Форма проведения: Интеллектуальная игра по химии с участием обучающихся 9-10 классов.
Цель:
- закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии;
- заинтересовать учащихся предметом;
- развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
- помочь учащимся проявить свои потенциальные способности;
- развивать у ребят познавательный интерес к предмету, обогатить интеллект и кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии, воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры.
Образовательные задачи: закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии; заинтересовать учащихся предметом;
Развивающие задачи:
- развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
- помочь учащимся проявить свои потенциальные способности.
- развивать у ребят познавательный интерес к предмету, обогатить интеллект и кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии.
Воспитательные задачи:
- воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопомощи, групповой, творческой деятельности;
- воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры.
Ход игры
I. Организационный момент
II. Конкурсы
- 1 конкурс - Разминка - «В стране химических загадок»
- 2 конкурс - «Откуда имя твоё?» (химические элементы)
- 3 конкурс - «Позвони мне, позвони»
- 4 конкурс - «Знакомые всё лица» (имена учёных)
- 5 конкурс - «Совпадения»
- 6 конкурс - «Узнай меня!» - маска»
- 7 конкурс - «Путаница»
- 8 конкурс - «Дешифровщик»
III. Подведение итогов
1 конкурс - Разминка - «В стране химических загадок»
Вещества, элементы
Газ - ненужный нам отброс
|
Он безжизненным зовется,
|
По прозванью инвалид,
|
Порознь каждый ядовит,
|
Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх. |
Основа моя - сухая трава,
|
Вы, ребята, мне поверьте -
|
Какой металл по древней мифологии обречен на "вечные муки"?
|
Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?
|
Я не горюю, а горю, и воду вам я подарю.
|
Иду на мелкую монету,
|
2 конкурс - Откуда имя твое? - «Угадай элемент»
1. Когда в 1669 году гамбургский алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает «несущий свет». Так что «светофор» - лингвистически то же самое, что и «Люцифер». О каком элементе идет речь? (Ответ: Фосфор)
2. В течение длительного времени были известны только производные этого элемента, в том числе исключительно едкая кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель. (Ответ: Фтор)
3. В XV веке в Саксонии среди богатых серебряных руд обнаруживали блестящие, как сталь, белые или серые кристаллы, из которых не удавалось выплавить металл; их примесь к серебряной или медной руде мешала выплавке этих металлов. "Нехорошая" руда получила у горняков имя горного духа. В 1735 году шведский минералог Георг Бранд сумел выделить из этого минерала не известный ранее металл. Какой это металл? (Ответ: Кобальт)
4. Этот элемент открыт в 1844 году профессором Казанского университета К.К.Клаусом, который назвал его в честь своей родины - России. (Ответ: Рутений)
5. Название этого элемента связано с греческим богом Солнца Гелиосом. Латинское название означает "жёлтое" и родственно с "Авророй" - утренней зарёй. (Ответ: Золото)
3 конкурс - Позвони мне, позвони!
номер телефона - последовательность цифр - номеров правильных ответов на 11 вопросов
1. Вещество с ковалентной неполярной связью
2. Вещество с металлической связью, элемент его образующий имеет 35 нейтронов в ядре атома.
3…Чего я только не делывал на своей научной жизни. Начав с учительства, я посвятил 48 лет Родине, науке….
4. Сырье для получения в лаборатории ацетилена
5. Вещество с ковалентной полярной связью
6. Вещество, которое горит в атмосфере углекислого газа
7. Элемент, который необходим для работы сердца
8. Элемент, без него не возможен углеводный обмен в клетках мозга, без него не зреют плоды и не цветут растения
9. Бесцветный газ, который используется при отбеливании бумаги и дезинфекции помещений
10….Он разгадал земные тайны, раздвинул неба потолок и подвигом необычайным прославил Русь, вперед увлек….
11. В свое пребывание в пансионе, где обучали будущих гимназистов, он постоянно экспериментировал со взрывоопасными веществами, пытаясь изготовить порох для бенгальских огней, и как еще это могло окончиться, как не грандиозным взрывом, перепугавшим и воспитателей, и воспитанников? К счастью, при этом никто не пострадал, кроме самого гимназиста, который опалил волосы и бровь и был посажен под замок. Этот проступок настолько возмутил руководство, что к нему применили невиданное в стенах пансиона доселе наказание: вывели в обеденную залу с табличкой на груди, саркастично гласившей: «Великий химик».
Варианты ответов:
- SO2
- P
- Mg
- Ломоносов
- Менделеев
- Al4C3
- Бутлеров
- H2
- Cu
- CaC2
4 конкурс - Знакомые все лица
Определить класс неорганических веществ, химические формулы которых представлены в таблице. Обвести буквы, соответствующие правильным ответам и составить из них фамилию ученого.
Формулы веществ |
Классы неорганических соединений |
|||||||
металлы |
Переходные элементы |
Неметаллы |
Бинарные соед-я |
кислоты |
Амфотерный гидроксид |
основ-я |
соли |
|
PCl3 |
М |
Э |
М |
Ц |
И |
З |
Т |
Ф |
HClO3 |
А |
Ъ |
С |
И |
Е |
Б |
О |
Е |
Be(OH)2 |
П |
Х |
Ч |
Т |
А |
Л |
Г |
Д |
Zn |
Р |
Е |
Я |
Ь |
Д |
И |
Н |
Б |
Ba(OH)2 |
О |
Щ |
Ф |
Б |
С |
М |
И |
С |
Ca |
Б |
Г |
Й |
Ю |
П |
П |
К |
Р |
S8 |
Л |
Н |
Р |
Ж |
О |
У |
Д |
Т |
Ca3(PO4)2 |
Д |
Ш |
Ц |
П |
Ы |
Я |
Б |
У |
Al(OH)3 |
Ж |
К |
У |
О |
В |
С |
А |
Я |
5 конкурс «Совпадение»
Выдаётся задание (решить уравнения химических реакций ) команде и капитану. Сколько правильных ответов совпадёт у команды и капитана, столько баллов начисляется участникам.
Капитан:
|
Команда:
|
5 конкурс «Узнай меня! - маска»
Выходят шесть учеников в карнавальных масках, рассказывают об элементах и простых веществах. Команды в течение 30 сек пишут ответы на листочках и сдают. Маска открывается и показывает правильный ответ.
Маска 1. Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идет желтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель - Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей. Кто я? (Золото)
Маска 2. Я не менее красива, чем золото. Мой род очень древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? (Медь)
Маска 3. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель - бог войны. Кто я? (Железо)
Маска 4. Моя структура аналогична структуре алмаза. Меня используют в качестве полупроводника. При высокой температуре восстанавливаю многие металлы из оксидов, Я второй по распространенности элементов на Земле. Вхожу в состав речного песка. Кто я? (Кремнии)
Маска 5. В газообразном виде я оказываю сильное раздражающее действие на глаза и дыхательную систему. Я вхожу в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и других пестицидов. Главным образом я появляюсь на свет в результате электролиза солей. Меня используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. Кто я? (Хлор)
Маска 6. Я аналог азота и у нас сходные электронные конфигурации. Живу я на Кольском полуострове в залежах минералов. У меня есть несколько братьев - аллотропных модификаций. Один брат принимает активное участие при изготовлении спичек. Меня постоянно приглашают поучаствовать в получении дымовых завес. Кто я? (Фосфор)
6 конкурс «Путаница»
В предложениях слова перепутаны. Участникам предлагается вернуть первоначальный их вид, а для этого расставить слова в нужном порядке.
1. Ядра, котором, нахождения, наибольшая, электронным, пространств вероятность, электрона, облаком, называется, вокруг, в.
(Пространство вокруг ядра, в котором вероятность нахождения электрона наибольшая, называется электронным облаком.)
2. Химическое, массе, суммарная, продуктов, равна, веществ, взаимодействие, в, вступивших, суммарной, масса, реакции.
(Суммарная масса продуктов реакции равна суммарной массе вступивших в химическое взаимодействие веществ.)
3. Или, процесс, ионы, воде, его, называется, расплавлении, распада, растворении, на, электролита, при, в, диссоциацией.
(Процесс распада электролита на ионы при растворении его в виде или расплавлении называется диссоциацией.)
4. Свойства, проявляет, окислительные, озон, сильные.
(Озон проявляет сильные окислительные свойства.)
8 конкурс «Дешифровщик»
На клавиатуре были напечатаны какие-то слова. Если человек нажимал на букву один раз, она загорается зеленым цветом, если два раза - жёлтым, если три раза - красным. Собери из полученных букв слова.
ГОМОЛОГ
ОСНОВАНИЕ
КАТАЛИЗ