Формирование читательской компетенции

Разделы: Общепедагогические технологии


Для современного отечественного образования характерна реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на всех ступенях обучения школьников. В рамках реализации ФГОС начального общего образования обеспечивается формирование ряда умений и навыков. В частности, формируется навык чтения, умение применять данный навык при поиске необходимой информации в текстах с целью обогащения знаний и читательского опыта, познавательного, речевого и творческого развития. В свете рассматриваемой проблемы актуальным является формирование читательской компетенции младших школьников.

В литературе представлены различные определения термину «компетенция»; в общем виде данное понятие можно рассматривать через совокупность базовых элементов - знаний, умений и навыков, а также способностей человека, проявляемыми в деятельности и готовности к выполнению этой деятельности. Понятие «компетентность» достаточно близко к понятию «компетенция». Компетентность представляет собой наличие комплекса знаний и практического опыта, которые используются при выполнении деятельности в какой-либо сфере, а также владение соответствующими компетенциями и отношение человека к выполняемой деятельности [3, с. 154].

Под читательской компетенцией понимается способность обучающегося осмысливать тексты, имеющие различное содержание, осуществлять рефлексию, поддерживать использование прочитанного материала в различных ситуациях [2, с. 106].

Основными задачами формирования читательской компетенции младших школьников являются:

  • научить обучающегося правильно, осознанно и выразительно читать;
  • учить извлечению из текстов различного содержания полезной и интересной информации;
  • учить самостоятельно выбирать книгу для чтения;
  • обучать школьников работе с различными источниками информации (энциклопедии, словари, справочники и т.д.);
  • учить высказыванию собственного мнения о прочитанных художественных произведениях.

Изучение и анализ литературных источников [1; 2] и практика работы в общеобразовательной школе позволяют говорить о потере интереса младших школьников к чтению литературных произведений. В соответствии с этим актуальным считаем привитие интереса и любви детей к чтению, а также решение в образовательно-воспитательном процессе формирование читательской компетенции обучающихся, при этом в качестве наиболее эффективного средства могут использоваться информационные технологии.

Система работы по формированию читательской компетенции младших школьников может иметь следующий вид:

  • в процессе проведения уроков по различным дисциплинам обучение школьников работе с текстами учебника; по данному направлению работы учим детей выделять определения по теме урока, после изучения темы искать ответы на вопросы, выделять главные мысли по мере прочтения текстов;
  • обучение использованию при выполнении разных видов работ электронных средств, позволяющих почерпнуть информацию;
  • организация работы по моделированию реальных жизненных ситуаций, в рамках которой младшие школьники будут использовать изученный материал.

Данная система работы будет способствовать не только повышению читательского интереса младших школьников, но и формированию читательской компетенции.

Наибольший потенциал в решении проблемы формирования читательской компетенции младших школьников имеют уроки литературного чтения, а также внеклассные занятия в форме творческого конкурса, литературной игры, театрализации и т.д. Перспективным также представляется использование современных информационных технологий, в частности, технология веб-квеста.

Веб-квест представляет собой интерактивную образовательную деятельность, которая имеет отличия от поиска информации в сети Интернет:

  • присутствует проблема, которая требует решения;
  • организуется группа обучающихся, которая ищет информацию в сети Интернет для решения конкретной проблемы, при этом каждый участник группы вносит какой-то вклад в решение проблемы;
  • слаженная групповая работа позволяет решить проблему [2].

Сущность технологии веб-квестов состоит в поиске информации учащимися в сети Интернет по списку веб-сайтов, предоставленных учителем. Реализация данной технологии позволяет формировать у обучающихся новые компетенции, обеспечивает реализацию школьниками творческого потенциала, повышает мотивацию к саморазвитию и самообразованию, повышает самооценку.

В рамках реализации технологии веб-квестов организуется поэтапная работа:

  • на первом этапе школьники выбирают роль;
  • в процессе реализации второго этапа школьником проводится анализ, в ходе которого выясняется, каким образом будет происходить согласование собственной роли с задачами участников группы;
  • далее (на третьем этапе) проводится исследование школьником предложенных веб-сайтов;
  • четвертый этап технологии посвящен представлению каждым обучающимся отчета о проделанной работе;
  • на пятом этапе осуществляется групповое обсуждение выполненной работы каждым членом группы;
  • на шестом этапе происходит групповая защита работы.

На примере реализации веб-квеста на уроке литературного чтения по произведению «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова представим возможности данной технологии в формировании читательской компетенции младших школьников.

Класс делится на три группы: биографы, литературоведы, языковеды. Для каждой группы подбираются задания с адресом веб-сайта, где расположена информация по вопросам. К примеру, группе школьников, выполняющих роль биографов, дается задание по нахождению интересных фактов биографии С.Т.Аксакова (http://www.aksakov.info), найти фотографии писателя, найти информацию по истории написания сказки (http://mylitera.ru). Группа обучающихся, выполняющая роль литературоведов, читает сказку, находит в ней основные элементы (зачин, концовка, эпитеты) (http://lib.ru/TALES/alenkij.txt); также предлагается предоставить доказательства, что данная сказка относится к волшебным. Группа учащихся, выполняющая роль языковедов, находят старинные слова в сказке, рассказывают о современных словах, близких по смыслу найденным (http://dal.sci-lib.com), также в данной группе дается задание по составлению толкового словаря к изучаемой сказке и нахождению пословиц и поговорок, звучащих в тексте сказки (http://lib.ru/TALES/alenkij.txt).

Выполнение заданий в группах оценивается по ряду критериев:

  • понимание каждым членом группы задания;
  • полнота раскрытия темы;
  • решение проблемы, логичность информации;
  • слаженность работы обучающихся в группе;
  • самостоятельность школьников при выполнении задания;
  • особенности презентации.

Использование данной технологии в процессе обучения младших школьников ведет к самостоятельному поиску, извлечению, систематизации, анализу и отбору необходимой для решения проблемы информации, которая содержится в текстах. Организация данного вида работы способствует формированию читательской компетенции младших школьников.

Список литературы

    • Володина М.Э., Слиткова Т.В., Кондрашина С.Ю. Формирование читательской компетенции младших школьников // Интеграция науки и практики в современных условиях. Сборник научных трудов / Науч. ред. Н.Н. Вольская. - М., 2018. - С. 21-24.
    • Жесткова Е.А. Веб-квесты как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества. Материалы международной научной конференции, 2015. - С. 106-109.
    • Лугина А.А., Томилова С.Д. Теоретические аспекты формирования читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения // Филологическое образование в период детства. - 2019. - №26. - С. 154-160.