. Работа с понятием

Учитель: Рыночная экономика - это экономическая система, основанная на принципах свободы предпринимательства, частной собственности, рыночного ценообразования и конкуренции.

Задание: Исходя из определения, которое мы записали в тетрадь, выделите основные черты рыночной экономики.

2. Свобода производителя и потребителя

Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое свобода производителя и потребителя?

Свобода предпринимательства - это свобода хозяйственной деятельности, когда предприниматели могут заниматься любым делом, которое не запрещено законом.

Свобода предполагает и личную ответственность производителей и покупателей за принимаемые решения, и те, и другие затрачивают собственные средства и рискуют ими.

Экономическая свобода - это не только свобода любой деятельности, включающая право выбора, но и связанный с этим риск и ответственность.

3. Частная собственность

Учитель: Ребята, сформулируйте суть понятия «частная собственность».

С точки зрения экономической науки, собственность - это отношения между людьми по поводу присвоения определённых вещей. Они возникают лишь при условии существования как минимум двух человек.

Быть собственником - это значит иметь признаваемое другими людьми право владеть, пользоваться и распоряжаться теми или иными вещами.

Владеть - это фактическое обладание вещью, возможность воздействовать на неё. Если у вещи есть конкретный владелец, то пользование ею всеми другими людьми затруднено.

Пользоваться - возможность применять вещь по её назначению, присваивать и извлекать её полезные свойства.

Распоряжаться - это право и возможность собственника поступать со своими вещами любым желаемым способом.

4. Конкуренция

Задание: Ребята, прочтите учебник на стр. 174 и ответьте на вопрос, что такое конкуренция.

Конкуренция - экономическое соперничество между производителями товаров за более выгодные условия производства и сбыта товара, за источники сырья с целью получения более высокой прибыли.

Учитель: Ребята, назовите положительные и отрицательные последствия конкуренции.

Конкуренция способствует повышению производительности труда, снижению затрат на производство продукции и повышению её качества.

Но в то же время конкурентная борьба на рынке может привести к разоре­нию предпринимателей и значительным потерям.

II. Свободное ценообразование

1. Спрос

Учитель: Ребята, чтобы понять, как формируется цена, необходимо познакомиться с понятием «спрос» и «предложение».

Как вы думаете, что такое «спрос»?

Спрос - это не просто желание покупателя приобрести какую-то конкретную вещь, но и возможность это сделать. Поэтому говорят о платёжеспособном спросе покупателей.

Давайте изобразим это соотношение цены и спроса на графике.

Учитель: Итак, при повышении цены товара, спрос на него снижается, то есть спрос находится в обратной зависимости от цены. Это и есть закон спроса.

А можно еще каким-либо способом влиять на формирование или изменение спрос?

Неценовые факторы спроса: число покупателей;

  • ожидания изменения цены;
  • потребительские предпочтения;
  • мода, вкусы потребителя, полезность товара;
  • доход потребителя.

2. Предложение

Учитель: Как вы думаете, что такое «предложение»?

Предложение - это желание и возможность продавцов произвести и продать товар.

Закон предложения: повышение цены на товар ведёт к росту его предложения. То есть предложение находится в прямой зависимости от цены.

Неценовые факторы предложения:

  • цены на ресурсы;
  • технология производства;
  • число продавцов на рынке;
  • ожидания изменения цен;
  • налоги и дотации.

3. Рыночное равновесие

Учитель: На рынке происходит невидимая глазу работа по выравниванию цен, что приводит к ситуации рыночного равновесия.

Рыночное равновесие - состояние на рынке, когда покупка и продажа определённого товара как для покупателя, так и для продавца взаимовыгодна.
В такой ситуации продавец продаёт ровно то количество товара, которое готов приобрести покупатель по выставленной цене и качеству.

Если на графике кривую спроса обозначить буквой D, а кривую предложения буквой S, то равновесная цена будет находиться в точке их пересечения.

Состояния рыночного равновесия достичь сложно. При любом колебании рынка данное состояние нарушается, и возникает:

  • либо избыток товара, то есть тот товар, который не продали за определённый промежуток времени;
  • либо его дефицит, когда покупатель желает приобрести большее число товара, чем есть у продавца.

Учитель: Таким образом, рынок является эффективным способом регулирования экономической жизни общества.

III. Виды рынков

Задание: Ребята, составьте таблицу о видах рынков на основе предложенной классификации

Основания для классификации

Виды рынков

По объектам

Рынок товаров и услуг
Рынок ценных бумаг
Рынок рабочей силы
Рынок научных разработок

По масштабам

Мировой рынок
Национальный рынок
Региональный рынок
Местный рынок

По степени соблюдения закона

Легальный рынок
Нелегальный рынок

IV. Закрепление изученного материала

Работа в рабочей тетради на стр. 73-74 задание 5, 6.

Домашнее задание:

  • Прочитать параграф 20 и ответить на вопросы 1-7 (устно).
  • Выучить новые понятия.
  • Работа в рабочей тетради на стр. 71 задание 3 (письменно).