Интеллектуальная игра по химии «ХимикУм-2022»

Разделы: Химия, Внеклассная работа

Классы: 9, 10

Ключевые слова: интеллектуальная игра, Интеллектуальная игра по химии


Форма проведения: Интеллектуальная игра по химии с участием обучающихся 9-10 классов.

Цель:

  • закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии;
  • заинтересовать учащихся предметом;
  • развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
  • помочь учащимся проявить свои потенциальные способности;
  • развивать у ребят познавательный интерес к предмету, обогатить интеллект и кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии, воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры.

Образовательные задачи: закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии; заинтересовать учащихся предметом;

Развивающие задачи:

  • развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
  • помочь учащимся проявить свои потенциальные способности.
  • развивать у ребят познавательный интерес к предмету, обогатить интеллект и кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопомощи, групповой, творческой деятельности;
  • воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры.

Ход игры

I. Организационный момент

II. Конкурсы

  • 1 конкурс - Разминка - «В стране химических загадок»
  • 2 конкурс - «Откуда имя твоё?» (химические элементы)
  • 3 конкурс - «Позвони мне, позвони»
  • 4 конкурс - «Знакомые всё лица» (имена учёных)
  • 5 конкурс - «Совпадения»
  • 6 конкурс - «Узнай меня!» - маска»
  • 7 конкурс - «Путаница»
  • 8 конкурс - «Дешифровщик»

III. Подведение итогов

1 конкурс - Разминка - «В стране химических загадок»

Вещества, элементы

Газ - ненужный нам отброс
В поле в пищу перерос
углекислый газ

Он безжизненным зовется,
Но жизнь без него не создается
азот

По прозванью инвалид,
Но крепок в деле и на вид
хром

Порознь каждый ядовит,
Вместе - будит аппетит
хлорид натрия (хлор + натрий)

Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.
иод

Основа моя - сухая трава,
С обоих концов - согласные.
В целом я - газ, дорогие друзья,
И кто я, думаю, ясно вам.
ксенон

Вы, ребята, мне поверьте -
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ …
неон

Какой металл по древней мифологии обречен на "вечные муки"?
тантал

Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?
платина

Я не горюю, а горю, и воду вам я подарю.
Пусть будет дождь, и снег, и град -
Я напоить природу рад.
водород

Иду на мелкую монету,
в колоколах люблю звенеть,
мне ставят памятник за это и знают:
имя мое - ... медь

2 конкурс - Откуда имя твое? - «Угадай элемент»

1. Когда в 1669 году гамбургский алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает «несущий свет». Так что «светофор» - лингвистически то же самое, что и «Люцифер». О каком элементе идет речь? (Ответ: Фосфор)

2. В течение длительного времени были известны только производные этого элемента, в том числе исключительно едкая кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель. (Ответ: Фтор)

3. В XV веке в Саксонии среди богатых серебряных руд обнаруживали блестящие, как сталь, белые или серые кристаллы, из которых не удавалось выплавить металл; их примесь к серебряной или медной руде мешала выплавке этих металлов. "Нехорошая" руда получила у горняков имя горного духа. В 1735 году шведский минералог Георг Бранд сумел выделить из этого минерала не известный ранее металл. Какой это металл? (Ответ: Кобальт)

4. Этот элемент открыт в 1844 году профессором Казанского университета К.К.Клаусом, который назвал его в честь своей родины - России. (Ответ: Рутений)

5. Название этого элемента связано с греческим богом Солнца Гелиосом. Латинское название означает "жёлтое" и родственно с "Авророй" - утренней зарёй. (Ответ: Золото)

3 конкурс - Позвони мне, позвони!

номер телефона - последовательность цифр - номеров правильных ответов на 11 вопросов

1. Вещество с ковалентной неполярной связью

2. Вещество с металлической связью, элемент его образующий имеет 35 нейтронов в ядре атома.

3…Чего я только не делывал на своей научной жизни. Начав с учительства, я посвятил 48 лет Родине, науке….

4. Сырье для получения в лаборатории ацетилена

5. Вещество с ковалентной полярной связью

6. Вещество, которое горит в атмосфере углекислого газа

7. Элемент, который необходим для работы сердца

8. Элемент, без него не возможен углеводный обмен в клетках мозга, без него не зреют плоды и не цветут растения

9. Бесцветный газ, который используется при отбеливании бумаги и дезинфекции помещений

10….Он разгадал земные тайны, раздвинул неба потолок и подвигом необычайным прославил Русь, вперед увлек….

11. В свое пребывание в пансионе, где обучали будущих гимназистов, он постоянно экспериментировал со взрывоопасными веществами, пытаясь изготовить порох для бенгальских огней, и как еще это могло окончиться, как не грандиозным взрывом, перепугавшим и воспитателей, и воспитанников? К счастью, при этом никто не пострадал, кроме самого гимназиста, который опалил волосы и бровь и был посажен под замок. Этот проступок настолько возмутил руководство, что к нему применили невиданное в стенах пансиона доселе наказание: вывели в обеденную залу с табличкой на груди, саркастично гласившей: «Великий химик».

Варианты ответов:

  1. SO2
  2. P
  3. Mg
  4. Ломоносов
  5. Менделеев
  6. Al4C3
  7. Бутлеров
  8. H2
  9. Cu
  10. CaC2

4 конкурс - Знакомые все лица

Определить класс неорганических веществ, химические формулы которых представлены в таблице. Обвести буквы, соответствующие правильным ответам и составить из них фамилию ученого.

Формулы веществ

Классы неорганических соединений

металлы

Переходные элементы

Неметаллы

Бинарные соед-я

кислоты

Амфотерный гидроксид

основ-я

соли

PCl3

М

Э

М

Ц

И

З

Т

Ф

HClO3

А

Ъ

С

И

Е

Б

О

Е

Be(OH)2

П

Х

Ч

Т

А

Л

Г

Д

Zn

Р

Е

Я

Ь

Д

И

Н

Б

Ba(OH)2

О

Щ

Ф

Б

С

М

И

С

Ca

Б

Г

Й

Ю

П

П

К

Р

S8

Л

Н

Р

Ж

О

У

Д

Т

Ca3(PO4)2

Д

Ш

Ц

П

Ы

Я

Б

У

Al(OH)3

Ж

К

У

О

В

С

А

Я

5 конкурс «Совпадение»

Выдаётся задание (решить уравнения химических реакций ) команде и капитану. Сколько правильных ответов совпадёт у команды и капитана, столько баллов начисляется участникам.

Капитан:
  1. SnO2 + Mg=
  2. Fe +Cl2=
  3. Na + H2O=
  4. Fe + H2SO4 =
  5. Cl2 + NaBr =
  6. Li + O2 =
  7. Na + O2 =
  8. CH4 + O2=
  9. CuO + C =
  10. Cu + AgNO3 =
  11. Na2CO3 + HNO3=
  12. Al(OH)3 + HCl =

Команда:

  1. SnO2 + Mg=
  2. Fe +Cl2=
  3. Na + H2O=
  4. Fe + H2SO4=
  5. Cl2 + NaBr =
  6. Li + O2 =
  7. Na + O2 =
  8. CH4 + O2 =
  9. CuO + C =
  10. Cu + AgNO3 =
  11. Na2CO3 + HNO3=
  12. Al(OH)3 + HCl =

5 конкурс «Узнай меня! - маска»

Выходят шесть учеников в карнавальных масках, рассказывают об элементах и простых веществах. Команды в течение 30 сек пишут ответы на листочках и сдают. Маска открывается и показывает правильный ответ.

Маска 1. Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идет желтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель - Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей. Кто я? (Золото)

Маска 2. Я не менее красива, чем золото. Мой род очень древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? (Медь)

Маска 3. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель - бог войны. Кто я? (Железо)

Маска 4. Моя структура аналогична структуре алмаза. Меня используют в качестве полупроводника. При высокой температуре восстанав­ливаю многие металлы из оксидов, Я второй по распространенности элементов на Земле. Вхожу в состав речного песка. Кто я? (Кремнии)

Маска 5. В газообразном виде я оказываю сильное раздражающее действие на глаза и дыхательную систему. Я вхожу в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и других пестицидов. Главным образом я появляюсь на свет в результате электролиза солей. Меня используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. Кто я? (Хлор)

Маска 6. Я аналог азота и у нас сходные электронные конфигурации. Живу я на Кольском полуострове в залежах минералов. У меня есть несколько братьев - аллотропных модификаций. Один брат принимает активное участие при изготовлении спичек. Меня постоянно приглашают поучаствовать в получении дымовых завес. Кто я? (Фосфор)

6 конкурс «Путаница»

В предложениях слова перепутаны. Участникам предлагается вернуть первоначальный их вид, а для этого расставить слова в нужном порядке.

1. Ядра, котором, нахождения, наибольшая, электронным, пространств вероятность, электрона, облаком, называется, вокруг, в.

(Пространство вокруг ядра, в котором вероятность нахождения электрона наибольшая, называется электронным облаком.)

2. Химическое, массе, суммарная, продуктов, равна, веществ, взаимодействие, в, вступивших, суммарной, масса, реакции.
(Суммарная масса продуктов реакции равна суммарной массе вступивших в химическое взаимодействие веществ.)

3. Или, процесс, ионы, воде, его, называется, расплавлении, распада, растворении, на, электролита, при, в, диссоциацией.

(Процесс распада электролита на ионы при растворении его в виде или расплавлении называется диссоциацией.)

4. Свойства, проявляет, окислительные, озон, сильные.

(Озон проявляет сильные окислительные свойства.)

8 конкурс «Дешифровщик»

На клавиатуре были напечатаны какие-то слова. Если человек нажимал на букву один раз, она загорается зеленым цветом, если два раза - жёлтым, если три раза - красным. Собери из полученных букв слова.

ГОМОЛОГ

ОСНОВАНИЕ

КАТАЛИЗ