Цель: формирование первоначальных представлений о предмете химии.
Задачи:
образовательные:
- обеспечить в ходе урока усвоение следующих основных понятий: химия, тело, вещество, свойства веществ;
- сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых предметов и процессов, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними.
развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса к изучению данного предмета;
- содействовать развитию умений применять полученные знания на практике.
воспитательные:
- обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся на уроке химии.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование:
- проектор;
- компьютер;
- медная монета;
- нитрат серебра;
- чашка Петри;
- фильтровальная бумага.
Раздаточный материал:
- таблица с заданием;
- памятка "Правила составления синквейна".
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, мои ученики. Зовут меня… Я приветствую вас на уроке химии. Наш первый урок я хотела бы начать с притчи.
Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».
Ребята, желаю вам, чтобы вы были именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ». Пусть наши с вами уроки принесут вам новые открытия! Успехов вам!
2. Введение в тему
Учитель: В этом году вы приступаете к изучению удивительной науки ХИМИИ.
Слайд 2. Вот как писал об этой науке Максим Горький в пьесе «Дети солнца». «Это изумительная наука, знаете! Она еще мало развита, сравнительно с другими, но уже и теперь она представляется мне каким-то всевидящим оком. Ее зоркий, смелый взгляд проникает и в огненную массу солнца, и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, в тайны строения камня и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни... И она найдет его, она найдет! Изучив тайны строения материи, она создаст в стеклянной колбе живое вещество...»
Химия является одной из наук, изучающих природу. Вместе с биологией и физикой химия принадлежит к числу ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК.
Изучение любой науки - это процесс, который лишь однажды начинается, и затем продолжается постоянно. В этом учебном году вы усвоите основные законы и важнейшие химические понятия, научитесь применять химическую символику, составлять химические формулы и уравнения реакций, решать задачи, проводить химический эксперимент. А это важно, так как химия - экспериментальная наука.
Слайд 3.
Учитель:А поможет нам в изучении данного предмета учебник авторов Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана. Помимо учебника на уроке нам понадобится общая тетрадь (рабочая), тетрадь для контрольных и практических работ.
Слайд 1. (Чтобы вернуться на слайд 1, надо перейти по стрелке.)
Учитель: Давайте откроем тетради, запишем число и тему нашего первого урока «Предмет химии. Вещества и их свойства».
3. Изложение нового материала
Учитель: Что же изучает наука ХИМИЯ? (Ответы учащихся)
Слайд 4. (Чтобы перейти на слайд 4 , надо нажать на стрелку.)
Учитель: Предметом изучения данной науки являются вещества, свойства веществ и превращения веществ.
Слайд 5.
Учитель: Давайте запишем в тетрадь, что изучает химия.
Химия - это наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, которые сопровождают эти превращения. (Запись в тетрадь).
Все вещества окружающие нас, состоят из химических элементов, которых сейчас насчитывается 118. Соединяясь, атомы разных элементов, образуют более двадцати миллионов веществ.
А что же такое вещество? (Ответы учащихся)
Слайд 6.
Учитель: Посмотрите на картинки. Вы видите автомобиль, парту, стулья, очки. Как можно назвать все эти предметы? (Ответы учащихся).
Это физические тела. Напомню, что физическое тело - это любой предмет, имеющий массу, форму и объем.
Любое физическое тело из чего-то состоит или из чего-то изготовлено.
Вещество - это то, из чего состоит физическое тело. (Запись определения в тетрадь)
Слайд 7.
Учитель: А как переводится слово «химия»? Имеется несколько точек зрения на происхождение слова "химия".
Хми (египетск.) - "черная" земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия.
Кеме (египетск.) - "черная" наука. Речь идет об алхимии как темной, дьявольской науки .
Хюма (древнегреч.) - "литье" металлов; того же корня и греческое хюмос - "сок".
Ким (древнекитайск.) - "золото". Тогда химию можно толковать как "златоделие".
Слайд 8.
Учитель: Алхимия - направление, зародившееся в II-VI веке н.э. в Египте, занимавшееся изучением металлов, их превращением в драгоценные металлы. Исследования алхимиков были направлены на поиски «философского камня» якобы способного превращать любой металл в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они для них получали золото.
Посмотрите, как работали алхимики.
Правда будем получать не золото, а попробуем посеребрить монетку.
Опыт «Посеребрение монеты». В заранее приготовленный раствор нитрата серебра опустить медную монету на минуту. Затем просушить ее фильтровальной бумагой.
Учитель: Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото. Алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах. Но науку запретить нельзя. Учёные отбросили от слова «алхимия» приставку «ал» и получилось новое название - химия.
4. Разминка
Слайд 9-14.
Учитель: Химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, из жизненного опыта. Вы убедитесь сейчас в этом сами. Вам предлагаются вопросы из различных тем курса химии 8-го, 9-го, 10-го классов. Кто желает ответить?
Приглашаются ученики. Они выбирают номер вопроса на слайде 9.
Вопросы:
1. Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?
(В выдыхаемом воздухе содержится углекислый газ.)
9 класс «Соединения углерода».
2. Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли? (Заморозить.)
8 класс «Вода».
3. Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок? (Соединения железа.)
9 класс «Металлы».
4. Почему горящий бензин нельзя тушить водой? (Бензин легче воды и не смешивается с ней.)
10 класс «Органические соединения».
5. Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины? (Три рубашки.)
8 класс «Воздух».
За правильный ответ ученик получает на память таблицу растворимости или периодическую таблицу небольших размеров.
5. Физкультминутка
Слайд 15.
Учитель: Сейчас давайте поиграем в игру «Тела-вещества»: если вы увидите название физического тела, вы хлопаете в ладоши. Если вы увидите название вещества, вы топаете ногами.
6. Продолжение изучения нового материала
Слайд 16.
Учитель: А сейчас я предлагаю рассмотреть рисунки.
Что объединяет между собой эти столь разные предметы? (Ответы учащихся).
Все предметы изготовлены из глины.
Из одного и того же вещества можно изготовить различные предметы.
Слайд 17.
Учитель: А что вы можете сказать об этих предметах? (Ответы учащихся).
Из разных веществ можно изготовить одинаковые предметы.
Слайд 18.
Учитель: Известно более 20 000 000 веществ. Каждое вещество характеризуется определёнными свойствами.
Свойства вещества - это признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой. (Запись определения в тетрадь)
Слайд 19.
Учитель: Различают физические и химические свойства веществ.
К физическим свойствам относятся свойства, присущие веществу вне химического взаимодействия: это агрегатное состояние, цвет, запах, плотность, электро- и теплопроводность, температура кипения, плавления и т.д.
Химические свойства - свойства веществ, имеющие отношение к химическим процессам.
К химическим свойствам относятся способность реагировать с другими веществами, способность к разложению….
Запись схемы в тетрадь.
7. Закрепление материала
Слайд 20.
Учитель: А теперь выполним следующее задание.
Заполните таблицу «Важнейшие физические свойства веществ» (учащимся раздаются таблицы для экономии времени). Приложение 1
Вещество |
Физические свойства |
|||
Агрегатное состояние |
Цвет |
Плотность |
Растворимость* в воде |
|
Железо |
7,874 г/см³ |
|||
Спирт этиловый |
0,8 г/см³ (при 20 °C) |
|||
Графит |
2,08-2,23 г/см³ |
|||
Сахар |
1,587 г/см³ |
Растворимость* - физико-химическое свойство.
Первые три ученика, выполнившие задание, сдают тетради на проверку.
После осуществляется общая проверка.
Слайд 21.
Учитель: Давайте проверим задание. Один ученик приглашается к доске.
8. Подведение итогов
Учитель: Сегодня на уроке вы узнали, что изучает химия, чем различаются понятия «вещество» и «тело», что такое «свойства вещества».
Слайд 22.
Учитель: В наши дни ни одному человеку не обойтись в жизни без знания химии.
… химия - самая важная
И больше других нам нужна
Откуда у нас напитки?
Откуда посуда, еда?Откуда у нас лекарства,
Косметика, мыло, духи,
Ткани, квартиры, убранство?
Всем химии обязаны мы.Она интересна. Загадочна,
Но нужно ее учить,
Зачем же нужна эта химия?
Нужна она нам чтобы жить!
9. Домашнее задание
Слайд 23.
Учитель инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания.
- Параграф 1.
- Выучить определения основных понятий: химия, тело, вещество, свойства веществ.
- Составить схему, иллюстрирующую значение химии.
- Выполнить письменно вопрос 4 стр. 7.
10. Рефлексия
Слайд 24-25.
Учитель: В заключение урока я предлагаю сочинить синквейн. Работать будете парами. Синквейн - слово французское, в переводе означает "стихотворение из пяти строк".
На каждой парте есть памятка "Правила составления синквейна". Приложение 2
- Первая строчка стихотворения - это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
- Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
- В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
- Четвертая строка - это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как составленное предложение, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
- Пятая строчка - всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Учащиеся пробуют сочинить синквейны со словом «ХИМИЯ». Желающие зачитывают.
Слайд 26. Спасибо за работу и внимание!
Интернет-ресурсы
- https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/masterklass_moe_originalnoe_nachalo_uroka_162505.html
- http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/pesy/deti-solnca/deti-solnca.htm
- https://him.1sept.ru/article.php?ID=201000604
- https://infourok.ru/sinkveyn-metodicheskiy-priyom-na-uroke-2707367.html
- https://multiurok.ru/blog/o-khimii-v-stikhakh-i-zaghadkakh.html