Проект для средней группы "Как животные готовятся к зиме?"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: младшая группа, средняя группа, дикие животные, животные зимой


Пояснительная записка

Актуальность: Суть проекта заключается в том, чтобы во время занятий, экскурсий, бесед, просмотра презентаций «В мире животных», чтения произведений, работе по сюжетным картинам дети могли больше узнать о диких животных. Могли проследить взаимосвязь и взаимозависимость в природе с изменением времени года происходят изменения в жизни диких животных. Главной задачей является научить узнавать и определять животных по цвету их шерсти, по части тела, издаваемым звукам, повадкам, характерной пище, передвижению.

Рассказать о питании, жилище, способе добывания и запасания пищи на зиму, размножении, детенышах и заботе взрослых животных о своем потомстве. Отображать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Цель проекта: Обогащение представлений детей о диких животных, совершенствование умения выделять характерные признаки представителей диких животных, правильно называть их детенышей.

Тип проекта: информационно-познавательный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный с 01.11.2022г по 13.11.2022 г.

Состав участников проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители.

По характеру контактов: с воспитанниками одной группы.

Продукт проекта: макет зимнего леса, лэпбук «Как животные готовятся к зиме», альбом «Как животные готовятся к зиме» выставка детских работ.

Проблемная ситуация: В связи недостаточными знаниями у детей о жизни диких животных в период подготовки к зиме, недостаточным представлением об их образе жизни, повадках, питании, жилищах в данный период, низким владением обобщающими понятиями, неумением описывать животных мною была выдвинута проблема: как дикие животные готовятся к зиме?

Задачи проекта:

  • Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность. Воспитывать желание работать в коллективе, делать работу вместе, дружно.
  • Обучающие: Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и жизнью животных.
  • Развивающие: Развивать познавательную активность. Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Предполагаемый результат:

  • Поддержать и углубить любознательность ребенка.
  • Побуждать к самостоятельным размышлениям.
  • Закрепить полученные знания о мире природы.
  • Развить интерес к диким животным.
  • Обогатить знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условиях жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

По предметно-содержательной области: интегративный (пять образовательных областей)>

Предметно-пространственная развивающая среда: все мероприятия проекта реализуются на базе группы и прогулочного участка.

Средства и оборудование:

  • Технические: Звуковая колонка, ноутбук
  • Методические: Лэпбук «Как животные готовятся к зиме», альбом «Как животные готовятся к зиме». макет «Зимний лес».
  • Беседы: «Кто живет в лесу» «Почему звери меняют цвет своей шубки?», «Как звери готовятся к зиме».
  • Чтение художественной литературы: «Лисичка-сестричка и серый волк», В.Бианки «Заяц и полёвка», «Приспособился». Г.Скребицкий. «Волчьи хитрости», русской народной сказки «Зимовье зверей, «Волчишко» Е.Чарушин
  • Дидактические игры: «Чей след?», Настолько - печатные игры «Чей детеныш?», «Три медведя». Домино «Лесные жители», «Кто, где живёт?», «Зимние запасы», «Найди и назови», «Когда это бывает?»,
  • Словесные игры: «Назови детенышей животных», «Расскажи, кто какой?», «Кто что делает», «Доскажи словечко»
  • НОД: Рисование «Мишка косолапый», «Ежик», Лепка «Грибы и орешки для белочки», Аппликация «Мишка бурый», «Белочка».
  • Пальчиковая гимнастика: «Зайчик», «Дикие животные».
  • Просмотр презентации: «Как заяц зимой живет», «Как звери готовятся к зиме».
  • Рассматривание: иллюстраций с изображением времен года, животных.
  • Раскрашивание раскрасок «Дикиеживотные», «Лес».
  • Отгадывание загадок на тему «Животные и их жилища».
  • Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц».
  • Организационные: столы, краски, карандаши, бумага, клей, вода,

Работа с родителями:

  • Объединить усилий семьи и ДОУ по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.
  • Развивать у родителей желание принимать участие в жизни группы.

Список литературы:

  1. Веретенникова С.А. и Клыков А.А. «Четыре времени года».Книга для воспитателя детского сада. 6-е, исп. изд. «Просвещение», 1971.
  2. Гончарова Е.В. «Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ», Екатеринбург: Центр Проблем Детства, 2002.
  3. Программа «От рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  4. Николаева С.Н. «Юный эколог»Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет. М.: Мозайка-синтез, 2010.
  5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  6. Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». М.: ТЦ Сфера, 2011.

Этапы проекта «Как животные готовятся к зиме» для детей средней группы № 5

Этапы проекта,
указать временные рамки>

Деятельность воспитателя группы и специалистов МБДОУ по проекту

Деятельность детей

1 этап
Поисковый, постановка проблемы

Создать условия для вхождения в проблемную ситуацию: для детей, родителей, педагогов.
- анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Принимают задачу проекта.

2 этап
Аналитический

Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме;

Создание предметно - развивающей среды в соответствии с тематикой;

Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме; пополнение библиотеки группы книгами о животных.

Анкетирование родителей по теме

3 этап
практический

Проектирование текущей работы по проектной деятельность: смотри перспективный план (приложение)
Все виды детской деятельности.

НОД: ФКЦМ, рисование, ручной труд, музыка, изо, физкультура, экология и др., совместная и самостоятельная деятельность детей: дидактические и народные игры, выставка.

Беседы: «Кто живет в лесу» «Почему звери меняют цвет своей шубки?», «Как звери готовятся к зиме».

Чтение художественной литературы: «Лисичка-сестричка и серый волк», В.Бианки «Заяц и полёвка», «Приспособился». Г.Скребицкий. «Волчьи хитрости», русской народной сказки «Зимовье зверей, «Волчишко» Е.Чарушин

Дидактические игры: «Чей след?», Настолько-печатные игры «Чей детеныш?», «Три медведя». Домино «Лесные жители», «Кто где живёт?», «Зимние запасы», «Найди и назови», «Когда это бывает?»

Словесные игры: «Назови детенышей животных», «Расскажи, кто какой?», «Кто что делает», «Доскажи словечко»

НОД: Рисование «Мишка косолапый», «Ежик», Лепка «Грибы и орешки для белочки», Аппликация «Мишка бурый», «Белочка».

Пальчиковая гимнастика: «Зайчик», «Дикие животные».

Просмотр презентации: «Как заяц зимой живет», «Как звери готовятся к зиме».

Рассматривание: иллюстраций с изображением времен года, животных.

Раскрашивание раскрасок «Дикие животные», «Лес», рисование с помощью трафаретов животных и их раскрашивание.

Отгадывание загадок на тему «Животные и их жилища».

Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц».

4 этап
презентационный, рефлексивный

Анализ достижения целей и полученных результатов. Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Продукт проекта. Методические разработки (тема, форма).
Обобщение и распространение опыта работы. Защита проекта.

Мониторинг, предполагаемой педагогической диагностики.

  • Количество участников проекта детей до 100%
  • Количество участников проекта родителей (законных представителей) до 70%
  • Количество реализованных мероприятий 100%
  • Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами проекта до 85 %
  • Количество педагогов (воспитателей), последователей, реализующих данный проект в своих группах не менее 3-х

2. Перспективный план по проекту «Как животные готовятся к зиме» для детей средней группы