Литературное чтение.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: создать условия для знакомства с творчеством С.Михалкова и его произведением «Новогодняя быль».
- познавательные: анализировать прочитанные произведения, понимать идейный смысл произведения;
- развивающие: совершенствовать навыки выразительного, беглого чтения и четкую дикцию; развивать эмоционально-духовную, нравственную сферу ребенка, его мыслительную деятельность;
- воспитательные: прививать интерес к чтению, бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно.
Технологическая карта занятия
Этап урока
|
Формы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Самоопределение к деятельности
|
Фр.-я |
Настрой на работу
|
Организуют свое рабочее место. |
Л: формирование положительного отношения к процессу познания.
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
Гр.-я |
Ф.Тютчев написал очень красивое стихотворение. Как вы думаете, только ли Тютчев
|
Пересказывают сказку. |
К: вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками.
|
3.Постановка учебной задачи |
Фр.-я |
Создание проблемной ситуации.
|
Формулируют тему и цель урока с опорой на страницы учебника. |
П: самостоятельно формулируют познавательную задачу;
|
4.Работа по теме урока |
Фр.-я |
1. Первичное чтение.
|
Делятся впечатлениями от прочитанного, отвечают на вопросы. |
П: анализировать полученную информацию, выделять главное, делать выводы;
|
Фр.-я Пар.-я |
2. Беседа после прочитанного.
- Понравилось ли произведение? - Почему автор назвал своё произведение былью. А можно ли назвать его сказкой? Докажите. - Что в сказке реально, а что вымышлено? - Какие чувства пробудила у вас эта история? - Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опишите этот момент. 3. Вторичное чтение текста и анализ произведения. Чтение 1 части текста цепочкой по одному предложению. (До слов «Но вот как-то летом…») Придумайте по одному вопросу к первой части. Чтение 2 части текста цепочкой по одному предложению. - Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? - Какой вы себе представляете Сороку по характеру? Что она делает? - Какой Елочку изобразил художник? - Найдите в тексте диалог Елочки и Сороки. Распределив роли, перечитайте его в парах. -Кто желает прочитать выразительно для всех разговор Елочки и Сороки, чтением выразить своё к ним отношение? (1 пара читает) - Хочется ли вам немного успокоить Елочку? Чтение 3 части текста цепочкой по одному предложению. - Из-за чего переживала ёлочка? Чтение 4 части текста цепочкой по одному предложению. - Какое слово использовал автор, после чтения которого стало понятно, что за человек пришел в лес? Что вы можете сказать об этом человеке? - Какой подарок он подарил Елочке? Как он отнесся к дереву? Почему? Что придумал папа, чтобы всем было хорошо? - Как дальше сложилась жизнь Елочки? - Почему слово «Елочка» автор записывает с заглавной буквы? Вспомните, как называется этот приём в литературе (олицетворение) |
|||
5. Закрепление знаний и способов действий |
- Знаете ли вы, что история, о которой мы сегодня узнали, была написана С.Михалковым и в стихах. Послушайте ее.
|
Слушают стихи, формулируют главную мысль произведения. |
К: умение слушать и слышать друг друга.
|
|
6. Рефлексия деятельности
|
Фр.-я |
Организация рефлексии
Д/З. Прочитать быль и составить план для пересказа. |
Анализируют работу на уроке. |
Р: контроль, оценка, коррекция. |
С.Михалков. Событие.
В снегу стояла елочка -
Зелененькая челочка -
Смолистая,
Здоровая, полутораметровая.
Произошло событие:
В один из зимних дней
Лесник решил срубить ее! -
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена,
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх.
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают, украшения -
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!
Кто спас, кто разодел ее?
Сынишка лесника!
И.Токмакова. Живи, ёлочка!
Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому? Никому!
Просто - ветру, метели,
Такой же красивой не спиленной ели!