Пояснительная записка
Актуальность: Суть проекта заключается в том, чтобы во время занятий, экскурсий, бесед, просмотра презентаций «В мире животных», чтения произведений, работе по сюжетным картинам дети могли больше узнать о диких животных. Могли проследить взаимосвязь и взаимозависимость в природе с изменением времени года происходят изменения в жизни диких животных. Главной задачей является научить узнавать и определять животных по цвету их шерсти, по части тела, издаваемым звукам, повадкам, характерной пище, передвижению.
Рассказать о питании, жилище, способе добывания и запасания пищи на зиму, размножении, детенышах и заботе взрослых животных о своем потомстве. Отображать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Цель проекта: Обогащение представлений детей о диких животных, совершенствование умения выделять характерные признаки представителей диких животных, правильно называть их детенышей.
Тип проекта: информационно-познавательный.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный с 01.11.2022г по 13.11.2022 г.
Состав участников проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители.
По характеру контактов: с воспитанниками одной группы.
Продукт проекта: макет зимнего леса, лэпбук «Как животные готовятся к зиме», альбом «Как животные готовятся к зиме» выставка детских работ.
Проблемная ситуация: В связи недостаточными знаниями у детей о жизни диких животных в период подготовки к зиме, недостаточным представлением об их образе жизни, повадках, питании, жилищах в данный период, низким владением обобщающими понятиями, неумением описывать животных мною была выдвинута проблема: как дикие животные готовятся к зиме?
Задачи проекта:
- Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность. Воспитывать желание работать в коллективе, делать работу вместе, дружно.
- Обучающие: Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и жизнью животных.
- Развивающие: Развивать познавательную активность. Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Предполагаемый результат:
- Поддержать и углубить любознательность ребенка.
- Побуждать к самостоятельным размышлениям.
- Закрепить полученные знания о мире природы.
- Развить интерес к диким животным.
- Обогатить знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условиях жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
По предметно-содержательной области: интегративный (пять образовательных областей)>
Предметно-пространственная развивающая среда: все мероприятия проекта реализуются на базе группы и прогулочного участка.
Средства и оборудование:
- Технические: Звуковая колонка, ноутбук
- Методические: Лэпбук «Как животные готовятся к зиме», альбом «Как животные готовятся к зиме». макет «Зимний лес».
- Беседы: «Кто живет в лесу» «Почему звери меняют цвет своей шубки?», «Как звери готовятся к зиме».
- Чтение художественной литературы: «Лисичка-сестричка и серый волк», В.Бианки «Заяц и полёвка», «Приспособился». Г.Скребицкий. «Волчьи хитрости», русской народной сказки «Зимовье зверей, «Волчишко» Е.Чарушин
- Дидактические игры: «Чей след?», Настолько - печатные игры «Чей детеныш?», «Три медведя». Домино «Лесные жители», «Кто, где живёт?», «Зимние запасы», «Найди и назови», «Когда это бывает?»,
- Словесные игры: «Назови детенышей животных», «Расскажи, кто какой?», «Кто что делает», «Доскажи словечко»
- НОД: Рисование «Мишка косолапый», «Ежик», Лепка «Грибы и орешки для белочки», Аппликация «Мишка бурый», «Белочка».
- Пальчиковая гимнастика: «Зайчик», «Дикие животные».
- Просмотр презентации: «Как заяц зимой живет», «Как звери готовятся к зиме».
- Рассматривание: иллюстраций с изображением времен года, животных.
- Раскрашивание раскрасок «Дикиеживотные», «Лес».
- Отгадывание загадок на тему «Животные и их жилища».
- Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц».
- Организационные: столы, краски, карандаши, бумага, клей, вода,
Работа с родителями:
- Объединить усилий семьи и ДОУ по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста.
- Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.
- Развивать у родителей желание принимать участие в жизни группы.
Список литературы:
- Веретенникова С.А. и Клыков А.А. «Четыре времени года».Книга для воспитателя детского сада. 6-е, исп. изд. «Просвещение», 1971.
- Гончарова Е.В. «Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ», Екатеринбург: Центр Проблем Детства, 2002.
- Программа «От рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Николаева С.Н. «Юный эколог»Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет. М.: Мозайка-синтез, 2010.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». М.: ТЦ Сфера, 2011.
Этапы проекта «Как животные готовятся к зиме» для детей средней группы № 5
Этапы проекта,
|
Деятельность воспитателя группы и специалистов МБДОУ по проекту |
Деятельность детей |
1 этап
|
Создать условия для вхождения в проблемную ситуацию: для детей, родителей, педагогов.
|
Принимают задачу проекта. |
2 этап
|
Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме; Создание предметно - развивающей среды в соответствии с тематикой; Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме; пополнение библиотеки группы книгами о животных. Анкетирование родителей по теме
|
|
3 этап
|
Проектирование текущей работы по проектной деятельность: смотри перспективный план (приложение)
НОД: ФКЦМ, рисование, ручной труд, музыка, изо, физкультура, экология и др., совместная и самостоятельная деятельность детей: дидактические и народные игры, выставка. Беседы: «Кто живет в лесу» «Почему звери меняют цвет своей шубки?», «Как звери готовятся к зиме». Чтение художественной литературы: «Лисичка-сестричка и серый волк», В.Бианки «Заяц и полёвка», «Приспособился». Г.Скребицкий. «Волчьи хитрости», русской народной сказки «Зимовье зверей, «Волчишко» Е.Чарушин Дидактические игры: «Чей след?», Настолько-печатные игры «Чей детеныш?», «Три медведя». Домино «Лесные жители», «Кто где живёт?», «Зимние запасы», «Найди и назови», «Когда это бывает?» Словесные игры: «Назови детенышей животных», «Расскажи, кто какой?», «Кто что делает», «Доскажи словечко» НОД: Рисование «Мишка косолапый», «Ежик», Лепка «Грибы и орешки для белочки», Аппликация «Мишка бурый», «Белочка». Пальчиковая гимнастика: «Зайчик», «Дикие животные». Просмотр презентации: «Как заяц зимой живет», «Как звери готовятся к зиме». Рассматривание: иллюстраций с изображением времен года, животных. Раскрашивание раскрасок «Дикие животные», «Лес», рисование с помощью трафаретов животных и их раскрашивание. Отгадывание загадок на тему «Животные и их жилища». Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц». |
|
4 этап
|
Анализ достижения целей и полученных результатов. Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
|
Мониторинг, предполагаемой педагогической диагностики.
- Количество участников проекта детей до 100%
- Количество участников проекта родителей (законных представителей) до 70%
- Количество реализованных мероприятий 100%
- Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами проекта до 85 %
- Количество педагогов (воспитателей), последователей, реализующих данный проект в своих группах не менее 3-х