Урок по литературному чтению по теме «С.Михалков "Новогодняя быль"»

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: литературное чтение, С.Михалков «Новогодняя быль»


Литературное чтение.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создать условия для знакомства с творчеством С.Михалкова и его произведением «Новогодняя быль».

  • познавательные: анализировать прочитанные произведения, понимать идейный смысл произведения;
  • развивающие: совершенствовать навыки выразительного, беглого чтения и четкую дикцию; развивать эмоционально-духовную, нравственную сферу ребенка, его мыслительную деятельность;
  • воспитательные: прививать интерес к чтению, бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно.

Технологическая карта занятия

Этап урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности
(оргмомент)

Фр.-я

Настрой на работу
Я рада видеть каждого из вас
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Организуют свое рабочее место.

Л: формирование положительного отношения к процессу познания.
Р: нацеливание на успешную деятельность.
К: потребность в учебном сотрудничестве.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Гр.-я

Ф.Тютчев написал очень красивое стихотворение. Как вы думаете, только ли Тютчев
писал стихи об осени? (ответы детей)
А хотите познакомиться с еще одним удивительным поэтом?
Ребята, обратите внимание на доску. Вы видите портрет и сборники стихов еще одного
замечательного поэта. Это К.Д.Бальмонт
С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
Проверка Д/З
Пересказ сказки.

Пересказывают сказку.

К: вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками.
П: осознанное построение речевого высказывания.
Л: учебно-познав. мотив-я

3.Постановка учебной задачи

Фр.-я

Создание проблемной ситуации.
- Откройте учебник с.203-207. Рассмотрите странички.
Можно ли по картинке на с.205, узнать к какому литературному жанру принадлежит это произведение?
- Как вы думаете, почему автор назвал своё произведение былью? А почему новогодней?
- Назовите тему урока… Сформулируйте цель урока чтения.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с авторской (литературной) сказкой С.Михалкова "Новогодняя быль". Будем учиться правильно и выразительно читать, задавать вопросы, находить ответы в тексте.

Формулируют тему и цель урока с опорой на страницы учебника.

П: самостоятельно формулируют познавательную задачу;
Р: планирование учебного сотрудничества, способность принимать и сохранять цель учебной деятельности.
К: умеют слушать друг друга

4.Работа по теме урока

Фр.-я

1. Первичное чтение.
-Я прочитаю вам сказку. Попробуйте, слушая это произведение, определить свои чувства, душевное состояние.
(Читает учитель с остановкой: творческий вопрос: Как вы думаете, что произойдёт дальше?)

Делятся впечатлениями от прочитанного, отвечают на вопросы.

П: анализировать полученную информацию, выделять главное, делать выводы;
К: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свои мысли, умения взаимодействовать в парах.
Р: контроль процесса и результата деятельности, целеустремлённость в достижении цели урока.

Фр.-я

Пар.-я
2. Беседа после прочитанного.
- Понравилось ли произведение?
- Почему автор назвал своё произведение былью. А можно ли назвать его сказкой? Докажите.
- Что в сказке реально, а что вымышлено?
- Какие чувства пробудила у вас эта история?
- Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опишите этот момент.
3. Вторичное чтение текста и анализ произведения.
Чтение 1 части текста цепочкой по одному предложению. (До слов «Но вот как-то летом…»)
Придумайте по одному вопросу к первой части.
Чтение 2 части текста цепочкой по одному предложению.
- Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?
- Какой вы себе представляете Сороку по характеру? Что она делает?
- Какой Елочку изобразил художник?
- Найдите в тексте диалог Елочки и Сороки. Распределив роли, перечитайте его в парах.
-Кто желает прочитать выразительно для всех разговор Елочки и Сороки, чтением выразить своё к ним отношение? (1 пара читает)
- Хочется ли вам немного успокоить Елочку?
Чтение 3 части текста цепочкой по одному предложению.
- Из-за чего переживала ёлочка?
Чтение 4 части текста цепочкой по одному предложению.
- Какое слово использовал автор, после чтения которого стало понятно, что за человек пришел в лес? Что вы можете сказать об этом человеке?
- Какой подарок он подарил Елочке? Как он отнесся к дереву? Почему? Что придумал папа, чтобы всем было хорошо?
- Как дальше сложилась жизнь Елочки?
- Почему слово «Елочка» автор записывает с заглавной буквы?
Вспомните, как называется этот приём в литературе (олицетворение)

5. Закрепление знаний и способов действий

- Знаете ли вы, что история, о которой мы сегодня узнали, была написана С.Михалковым и в стихах. Послушайте ее.
Как вы думаете, что хотел сказать нам автор своим произведением?
Чтение стихотворения И.Токмаковой «Живи ёлочка!»

Слушают стихи, формулируют главную мысль произведения.

К: умение слушать и слышать друг друга.
Л: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
П: умение осознанно строить речевое высказывание

6. Рефлексия деятельности
(итог урока)

Фр.-я

Организация рефлексии
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто автор?
- Справились ли мы с поставленными целями?

  1. Сегодня я узнал..
  2. Мне было интересно…
  3. После урока мне захотелось…
  4. Хотел бы поработать над…

Д/З. Прочитать быль и составить план для пересказа.

Анализируют работу на уроке.

Р: контроль, оценка, коррекция.

С.Михалков. Событие.

В снегу стояла елочка -
Зелененькая челочка -
Смолистая,
Здоровая, полутораметровая.
Произошло событие:
В один из зимних дней
Лесник решил срубить ее! -
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена,
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх.
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают, украшения -
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!
Кто спас, кто разодел ее?
Сынишка лесника!

И.Токмакова. Живи, ёлочка!

Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому? Никому!
Просто - ветру, метели,
Такой же красивой не спиленной ели!